Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Categories:

Русские - покорители славян. Глава 4. Кто такие русы? 4.1.5. Хазарские источники. 6

Тем временем Олег продолжал свою войну, и продолжал её успешно. Конечно, -

- Варда Фока этот отряд настиг, разбил наголову, обратил в бегство и убил его воинов.


Победа своего войска для имперского историка неизбежна, как победа коммунизма, но только вот после неё зачем-то –

пришёл туда во главе всего восточного войска и умнейший доместик схол Иоанн Куркуас, который, появляясь то там, то здесь, немало убил оторвавшихся от своих врагов, и отступили росы в страхе перед его натиском, не осмеливаясь больше покидать свои суда и совершать вылазки.

Успех опять был полный, но только… Но только русские закончили боевые действия только с наступлением холодов:

Однако надвигалась зима, у росов кончалось продовольствие, они боялись наступающего войска доместика схол Куркуаса, его разума и смекалки, не меньше опасались и морских сражений и искусных маневров патрикия Феофана и потому решили вернуться домой.

Так все четыре месяца и боялись – дольше, напомню, в четыре раза, нежели длился набег 860 года.
Но всё хорошее когда-то кончается. Обнаружив однажды, что тактика Иоанна Куркуаса принесла заслуженный успех – разошедшиеся по местности грабительские шайки русов уничтожены по частям, и наличных сил оказалось слишком мало, - Олег принял решение возвращаться. К тому времени он уже достаточно взял добычи, чтобы замазать ею позор игорева поражения, так что можно было возвращаться на базу. Вот только не июнь уже стоял на дворе, а сентябрь, когда шторма на Чёрном море бывают неожиданный и жестоки. Именно потому Олег, скорее всего, и принял решение ночью обойти сторожащий Проливы греческий флот, чтобы каботажным образом добраться вдоль уже не контролируемых Византией болгарских и печенежских берегов до родины.
К сожалению для него, этого не удалось: греки были настороже, русскую флотилию перехватили и –

- множество кораблей пустил на дно, и многих росов убил упомянутый муж.

Добычу тоже отняли:

…Феофан, вернувшийся с победой и великими трофеями…


И что было делать теперь Олегу? Отдавать-то что-то хазарам надо. И контрибуцию, и плату за Тмутаракань. А он теперь и выглядел ничем не лучше неудачника Игоря.
Но вот вопрос: отчего это Олегу хотелось туда отправиться, в этот Бердаа? В стыде ли дело, как о том повествует хазарский информатор? Или именно в том, что добычи, обещанной Песаху, не привёз? Завис с кассою, что называется.
А где взять средства, чтобы долг вернуть? Византия ощетинилась, к бою готова. Хазария – вот она, но поди напади на неё с жалкими остатками прежнего войска. На севере явно всё схвачено конкурирующими бандами русов. Да и добывание шкурок и рабов – процесс длительный, а не исключено, что хазарский «счётчик» щёлкал. «Счётчик», как известно, не бандитами был изобретён, а именно правоверными иудеями в практику финансовых расчётов введён.
В общем, похоже, потому Олег и морем на Кавказ двинулся, а не удобным путём через Хазарию, что была доведена до него информация: как знаешь, а долг верни. Но мы тут тебе – не помощники и даже не транзитный шлях. Сам разбирайся со своими проблемами.
Да и Игорь, похоже, пользуясь обстоятельствами, быстро и эффективно захватил власть над остатками руси. И, следовательно, Русью. Не исключено, что – в качестве хазарского ставленника. Во всяком случае, он откуда-то с дивной скоростью набирает настолько большое войско, что приводит в содрогание Византию, так недавно русов очень серьёзно проредившую. А войско только в умах у кабинетных историков появляется ниоткуда. На деле же ему одного пива по литру на душу в день нужно. Как минимум. Вот и посчитаем: десяток тысяч бойцов употребят десять тысяч литров. По нынешним ценам – под 50 рублей. Ну-ка, отдай 500 тысяч за день! Да пусть их тысяча, воинов! 50 тысяч рублей в день – тоже не копеечка. Да и не испугаешь ты Царьград тысячью бойцов…
Итак, у Игоря есть материальный и моральный ресурс, чтобы навербовать себе новое войско взамен стёртого. Откуда у только что потерпевшего поражение полководца?
Только из двух источников. Материальный – одна соседняя сверхдержава. Моральный – перенесение ответственности за неудачу на Хлгу-Олега. Который к тому же так полезно пропал где-то на Кавказе…
Как пропал Олег на Кавказе – история для нашей темы не столь важная, но всё же вкратце мы её вспомним.
Как именно князь прошёл аж за нынешний Нагорный Карабах, точно сказать, вероятно, невозможно. Но вот это –

- морем –


- указывает, возможно, на то, что не по Дону-волоку-Волге-Каспию достигли русы города Бердаа, а как-то напрямую. Может быть, через Риони поднялись выше Колхидской низменности, а там то ли переволоклись в бассейн Куры, то ли пешим ходом туда вышли.
Хотя и это – не стопроцентно, конечно. Арабский автор Мискавейх, у которого есть рассказ об этом походе, повествует как раз о противоположном:

Они проехали море, которое соприкасается со страной их, пересекли его до большой реки, известной под именем Куры, несущей воды свои из гор Азербайджана и Армении и втекающей в море.

Я не берусь сказать, насколько это верные данные. Но как бы то ни было, отметим: арабский автор считает Хазарию страною и русов тоже – ибо ясно дело, что Каспий соприкасается именно с нею. Ну, или речь идёт о первой гипотезе: русы прошли «своё» море, называвшееся, кстати, одно время Русским, - а затем неким путём вышли к Куре.
Не разобраться сегодня.
Но послушаем того же Мисквейха о том, как развивались события дальше.

Когда они достигли Куры, вышел против них представитель Марзубана и заместитель его но управлению Бердаа. Было с ним триста человек из дейлемитов и приблизительно такое же число бродяг и курдов. Простой народ убежал от страху. Вышло тогда вместе с ними из добровольцев около 5000 человек на борьбу за веру. Были они беспечны, не знали силы их и считали их на одном уровне с армянами и ромейцами. После того, как они начали сражение, не прошло и часу, как русы пошли на них сокрушающей атакой. Побежало регулярное войско, а вслед за ним все добровольцы и остальное войско, кроме дейлемитов. Поистине, они устояли некоторое время, однако все были перебиты, кроме тех среди них, кто был верхом. (Русы) преследовали бегущих до города… Вступили в него русы и овладели им.


Далее русы повели себя не как обычные захватчики:

Рассказали мне Абу-Аббас-ибн-Нудар, а также некоторые из исследовавших, что люди эти вошли в город, сделали в нем объявление, успокаивали жителей его и говорили им так: «Нет между, нами и вами разногласия в вере. Единственно чего мы желаем, это власти. На нас лежит обязанность хорошо относиться к вам, а на вас — хорошо повиноваться нам».

Ясно: русские пришли, чтобы остаться. На другой дом они уже не рассчитывали.
Не исключено также, что русы и ислам приняли.
Но это не помогло решению вопроса о власти:

Подступили со всех окрестных земель к ним мусульманские войска. Русы выходили против них и обращали их в бегство. И бывало не раз так вслед за ними выходили и жители Бердаа и, когда мусульмане нападали на Русов, они кричали «Аллах велик» и бросали в них камни.


Нет, не приняли русы ислам. Просто по традиционному скандинавскому веропофигизму решили, что в кого бы ни верить – был бы человек хороший.
К сожалению, эту экуменическую философию не разделяли жители Бердаа:

…они не заботились о себе, а обнаруживали то, что у них в душах их, и препятствовали русам, когда на них вели нападение сторонники власти. После того как это продолжалось некоторое время, возвестил глашатай русов: «Не должен оставаться в городе ни один из жителей его». Дали мусульманам отсрочку на три дня от дня этого объявления. И вышли все, у кого только было вьючное животное, которое могло увезти его, жену его и детей его. Таких ушедших было немного. Пришел четвёртый день, и большая часть жителей осталась. Тогда русы пустили в ход мечи свои и убили много людей, не сосчитать числа их.

А что вы хотите – дисциплина! Да и, видно, достали их аборигены непослушные.
Выживших интернировали:

Заключили русы женщин и детей в крепость внутри города, которая была шахристаном этих людей, где они поместились, разбили лагерем свои войска и укрепились. Потом собрали мужчин в мечети соборной, поставили к дверям стражу и сказали: «Выкупайте себя...»
Таким образом скопилось у русов в городе Бердаа большое богатство, стоимость и достоинство которого были велики…


Иными словами, снова видим: русы не ограбили жителей сразу, то есть не за добычей пришли. Они пришли завоевать себе новый дом. Поначалу – необычно для них гуманным способом.
Но вот тут уже должны были полностью остервенеть законные войска Марзубана: отчуждённая у гражданских собственность, обращённая в добычу врага, становится законной добычей освободителей. Что с бою взято – то свято». А потому арабские бойцы утроили усилия. И вели теперь осаду русов –

- до тех пор, пока последние не были окончательно утомлены. Случилось, что и эпидемия усилилась. Когда умирал один из них, хоронили его, а вместе с ним его оружие, платье и орудия, и жену или кого-нибудь другого из женщин, и слугу его, если он любил его, согласно их обычаю.


Ну, тут нам остаётся только вспомнить подглавку об археологических свидетельствах об обычаях русов…

После того как дело Русов погибло, потревожили мусульмане могилы их и извлекли оттуда мечи их, которые имеют большой спрос и в наши дни, по причине своей остроты и своего превосходства.

Опять же естественно.

Когда уменьшилось число русов, вышли они однажды ночью из крепости, в которой они пребывали, положили на свои спины все что могли из своего имущества, драгоценностей и прекрасного платья, остальное сожгли. Угнали женщин, юношей и девушек столько, сколько хотели, и направились к Куре. Там стояли наготове суда, на которых они приехали из своей страны; на судах матросы из 300 человек русов, с которыми поделились они частью своей добычи, и уехали. Бог спас мусульман от дела их.

Рассказывают, правда, что уехали не все. Будто был тот самый арабский военачальник Марзубан ибн Мухаммад инсценировал отступление и атаковал врага из засады. Русы же шли пешим строем, а их предводитель ехал на осле.
По словам Марзубана, -

- и вступили мы в битву с русами. И сражались мы с ними хорошо и перебили из них много народа, в том числе их предводителя.


Так что в каком-то смысле конь Олега действительно сгубил – хоть и такое скромное из семейства лошадиных как Equus asinus asinus.
Вместе с вождём погибли, вроде бы, семьсот дружинников. Так или иначе, но судя по отсутствию археологических остатков и письменных или устных свидетельств, до родины остатки олеговых русов так не добрались. Скорее всего, вновь, как и в 913 году, на остатки войска напали хазары – или их мусульманские гвардейцы, и на том всё было кончено…
Теперь о датах. Согласно этому рассказу, вторжение русов произошло в 943 году. Точнее, автор датирует появление руси 332 годом Хиджры (с 4 сентября 943 по 23 августа 944 г.). Как раз согласуется со всем вышеизложенным: возвращение в конце 941 года в Тмутаракань, чья-то настоятельная рекомендация не идти в Киев и не мешать там Игорю готовить новую войну с Византией, сезон на сбор нового воинства, выход в 943 году в поход, достижение страны Албании и захват её важного города Бердаа и… И у русов появляется желание там остаться! Во всяком случае, их последующие несчастья Мискавейх описывает, упоминая в этой же время смерть эмира Тузуна, которая произошла в августе-сентябре 945 года. Таким образом, получается, что Олег почти на два года держал город, не собираясь оттуда возвращаться…
Что ж… Всяко лучше, чем хазарам долг возвращать.
Но проблема, как мы уже знаем, возникла в другом. Мусульмане как-то без охоты восприняли новых правителей. Что и понятно: те были язычниками, а по отношению к оным Коран весьма не толерантен. К тому же легендарная восточная антисанитария, жара, недружелюбная позиция высших властей, которые всё насылали на пришельцев новые и новые армии… В общем, некая желудочная инфекция – скорее всего, вечная подруга солдата дизентерия – сильно проредила ряды новых хозяев города. Есть даже такое место - в Житии Василия Нового, где прямо сказано, что большинство русов умерло от диареи.
Ну, а затем упрямые поклонники Аллаха вновь на них напали – и всё. Можно сказать фигурально: змея в конце концов укусила князя Олега так, что даже по поводу местонахождения его могилы мнения разошлись…
Но раз уж попались нам под руку арабские источники, то есть смысл посмотреть, что же говорят о русах они.
Tags: Русские - покорители славян
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments