Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Categories:

Русские - покорители славян. Глава 4. Кто такие русы? 4.1.3. Восточные источники. 3

Ал-Масуди о русах

 

Пред 300 (912-13) годом случилось, что в Андалус пришли морем корабли, на которых были тысячи людей, и напали на прибрежные страны.

Андалус не идентифицируется. Но кусок ниже заставляет предполагать, что речь идёт не об Испании, а о Каспии

Жители Андалуса думали, что это языческий народ, который показывается им на этом море каждые 200 лет, и что он приходит в их страну через рукав, вытекающий из моря Укиянус, но не через рукав на котором находятся медные маяки. Я же думаю, а Бог лучше знает, что этот рукав соединяется с морем Маиотас и Найтас и что этот народ - Русы, о которых говорили мы выше в этой книге; ибо никто, кроме них, не плавает по этому морю, соединяющемуся с морем Укиянус.

Показано представление о том, что из Чёрного моря до «Кругового Океана» путь есть; он действительно есть, но по рекам – т.е. перед нами некое второе издание легенды о пути из варяг в греки

Что же касается язычников, находящихся в стране хазарского царя, то некоторые племена из них суть Славяне и Русы.

Славяне и русы разделены в сознании автора;

Славяне и русы входят в состав Хазарии

Они живут в одной из двух половин этого города и сожигают своих мертвецов с их вьючным скотом, оружием и украшениями.

Контингенты военных или гражданских служащих славяни руссов живут в Итиле.

Обряд сожжения характерен для обоих этносов, но в данном случае уточнение относится явно к русам

Когда умирает мужчина, то сожигается с ним жена его живою; если же умирает женщина, то муж не сожигается; а если умирает у них холостой, то его женят по смерти. Женщины их желают своего сожжения для того, чтоб войти с ними (мужьями) в рай.

Ещё раз описан обряд русов

Русы и Славяне же, о которых мы сказали что они язычники, составляют войско царя и его прислугу.

Подтверждение ранней информемы

В верховьях хазарской реки есть устье, соединяющееся с рукавом моря Найтас, которое есть Русское море;

Есть волок в Дон; следовательно, Дон принимается за рукав Чёрного моря, которое автор называет Русским

никто кроме них (Русов) не плавает по нему и они живут на одном из его берегов.

Забыты как минимум византийцы; русы, живущие на одном из его берегов и одновременно в Хазарии могут жить только в районе Тмутаракани

Они образуют великий народ, не покоряющийся ни царю, ни закону;

У русов свои правители и законы, говорит автор

между ними находятся купцы, имеющие сношения с областью Бургар.

Русы торгуют с Булгаром

Русы имеют в своей земле серебряный рудник, подобный серебряному же руднику, находящемуся в горе Банджгира, в земле Хорасана.

В Восточной европе серебряный рудник известен только в Районе Карачаево-Черкесии, т.е. в пределах ареала русского контроля, базирующегося на Кубань

Русы составляют многие народы, разделяющиеся на разрозненные племена. Между ними есть племя, называемое Лудана, которое есть многочисленнейшее из них; они путешествуют с товарами в страну Андалус, Румию, Кустантинию и Хазар.

Русы – не едины и представляют несколько групп

После 300 года гиджры (912-13-го года по Р. X.) случилось, что около 500 кораблей, из коих на каждом было сто человек (из Русов), вошли в рукав Найтаса, соединяющийся с Хазарскою рекою. Здесь же хазарским царем поставлены в большом количестве люди, которые удерживают приходящих этим морем, также приходящих сухим путем с той стороны, где полоса Хазарского моря соединяется с морем Найтас.

Русы вошли в Дон или Тмутаракань, где встретились с хазарской пограничной стражей/таможней.

Обычные корабли скандинавов, способные к переправке волоком, не вмещали более 70 человек, а чаще – около 30-40. 500 судов также представляются немыслимым количеством – 15 000 человек сильно превышает любой разумный мобилизационный потенциал любой из возможных союзных комбинаций скандинавских или русских мореходов.

После того, как русские суда прибыли к хазарским людям, поставленным при устье рукава, они (Русы) послали к хазарскому царю просить о том, чтоб они могли перейти в его страну, войти в его реку и вступить в Хазарское море - которое есть также море Джурджана, Табаристана и других персидских стран, как мы уже упомянули - под условием, что они дадут ему половину из всего, что награбят у народов, живущих по этому морю. Он же (царь) согласился на это.

Просили войти в Волгу и через неё добраться до Каспия.

На обратном пути была обещана добыча, т.е. между руссами и хазарами суещствует таили иная форма союза

Посему они вступили в рукав, достигли устья реки и стали подниматься по этой водяной полосе, пока не достигли реки Хазарской, вошли по ней в город Итиль, прошли его и достигли устья реки и впадения ее в Хазарское море. От впадения же реки до города Итиль это большая река и многоводная.

Это уточняет, что пограничный пункт находился, скорее в Тмутаракани, а не в устье Дона

И русские суда распространились по этому морю, толпы их бросились на Джиль, Дайлем, на города Табаристана, на Абаскун, который находится на Джурджанском берегу, на Нефтяную страну и по направлению к Адарбайджану, ибо от области Ардабиля в стране Адарбайджан до этого моря расстояние около трёх дней пути.

 

И Русы проливали кровь, брали в плен женщин и детей, грабили имущество, распускали всадников (для нападений) и жгли. Народы, обитавшие около этого моря, с ужасом возопили, ибо им не случалось с древнейшего времени, чтоб враг ударил на них здесь, а прибывали сюда только суда купцов и рыболовов.

Русы не всадники – следовательно, с ними была часть хазарской конницы.

Вопль народа же говорит о том, что после предыдущих хазаро-арабских войн здщесь всё успокоилось, но теперь для чего-то хазары пропустили вооружённые отряды русов.

Русы же воевали с Джилем, Дайлемом и с военачальником у Ибн-абис-Саджа и достигли до Нефтяного берега в области Ширвана, известного под названием Баку.

 

При возвращении своем из прибрежных стран Русы поворотили на острова, близкие к Нафте, на расстояние нескольких миль от нее. Царём Ширвана был тогда Али ибн аль-Гайтам.

 

И жители вооружились, сели на корабли и купеческие суда и отправились к этим островам; но русы устремились на них и тысячи мусульман были умерщвлены и потоплены.

Русы – хорошие моряки.

Многие месяцы Русы оставались на этом море в таком положении; никто из тамошних народов не имел возможности подступать к ним на этом море, а все они укреплялись и были на страже от них, ибо море это обитаемо вокруг народами.

Многие месяцы, не будучи отозванными хазарами, – это вновь говорит о более серьзёном состоянии войны, нежели простой грабёж

После того, как они награбили и им надоела эта жизнь, отправились они к устью Хазарской реки и истечению её, послали к царю хазарскому и понесли ему деньги и добычу по их уговору.

Русы выполнили условия договора

Царь же хазарский не имеет судов и его люди не привычны к ним; в противном случае, мусульмане были бы в великой опасности с его стороны.

 

Ларсия же и другие мусульмане из страны Хазар узнали об этом деле и сказали хазарскому царю: «Позволь нам (отомстить), ибо этот народ нападал на страну наших братьев-мусульман, проливал их кровь и пленил их жен и детей».

Просили или нет, но едвали мусульманская солидарность была столь высока – речь шла явно об овладении оставшейся частью добычи

Не могши им препятствовать, царь послал к Русам и известил их, что мусульмане намереваются воевать с ними. Мусульмане же собрались и вышли искать их при входе в Итиль по воде.

Царь умыл руки. Но мусульманам нападение разрешил.

Когда же увидели они друг друга, Русы вышли из своих судов. Мусульман было около 15 000 с конями и вооружением, с ними были также многие из христиан, живших в Итиле. Три дня продолжалось между ними сражение; Бог помог мусульманам против Русов и меч истребил их, кто был убит, а кто утоплен.

Непонятно, почему русы просто не уплыли. Скорее всего, речь идёт о сражении в ходе переволога из Волги на Дон.

Около же 5 000 из них спаслись и отправились на судах в страну, примыкающую к стране Буртас, где они оставили свои суда и стали на суше; но из них кто был убит жителями Буртаса, а кто попался к мусульманам в стране Бургар и те убили их.

Часть руссов всё же отошла на кораблях вверх по Волге

Сосчитанных мертвецов из убитых мусульманами на берегу Хазарской реки было около 30 000.

Цифры баснословны

 С того года Русы не возобновили более того, что мы описали.

 

 

Ибн Хордадбех

 

Русы-купцы - один из разделов славян;

Точно нет, ибо из разделают и другие авторы, и сама археология

они возят меха белок, чёрно-бурых лисиц и мечи из крайних пределов славянства к Румскому морю,

Их торговля – меха и оружие

и берёт с них десятину румский властелин,

 

а то они отправляются по Танаису - славянской реке, проходят до Хамлиджа, хазарской столицы,

Сложно назвать Дон славянской рекой, что ещё раз говорит о том, что автор путает кого-то со славянами или же вовсе подразумевает под ними кого-то другого, чем мы

и берёт с них десятину её властелин,

 

затем они к Джурджанскому морю, выходят на том из его берегов, куда они стремились, а поперечина этого моря - 500 фарсахов;

 

иногда они перевозят свои товары из Джурджана на верблюдах в Багдад, переводчиками у них славянские евнухи, они [русы] заявляют себя христианами и платят подушную подать.

Ещё одно противоречие началу текста: если русы – один из видов славян, то им не нужны переводчики-славяне

 

И, наконец, есть длинный рассказ арабского путешественника Ибн-Фадлана, который особенно ценен для истории благодаря тому обстоятельству, что Фадлан лично видел русов и даже участвовал в их похоронном обряде.

А ещё этот рссказ замечателен тем, что из него делают подчас самые противоположные умозаключения. И всё только по одной причине – по неумению работать с текстом именно как с источником информации. А потому часто либо сшивают весь текст вместе, хотя он информационно состоит явно из разных кусков, либо, наоборот, произвольно выхватывают из него куски и компонуют в угоду собственным идейным воззрениям. В основном именно для поддержки последних столь ценными показаниями, как свидетельство очевидца.

Мы же не будем верить ничему. В том числе и очевидцу, который, как известно, и врёт как… очевидец. Мы будем верить только той информакции, что сможем сами вычленить из текста, после чего и её подвергнем беспристрастному анализу. По очень простому принципу: «Так бывает?».

И снова попробуем совместить различные высказывания в рамках одной таблички. Картина, судя по уже первым строкам сочинения, должна получиться на диво интересной.

Tags: Русские - покорители славян
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments