Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Category:

Русские - покорители славян. Глава 4. Кто такие русы? 4.1.3. Восточные источники. 7

И вот если с такой точки зрения подходить канализу текстов, показывающих представление арабских авторов о русах, то что мы из них увидим? Путаница на путанице и путаницей погоняет. Цена этим свидетельствам крайне невысока в силу их легендарности, баснословности и при этом компилятивности. Иными словами, восточные авторы чаще всего некритически списывали друг у друга самые фантастические утверждения.

Древние авторы вообще любили переписывать предшественников, придавая тем самым больше авторитета своему труду. А арабы в этом отличались в особенности. Но, как и все, переписывая – что-то добавляли. И в итоге всё уже так намешано, что чему-то верить никак невозможно. Поэтому и понять арабов тяжело – и не только в языковом, лингвистическом смысле. Просто неясно, что же там на самом деле лежит внизу, в основе этих рассказов.  из этих лавовых остатков.

Отрывки из географических сочинений арабов я и вовсе приводить не буду. Чтобы сразу понять им цену, достаточно просмотреть несколько кусочков из одного (!) сочинения - «Худад ал-`Аллам». Уже этого хватит, чтобы понять: лучше в этих хитросплетениях и не разбираться. Ибо трудно разобраться в том, в чём явно не разбирались сами авторы:

 

Слово об области русов и её городах: это область, к востоку от которой гора печенегов, к югу от неё река Рута, к западу от неё - славяне, к северу от неё безлюдные земли севера и это область большая.

 

Гора степных печенегов – что это? Урал? Карпаты? Где ещё горы в степи? К югу от области русов река – Дон? Ока? Северской Донец? Бесконечно много вариантов. К западу – славяне. Какие? Западные? Восточные? Безлюдные области севера – что это опять?

Если бы мы не знали, где примерно располагалась Древняя Русь, определить это было бы положительно невозможно!

 

И ещё гора есть незначительная между крайними пределами русов и началом пределов кимаков; её длина пять дней пути.

 

Длина горы? Даже если бы знать, кто такие кимаки – где находится возвышенность протяжённостью 150 - 200 км? Пусть 300, если допустить, что люди тогда преодолевали расстояния побольше, чем суворовские солдаты. Покажите нам такую гору в Восточной Европе!

 

Есть ещё река Рус, вытекающая из страны славян, которая течёт на восток, пока не приходит в пределы русов. Затем она проходит по пределам Уртаб, Салаб, Куйафа, которые являются городами русов, и по пределам кипчаков, затем поворачивает и течёт к югу к пределам печенегов, впадает в реку Итиль.

 

Река, вытекающая из страны славян, - которая страна, как мы имели повод убедиться, начинается для арабов где-то в Рязанской области , - это может быть только Ока. Затем Ока проходит, в частности, через Киев, после чего течёт по степям кипчаков-половцев, доходит до пределов печенегов, которые с половцами вместе не жили, ибо были оными истреблены, и, наконец, впадает в Волгу.

В Волгу впадает опять-таки Ока – но где это она течёт по половецким степям? Или это Дон? Но Дон не впадает в Волгу…

 

Другая река Рута, которая течёт от горы, расположенной на пограничье между Печенегами, Мадьярами и Русью. Затем она входит в пределы Руси и течёт к славянам. Затем достигает города Хурдаба, принадлежащего славянам, и используется на их поля и луга.

 

Гора между этими тремя достойными народами – только Карпаты. Река Рута начинается на Карпатах, течёт, надо полагать, на восток, - раз входит в пределы Руси.

Не знаю такой реки. Южный Буг? Припять? Где это они текут через Русь, чтобы попасть к славянам? То есть текут-то они текут, но к какому такому Хурдабу – по контексту ясно, что городу не русскому - они притекают?

Как видим, географические представления восточных авторов не просто неверны. Они неверны многажды: если кто-то и записал что-то со слов путешественников, к тому же частично или неправильно их поняв, - то уж за ним-то снова идёт шлейф повторов, дополнительно искажающих даже тот смысл, что имелся в сочинении изначально. Отсюда и многочисленные города на небольшом болотистом острове, который к тому же делится на три страны, отсюда реки, устья которых – начинаются! - в устьях других рек, отсюда моря, рукавами впадающие в другие моря.

В общем, подобные изыски не охарактеризуешь лучше, нежели это сделал замечательнейший аналитик в древнерусской теме Константин Егоров:

 

Восточные авторы являют собой удивительное явление. Уж триста лет, как венгры не кочуют у Дона, а живут в своём христианском королевстве на Дунае, уж лет сто пятьдесят, как только ковыль да полынь на месте хазарских городов, а арабские и персидские географы всё переписывают, что от хазар до угров два дня пути. Их мир как остывшая вулканическая лава давно потухшего вулкана - слои то чинно лежат друг на друге, а то перемешиваются в совершенно невообразимом порядке. Но именно их рассказы есть прямое описание земли и обычаев восточных славян, а заодно и варягов, в отличие от скандинавских саг, где сведения случайны и присутствуют лишь постольку поскольку. Надо только не переоценивать одно и не недооценивать другое, и контролировать каждое известие всей совокупностью имеющейся информации.

 

А главное, что нам, в общем, эта география и не нужна. Мы и так знаем, что русы населяли пространство между Ладогою и Киевом, и между Ярославлем и Киевом же. Раз уж на оном пространстве государство Русь было построено. Главное – что «страны» славян и «пределы» русов тут различаются, что означает одно: для восточных авторов русы – не славяне, ни географически, ни, так сказать, организационно.

Но о понимании арабами русов и русской темы мы ещё поговорим подробно. Но пока нас интересует вопрос, кто же такие русы. Какие же информемы по этой теме мы можем получить из текстов восточных мудрецов, если теперь глянуть на них, выходя из границ отдельных текстов, а, так сказать, в целом?

Итак, пойдём по пунктам, суммируя то, что дополняет друг друга. Вычитая то, что повторяет.

 

1.      Географическое положение

 

(Страна русов) находится на острове… протяжённостью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр…

Размер страны/острова русов – от 80 до 100 км в диаметре.

 

У них много городов, и живут они привольно.  Число жителей на этом острове 100 000. Страна эта изобилует всеми жизненными благами.

Исключено. На болотах городов не настроишься и привольно не заживёшь – этих самых жизненных благ болото немного производит. И слишком много жителей для такого рода страны.

На восток от неё - гора печенегов, на юг - река Рута, на запад - славяне, на север - ненаселённый север. Это большая страна…

Исключено. Противоречит предыдущим понятиям о самом островном характере страны.

 

Одна группа их ближайшая к Булгару, и царь их сидит в городе, называемом Куйаба, и он (город) больше Булгара. И самая отдалённая из них группа, называемая ас-Славийя, и (третья) группа их, называемая ал-Арсания, и царь их сидит в Арсе.

Русы образуют три группы, различающихся географически и политически.

 

Что же касается язычников, находящихся в стране хазарского царя, то некоторые племена из них суть Славяне и Русы. Они живут в одной из двух половин этого города.

Часть русов входит в состав Хазарии в том или ином статусе. Часть из них живёт в столичном городе.

В верховьях хазарской реки есть устье, соединяющееся с рукавом моря Найтас, которое есть Русское море; никто кроме них (Русов) не плавает по нему и они живут на одном из его берегов.

Устье в верховьях – это, повторюсь, сильно. Тем не менее, море Найтас все исследователи согласно считают Чёрным. Значит, речь идёт о Доне, соединяющемся с Азовским морем, которое понимается как рукав Чёрного. Следовательно, русы живут на берегу Чёрного моря.

Русы имеют в своей земле серебряный рудник, подобный серебряному же руднику, находящемуся в горе Банджгира, в земле Хорасана.

Нет такого нигде на известной территории Древней Руси сребряного рудника. Есть на Кавказе, в пределах территории, которую можно контролировать, базируясь на реку Тамань.

 

Предварительные выводы: русы разделены по меньшей мере на три разных географических и политических региона; часть русов проживает в Хазарии; часть русов базируется на Таманский полуостров и реку Тамань.

 

2.      Социальное устройство

 

Русы составляют многие народы, разделяющиеся на разрозненные племена.

Русы – не единая сила, этнгосили корпорация.

Второй вариант: разрозненные племена составляют русов – отзвук времени, когда начиналась Русь как государство, ещё не объединившее местные племена.

В целом без особой разницы – что совой об пень, что пнём об сову.

Между ними есть племя, называемое Лудана, которое есть многочисленнейшее из них;

Неизвестно такое племя. Предположения различны, подчас остроумны, но столь же обоснованны, как если предположить, что под «луданами» араб имел в виду просто «людей».

У них есть царь, называемый хакан русов

Русы подчинены некоему хакану.

Ежегодно они платят одну десятую добычи и торговой прибыли государю.

Хакану, надо полагать. Казалось бы, обычный, знакомый до дрожи подоходный налог. Между тем, такового в средневековье не существовало – множество народу из воинского сословия налог этот платили кровью. То есть были обязаны своему лидеру службою, но не деньгами. Ежели же обязаны деньгами, то… То вспомним татаро-монгольское иго: должны были все, включая князей. Хоть и вассалитет. Или на то и вассалитет. Отсюда – единственно возможный вывод: хакан русов был на самом деле не русом. Это был инонародный лидер, которому русы подчинались и платили налоги все в целом, как вассал или подчинённая корпорация. Что, в общем, одно и то же.

Среди них есть группа славян, которая им служит.

Существуют подчинённые русам славяне

Их три группы (джинс).

Русы разные

Один из обычаев царя русов тот, что вместе с ним в его очень высоком замке постоянно находятся четыреста мужей из числа богатырей, его сподвижников, причем находящиеся у него надёжные люди из их числа умирают при его смерти и бывают убиты из-за него. С каждым из них [имеется] девушка, которая служит ему, моет ему голову и приготовляет ему то, что он ест и пьёт, и другая девушка, [которой] он пользуется как наложницей в присутствии царя. Эти четыреста [мужей | сидят, а ночью спят у подножия его ложа. А ложе его огромно и инкрустировано драгоценными самоцветами. И с ним сидят на этом ложе сорок девушек для eго постели. Иногда он пользуется как наложницей одной из них в присутствии своих подвижников, о которых мы [выше] упомянули. И этот поступок они не считают постыдным. Он не спускается со своего ложа, так что если он захочет удовлетворить некую потребность то удовлетворит ее в таз, а если он захочет поехать верхом, то он подведет свою лошадь к ложу таким образом, что сядет на нее верхом с него, а если [он захочет] сойти [с лошади], то он подведет свою лошадь настолько [близко], чтобы сойти со своей лошади на него. И он не имеет никакого другого дела, кроме как сочетаться [с девушками], пить и предаваться развлечениям. У него есть заместитель,  который командует войсками, нападает на врагов и замещает его у его подданных.

Это очевидное описание жизни и обычаев хазарского руководства, в особенности последняя фраза.

Таким образом, перед нами свидетельство о включённости по крайней мере части русов в состав Хазарского каганатаи о том, что речь обих царе на самом деле – о хазарского кагане.

Русы и Славяне же, о которых мы сказали что они язычники, составляют войско царя и его прислугу.

Русы и славяне включены в состав каганата в качестве служилых людей.

Они образуют великий народ, не покоряющийся ни царю, ни закону.

По крайней мере у части русов – собственные руководители законы.

 

 

3.      Правосудие

 

Здесь не нужна даже табличка. Всё просто: вора вешают за шею. Оскорблённому отдают половину имущества оскорбителя.

За верность пропорции я, честно говоря, не поставил бы и мява своего кота, но сам принцип существовал и вполне прозрачно характеризует уровень общественного развития.

Примечательно лишь одно сравнение – когда речь идёт о судебном поединке. Вот тут любопытно сравнить: 

 

И если один из них возбудит дело против другого, то зовёт его на суд к царю…

Если возникает между ними спор, идут к хакану…

 

Собственно, нечего добавить. Кроме того, что когда говорят о царе русов, в виду имеют хакана-кагана. Ну, а какого такого «русского» кагана какого «русского» каганата изображают арабы, вполне внятно видно из эпизода с четырьмястами то ли воинов, то ли девственниц, неустанно сажающих своего босса на лошадь, чтобы свозить его на горшок…

Но во всяком случае, к подлинной Руси такой «русский» каган точно не имеет никакого отношения…

 


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments