Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Categories:

Русские - покорители славян. Глава 4. Кто такие русы? 4.1.3. Восточные источники. Примечание

Примечание про моровват

Кто такие моровват – до сих пор остаётся неясным. Фраза о них в «Худуд ал-алам» буквально звучит так:

ва андар горухи аз ишан моровват эст - и среди них есть группа моровват

Что за группа, в каком качестве «есть», непонятно. Одни из серьёзнейших исследователей этой темы и арабских источников вообще, В.В.Бартольд и В.Ф.Минорский перевели этот термин как «рыцарство». Кое-кто, однако, остался неудовлетворённым таким объяснением и поддерживает гипотезу первого владельца рукописи А.Г.Туманского, -

- который увидел здесь искажение мрват, народа, о котором шла речь выше. /24/


Народ мрват – это довольно забавная вещь. Тот же В.В.Бартольд заявил, что «мрват» – искажение от «мардат». В свою очередь, великий человек А.П.Новосельцев немедленно увидел в этом –

- другую форму наименования мордвы, близкую к названиям ее у Иордана, ПВЛ и т.д. /24/


Вот он, типичный пример кабинетных аберраций! Уже одно то, что допускается аж три искажения, чтобы добраться до любимой мордвы, показывает, что сие умозаключение – само одно большое искажение. Кто-то умный сказал: «Построение с двумя «если» не заслуживает внимания» - и был прав. А если мы имеем в источнике ясно выписанное слово, имеющее вполне ясное значение, но зачем-то представляем его искажением другого слова, ясного значения не имеющего, а затем допускаем ещё одно искажение этого неясного слова, чтобы добиться второго неясного слова, которое через ещё одну транзакцию превращается, наконец, во что-то ясное? Какое внимание надо придать этой операции с тремя (!) транзакциями, которая приводит нас к этнониму, никакого народа, собственно, не обозначающего? Ибо «мордва» - это не народ. Мордва и сегодня представляет собою два народа, для которых принадлежность, оказывается, к одному этносу стала привычной лишь в годы советской власти. А так эрзя и мокша попали под один этноним примерно так же, как даны, шведы и норвеги – под «скандинавов», а русские и поляки – под «славян».
И это не говоря уже о том, что «морденс» у Иордана не имеют с мордвой ничего общего, кроме фоменкоидного созвучия букв…
Но допустим. Для далёкого персидского автора и собирательное понятие годилось. Но как быть с тем, что мрват в этом же источнике изображаются в качестве кочевников - как обладатели шатров и кибиток? Это мордва-то? По лесам-то, которые до сих пор у соседних рязанцев сохранили название «Мордовский угол»? Должно быть, много сочной травы находили под ёлками их кони…
А ещё мрват на западе граничили с дунайскими болгарами. Далеконько мордва забралась, не находите?
И ещё тот же автор в рассказе о мрват сообщает, что они –

- говорили на двух языках - арабском (персидском?) и греческом (румийском), да к тому же были христианами /24/.


То-то в мордовских углах и по сию пору языческие требища стоят, где эрзя и мокша свои древние культы сохраняют. И это не «родноверы», древнее язычество страстно реконструирующие, - мордва никогда полностью не христианизировалась и всегда, пусть и не массово, но поддерживала свои древние верования.
Итак, как говорится в великолепной комедии «За бортом», «я была толстой коротышкой, ходила сгорбленной, и у меня четверо детей». Надо бы в Саранске памятник мордве поставить. Люди откроют про себя много нового.
А между тем, вопрос несложен. Как и ответ на него.
Анонимное географическое сочинение «Худуд ал-алам» было обнаружено в 1892 году одним персом в Бухаре. Автор-аноним – также перс. Во всяком случае, написано произведение на персидском языке.
В рукописи указано, что работа над нею начата в 372 году хиджры – то есть между 26 июня 982-го и 14 июня 983 года. Заказчиком выступил правитель области Гузган – это сегодня район Джаузджан в северо-западном Афганистане, прямо на границе в Туркменией, со столицей в Шибиргане.
Я был в Шибиргане. По-афгански – неплохое местечко. Есть зелень. Только очень низенькая. По лодыжки. Совершенно не мешает песку пустыни ползать, как тому вздумается. И местность ровная. Как стол, только до горизонта. Лишь там, вдали, горы синеют. Так что захочешь нужду справить – а даже кустика нет.
Отсюда, собственно, и несложный вопрос, который сам собою даёт несложный в своей очевидности ответ: было ли дело обитателям этого райского местечка до мифической лесной мордвы? Или всё же для них важнее знать, есть ли у русов моровват, который представляет собою вот такое понятие? –

До возникновения ислама традиция рыцарства (джаванмарди) на Ближнем Востоке поддерживалась специальным воспитанием, формировавших из мужчин рыцарей, или джаванмардан.
В традицию рыцарства входят предупредительность (моровват), самопожертвование (итхар), преданность (фада-кари), помощь обездоленным и беззащитным, доброта ко всему живому, умение держать слово, и самоотверженность - все те качества, которым предстояло позднее составить комплекс благородных свойств человека, совершенного с суфийской точки зрения. /25/


Почему-то я уверен в истинности второго варианта: рыцарям Востока было интересно услышать о том, какими понятиями руководствуются рыцари Запада. А не о программе обучения арабскому и греческому языку в школах не известного им Саранска. Соответственно, интересно им было знать о кодексах чести у русов, которые совсем недавно – и совсем близко, по другую сторону Каспия – весьма жёстко заявляли о себе.
И что же они узнали, читатели персидского географического сочинения?
А узнали они, что и среди русов есть группа людей, соответствующих по меньшей мере одному из суфийских признаков совершенства. Причём предупредительность – это, иначе говоря, вежливость, воспитанность. Воспитанность в вежестве. Одно из важнейших качеств и для западного, и для древнерусского рыцаря. Переводя на общепринятые понятия – благородство.
И таким образом понимали люди в далёком Гузгане, выходящие на встречу с горизонтом даже во время оправки, что хотя русы люди и дикие, истинного Бога не знающие, почитающие знахарей и сжигающие покойников по-язычески на кострах, - но всё ж благородное сословие у них тоже есть. А также есть царь, которому русы законно платят налоги.
Subscribe

  • Чтобы мальчишки жили вечно…

    Прошло 80 лет с начала войны. Тем не менее дата 22 июня по-прежнему болит. Об этом говорит всё, что говорит: интернет, эфир, ТВ, литература. А уж…

  • С Днём Победы!

  • Вышли "Русские до истории".

    Как забавно! Пока я в Луганске презентовал одни книги, вышла новая. Уже не публицистика - попытка научно-исторического расследования. Вот такую…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments

  • Чтобы мальчишки жили вечно…

    Прошло 80 лет с начала войны. Тем не менее дата 22 июня по-прежнему болит. Об этом говорит всё, что говорит: интернет, эфир, ТВ, литература. А уж…

  • С Днём Победы!

  • Вышли "Русские до истории".

    Как забавно! Пока я в Луганске презентовал одни книги, вышла новая. Уже не публицистика - попытка научно-исторического расследования. Вот такую…