Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Про меренс и морденс

Нашёл тот кусочек:

Меря впервые упоминается в недатированной части «Повести временных лет»:

На Бѣлѣ озерѣ сѣдять вѣсь, а на Ростовѣ озерѣ меря, а на Клещинѣ озерѣ сѣдять мѣря же.

Впрочем, из контекста судя, да и из употребления временных форм видно, что летописец описывал современную ему ситуацию: самое раннее – 1060-е годы. При этом надо отметить, что та же летопись упоминает мерю как субъект в последний раз под 907 годом:

В лѣто 6415. Иде Олегъ на Грѣкы, Игоря оставивъ Кыевѣ. Поя же множьство варягъ, и словѣнъ, и чюди, и кривичи, и мерю, и поляны, и сѣверо, и деревляны, и радимичи, и хорваты, и дулѣбы, и тиверци, яже суть толковины; си вси звахуться Великая скуфь.


Иные считают, что этот народ упомянул ещё Иордан в своём знаменитом отрывке о народах, покорённых Германарихом. Там упоминаются некие «меренс»:

Nam Gothorum rege Geberich rebus humanis excedente post temporis aliquod Hermanaricus nobilissimus Amalorum in regno successit, qui multas et bellicosissimas arctoi gentes perdomuit suisque parere legibus fecit quem merito nonnulli Alexandro Magno comparavere maiores, habebat si quidem quos domuerat Golthescytha Thiudos Inaunxis Vasinabroncas Merens Mordens Imniscaris Rogas Tadzans Athaul Navego Bubegenas Coldas.

Лингвисты уверяют, что спора о том, идёт ли речь действительно о мере (и о мордве), быть не может. Как по мне, то я как раз наоборот – сомневаюсь. Ну какая, например, мордва в IV - V веках, в которых происходят дела, описанные Иорданом? Фактом является то, что «мордва» - слово не мордовское. И два совершенно разных народа – эрзя и мокша, - искусственно объединённых под этим этнонимом, сами себя так никогда не называют. Разумеется, современным мордвинам самим хочется быть настолько древними, что удостоиться упоминания ещё Иорданом. Но я с трудом представляю себе совмещение сразу нескольких допущений:
- что зловредный Германарих добирался аж до территории нынешнего Саранска;
- что финно-угров кто-то назвал по-ирански - а «мордва» имеет иранские корни (mart-, mard- - «смертный», «человек»);
- что в исключительно в финно-угорском окружении именно мордву кто-то назвал по-ирански;
- что тот, кто назвал мордву по-ирански, донёс это название до готов и Иордана;
- что первобытная мордва могла быть кому-то интересна, кроме непосредственных соседей.
Перемножение вероятностей – это перемножение дробей. Чем больше множишь – тем меньше вероятность.
Иное дело, что, возможно, таковым было самоназвание буртасов - народа, как говорят, как раз иранского, только переселившегося в будущую Мордовию от исламизирующих Персию арабов. И столица у них, говорят, называлась... Мокша. И, соответственно, в летописях и прочих источниках буртасов с мордвою идентифицировали. Не всегда, но периодически.
Но Иордан тут ни при чём.
Ибо буртасы переселились лишь в VII веке.
Подобные сомнения касаются и «merens». Если речь идёт действительно о народе меря, то на той территории, где его фиксируют источники, в IV - V веках существовала дьяковская культура. Об этих людях говорил Иордан? Их он называл мерею? Но тогда у нас проблема: дело в том, что между исторической мерею и «дьяковцами» зияет дырка в двести лет. И культурной связи между ними, как мы увидим ниже, - нет. Тогда о какой мере вёл речь готский певец?
Зато в готском языке «merens-mordens» подходят в качестве –

mer-jan – «провозглашать», «объявлять», даже «проповедывать» –


и –

maurþ-r – «смерть» –

и особенно –

– maur-þ-r-jan – «убивать».

Но я на этом не настаиваю, тем более что и профессиональные лингвисты обломали себе об этот отрывок зубов на хороший грузовой КАМАЗ.
В любом случае по-настоящему, субъектом действия и истории меря появляется лишь в начальных русских летописях. И в первую очередь – в том пресловутом отрывке о призвании варягов. В дальнейшем мерю/мерь упоминают в 882 году, когда она участвует в походе князя Олега на Киев и в 907 году, когда русь напала на Византию.

Указывая на связь поселений и могильников древних финно-угров с широкими речными поймами - базой их скотоводства, П.П. Ефименко обратил внимание на инвентарь мужских погребений, рисующий мордву и мурому I тыс. н.э. как конных пастухов, несколько напоминающих по своему убору и вооружению, а следовательно, и образу жизни кочевников южнорусских степей.

Что может вновь подтвердить гипотезу, согласно которой первоначальная мордва – это племя ирноязычное буртасов, в VII веке перебравшееся на север, в Поволжье, уходя от навязываемой арабскими завоевателями Персии исламизации. Напомню: именно в то время и в ходе того процесса была уничтожена практически вся древняя – арийских корней – персидская знать. И даже язык сменился.
А вот тут где мордва? -

Ты ещё настойчиво спрашивал меня касательно моей страны и каково протяжение моего владения. Я тебе сообщаю, что живу у реки, по имени Итиль, в конце реки [примыкающей к морю] Г-р-гана [море Гирканское - Каспийское]. Начало [этой] реки обращено к востоку на протяжении 4 месяцев пути. У [этой] реки расположены многочисленные народы в сёлах и городах, некоторые в открытых местностях, а другие в укреплённых [стенами] городах. Вот их имена Бур-т-с [буртасы], Бул-г-р [булгары], С-вар [сувары], Арису, Ц-р-мис [черемисы], В-н-н-тит [вятичи?], С-в-р [северяне?], С-л-виюн [славяне?]. Каждый народ не поддаётся [точному] расследованию и им нет числа. Все они мне служат и платят дань.

Все есть! - её только нет. А хазары, что примечательно, брали дань с -

- буртасов, эрзи, черемисов, болгар, сувар.

Где мордва? Зато есть буртасы со своей столицею по имени Мокша...

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments