Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Categories:

Всё будет иначе, по новой структуре (в целом - повтор вступления)

Часть 1. Пресловутые русы

Глава 1. Загадка происхождения русов

Русы сваливаются в историю, словно кот с балкона, – сваливаются и приземляются сразу на четыре ноги.
Только что ничего не было - и вдруг!
Сверкают мечи, летят корабли, непоколебимый Константинополь отшатывается в ужасе, воем захлёбывается Кавказ… А на месте этнической и географической бесформицы от Балтики до Волжской Булгарии появляется громадное государство. Площадью с хорошую Францию. Второй посверк мечей – и к первой Франции от Ладоги до Мурома присоединяется вторая. От Смоленска до Чёрного моря.
За двадцать лет некие русы – никому не известные, названные в ещё дрожащем Константинополе ещё дрожащим патриархом «народом незнаемом, народом неименитом», – не только захватили площадь размером в целую Европу. Но и создали здесь могущественное государство, без перерывов и потери суверенитета существующее вот уже 1150 лет! Практически единственное настолько древнее в нынешней Европе!
Разве так бывает? Народ без прошлого, взявшийся ниоткуда – и может ли вдруг свершить такое?!
Бывает, конечно. Те же гунны замахнулись и на большее. Но… снова всё та же проблема. Кто такие гунны и откуда они – более или менее понятно. А кто такие русы? Откуда они?
Сегодня русские преимущественно олицетворяют себя со славянами. Это даже не требует доказательств: лозунг «Мы –славяне!» полностью заменяет фразу «Мы – русские!».
Более того: когда просишь подобного рода собеседников указать на какие-нибудь отдельные от собственно русских особенностей, качеств и деяний особенности, качества и деяния славян – оные собеседники впадают либо в ярость, либо в ступор. Чаще – в ярость от ступора.
Потому как если русские – славяне, то таковых отдельных признаков нет и не может быть. А ежели таковые есть, то русские автоматически – не совсем славяне. Что для русского славянофила исключается по определению.
Проговорим это ещё раз, медленно. Если русские - славяне, то, следовательно, у славян нет собственных идентификационных признаков, кроме русских. И в то же время даже для самого оголтелого славянофила очевидно, что раз наличествуют чехи, хорваты или сербы, - то у славян есть и отдельная, не- и внерусская идентификация. Тогда возникает логичный вопрос: куда же делись русские славяне, славяне Восточной Европы? Ведь были такие, были! Поляне, древляне, дреговичи и прочие. И если русские сегодня - славяне, то где какие-нибудь славянские русяне или русичи? Нет их в истории! Ребята, кто поглотил всех восточных славян - призраки?
А кроме того, есть такая наука – генетика. И она утверждает, что генетически среди русских немало финнов и балканцев, если под последними понимать дославянское население Балканского полуострова. При этом у русских, белорусов и поляков «финского» элемента относительно много. Зато у южных русских, украинцев, южных славян больше «балканского». Ничего особенного: у чехов и словаков вслед за «славянской» R1a идёт «кельтская» R1b. Конечно, как мы уже знаем, гаплогруппа – не народ и не культура. Это всего лишь показатель того, что некие люди имеют общего предка. Однако это также и показатель того, что в этногенезе разных славянских народов участвовали довольно многочисленные группы и неславянского происхождения. И тоже разные.
Подчеркнём это. И сделаем первый неоспоримый вывод: в складывании русского этноса даже генетически участвовали не одни славяне.
Кстати, о культуре.
В русском фольклоре есть немало элементов, отсутствующих у других славянских народов. И продиктованы они частью тем же финским субстратом, а частью - присутствием в русском культурогенезе ряда культур степных народов.
Взять хоть классическую Бабу-Ягу с её избушкою на курьих ножках. Образ явно заимствован у финнов, в погребальном обряде которых присутствовали так называемые «домики мёртвых». О них шла речь в предыдущей книге, когда говорилось о связях скифов с носителями финской дьяковской культуры. Большое впечатление на степных удальцов, должно быть, производили избушки на сваях, куда складировались горшки с прахом умерших! И необходимость свай-«курьих ног» очевидна: в сырых северных лесах (не забудем и про вечную мерзлоту, в условиях которой также обитали финны) это позволяло дольше сохранить домик в целости и сохранности. Даже сегодня, рассказывают, у саамов подобные архитектурные конструкции используются в качестве амбаров и лабазов:


А вот имя не любящей русского духа старушки пришло, что бы там ни говорил не слишком убедительный в данном конкретном случае Фасмер, - от тюрок: бабай-ага. Дедушка плюс обозначение почтения. Больше всего характерно здесь мифологическое сближение двух персонажей: в русском фольклоре это злой старик, забирающий детей. Дюдюка этакий.
И боги. У русских существовали боги, которых не было у других славян. Потому что они пришли из иранской традиции.
Итак, сделаем ещё один шажок вперёд: русские и культурно – не только славяне, но и кто-то ещё.
Однако в данный момент наша задача – определить не этногенез русских. Его мы приблизительно реконструировали в предыдущей работе. Наша задача – определить этногенез русов. Этногенез людей, которым приписывается честь создания Русского государства.
И вот тут всё сложнее.
Ведь что такое – создать государство?
При всём разнообразии историй этого, основных алгоритмов не так и много. Для исследуемого нами времени мы знаем их три: оккупация, поглощение и вождество.
Первый случай: вторгаются франки в Галлию или готы в Италию – и там создаётся их государство, где их племя становится ведущей законодательной и политической силой, в то же время пользуясь и сложившейся системой власти.
Второй случай: одно из местных племён усиливается благодаря какому-то обстоятельству, начинает играть заглавную силовую и властную роль, благодаря чему втягивают в своё государство народ за народом. Пример: готы, подселившиеся в сложную мозаику народов в Причерноморье, а затем начавшие втягивать их в свою империю, материально олицетворённую в черняховской археологической культуре.
Ну, или, если угодно, Древний Рим, когда одно племя миром или войною подчиняет и втягивает в своё государство другие племена.
Третий случай: монголы во главе с Чингис-ханом. Триумф воли, что называется: завёлся могучий своей пассионарностью парень, собрал вокруг себя дружину, с её помощью покорил некую территорию, объявил её своим государством – и пошёл расширять его границы до последнего моря.
Возможно, конечно, и сочетание этих факторов, но каких-то принципиально иных алгоритмов для того времени я не вижу.
А теперь о русах.
Ну, никакого Чингис-хана среди них, конечно, нет. Легендарный Рюрик потому и легендарен, что ничего, кроме легенды после себя не оставил. А появление чингис-ханов в округе люди обычно замечают. Трудно не заметить банду отморозков, которые врываются в твой дом, грабят-насилуют, а затем объявляют его своим. Вместе с тобою. Если уцелел.
Оккупация – это уже ближе. Особенно если принять за подлинное текст из «Повести временных лет» о неких варягах из-за моря, которые пришли с миротворческой миссией в свару приладожских родов да и захватили в итоге власть над ними всеми. А затем и над прочими родами-племенами Восточной Европы. «Дядя Сэм» в Латинской Америке.
Эта версия всем была бы хороша. Если бы не одно обстоятельство.
Оккупация – дело дорогое и хлопотное. Что грабить оккупированных, что понуждать их к работе на себя, – для этого три вещи: управление, войска и оружие. А от этих трёх вещей должны остаться материальные следы.
Между тем, нет таких следов. Нет материальных артефактов, оставшихся от русов!
Есть таковые, оставшиеся от славян. Правда, значимого оружия среди них нет, как не видно, чтобы и организованы они были во что-то более крупное, нежели родовая община. О, если бы нашлись следы того, что у какого-то из славянских племён наличествовали в то время организация, войска и оружие, потребные для захвата власти над территорией от Белого до Чёрного моря и от Немана до Волги, - это было бы счастье! Ибо это делало бы историю русских понятной. Во всяком случае – без того парадокса, который отравляет всё её начало.
Но нет такого славянского племени, от которого остались бы соответствующие археологические памятники.
Может быть, есть такие памятники, оставшиеся от каких-то финских племён? Они ведь тоже – насельники будущего Русского пространства.
Нет, и там мы не находим ничего адекватного той исторической роли, которую сыграли русы. Финны были хорошие люди, но ко времени появления Древнерусского государства практически все они находились на весьма низкой стадии общественного развития. На родовой. А роду Лисы или Росомахи затруднительно было бы собрать и вооружить флот и армию, потребные для выполнения боевой задачи по захвату первой столицы тогдашнего мира.
С балтами – аналогичная картина. При всём том, кого понимать под этим этнонимом, самое первое боеспособное балтское племя – литва – смогло начать приносить серьёзные неприятности соседям только веке в XII. Самое раннее. А уж чтобы в 860 году литве переплыть Чёрное море и штурмовать Константинополь – это даже для творцов книг по альтернативной истории немыслимая фантазия.
Справедливости ради надо отметить, что археология, соответствующая процессу строительства государства, на территории Восточной Европы есть. Есть деньги, которые подняты в виде кладов. А клады эти остались в местах бытования неких военно-торговых центров. И в центрах этих осталось много оружия. Ещё в центрах этих осталось много корабельных заклёпок и прочих следов судостроения. То есть следов строительства кораблей, которые так необходимы были, чтобы доставить войско, скажем, под Константинополь. Да и вообще – чтобы сплавляться по рекам, связывая воедино разные части громадного государства, ибо только по рекам тогда и осуществлялась тогда военно-транспортная и торговая связь.
Но… беда. Патриотическое сознание заставляет отреагировать на свидетельства принадлежности этой археологии словами Семён Семёныча Горбункова: «Всё, что угодно, только не это!»
Хотя, казалось бы: ну и что плохого в том, что среди предков русских окажутся не только славяне, финны и тюрки, но и великолепные воины и мореходы севера? Люди, которые воистину «штурмовали небо», осваивая такие просторы океана, куда никто из тогдашних европейцев не отваживался сунуть носа. Которые плевали на предания, населявшие океан драконами, чудищами, левиафанами, «рыбами-епископами» и прочими ужасами, - и шли за горизонт? Шли за горизонт тогда, когда даже самые учёные учёные считали, будто земля плоская, окружена океаном, который обрывается в бездну сразу за Португалией! Чем плохи люди, которые выстроили свою цивилизацию на голых скалах Исландии и среди льдов Гренландии. Которые высадились в Америке и даже, как полагают некоторые археологи, доплыли до Амазонки? Чем плохо иметь в предках воинов, которые наводили ужас на всю тогдашнюю Ойкумену и отваживались небезуспешно штурмовать самые великие супердержавы тогдашнего мира?
Но раз патриотизм нам запрещает мысль об этом – то и ладно. Ибо не в нём дело.
Настоящая проблема в другом.
Проблема в том, что и среди скандинавов нет такого народа – русы. И не было. Серебро, синхронное с удачным разграблением Византии, в Скандинавии находится. И конечные пункты «серебряного» транзита с Востока находятся тоже. А вот русов – нет. Не находят таковых в Скандинавии ни археология, ни документы.
Место оккупанта оказывается пусто…
Значит, остаётся поглощение? Было некое местное – или пришедшее, как готы, неважно – племя, которое постепенно кого-то убедило, кого-то победило, кого-то подкупило, но, в общем, тем или иным способом сумело включить в свою орбиту власти.
Но и тут возникают те же трудности. Прямо с этих слов начинающиеся. Победить – нужна армия. Убедить – нужна организация. Купить – нужны деньги. У кого из тогдашних восточноевропейских обитателей всё это было?
Отвечу.
У русов.
Ибо по факту именно они и втянули всех в свою орбиту власти. Источники свидетельствуют о том, что русы «примучивали» то одно племя, то другое. Дань себе заставляли платить. Византийский император в своих заметках рассказал о славянах как пактиотах русов – от слова «пакт». Впрочем, как мне убедительно показал один из собеседников в сети, это не от латинского "договор". Это от греческого "данник".
Но тут мы снова упираемся в ту же проблему: а кто такие – русы? Если это местное племя – то где его археология, свидетельствующая о превосходящем могуществе? Или хотя бы о том, что к нему, в его столицу стекались дани-выходы от подданных.
Но нет среди местных племён такого как русы. Ни по имени, ни по материальной культуре, ни по военной мощи.
А потому остаётся лишь поставить вопрос так: если мы не можем отнести русов ни к какому народу, то логически есть только две возможности.
Либо русов не было.
Либо они не были народом.
Расследуем обе эти возможности.
Tags: Русские - покорители славян
Subscribe

  • Новый солдат империи - завершена работа...

    Вышел последний том трилогии "Новый солдат империи" - "Плата кровью". Можно распрямить спину - как мог, попытался показать…

  • Тревожно стало...

    Что-то загадочное: либеральная газетка упомянула "Мстителя Донбасса". Одним словом, конечно, но неужто что-то в лесу сдохло? Или в…

  • Обалденный отзыв на книжку мою...

    Здравствуй, дорогой незнакомец. Книга "Новый солдат империи. Воин Донбасса" Пересвет Александр Анатольевич не оставит тебя равнодушным,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments

  • Новый солдат империи - завершена работа...

    Вышел последний том трилогии "Новый солдат империи" - "Плата кровью". Можно распрямить спину - как мог, попытался показать…

  • Тревожно стало...

    Что-то загадочное: либеральная газетка упомянула "Мстителя Донбасса". Одним словом, конечно, но неужто что-то в лесу сдохло? Или в…

  • Обалденный отзыв на книжку мою...

    Здравствуй, дорогой незнакомец. Книга "Новый солдат империи. Воин Донбасса" Пересвет Александр Анатольевич не оставит тебя равнодушным,…