Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Русские - покорители славян-итог

Примечание про приходящих из-за моря

Вот как и при каких обстоятельствах упоминаются в нашей летописи варяги.
География:

И иде въ Варягы, и приде в Римъ…

Этнография:

Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си.

И от тѣхъ варягъ прозвася Руская земля.

И бѣша у него словѣни и варязи и прочии, прозвашася русью.

От варягъ бо прозвашася Русью, а пѣрвѣе бѣша словѣне; аще и поляне звахуся, но словѣньская рѣчь бѣ.

Политика:

И приде Ярополкъ къ Володимиру, и яко полѣзе въ двѣри, подъяста и́ два варяга мечема подъ пазусѣ. Блудъ же затвори двѣри и не дасть по немъ внити своимъ. И тако убьенъ бысть Ярополкъ.

Война:

Поиде Олгъ, поемъ вои свои многы: варягы, чюдь, словѣны, мѣрю, весь, кривичи.

Иде Олегъ на Грѣкы, Игоря оставивъ Кыевѣ. Поя же множьство варягъ, и словѣнъ, и чюди, и кривичи, и мерю, и поляны, и сѣверо, и деревляны, и радимичи, и хорваты, и дулѣбы, и тиверци, яже суть толковины; си вси звахуться Великая скуфь.

Игорь же, пришедъ, и нача съвокупляти вои многы, и посла по варягы за море, вабя и́ на грѣкы, паки хотя поити на ня.

Игорь совокупи воя многы — варягы, и русь, и поляны, и словѣны, и кривичи, и тиверцы, и печенѣгы ная и тали в нихъ поемъ, поиде на грѣкы в лодьяхъ и на конехъ, хотя мьстити себе.

Приде Володимиръ с варягы къ Новугороду и рече посадником Ярополъчимъ: «Идете къ брату моему и речете ему: Володимиръ идеть на тя, пристраивайся противу бится». И сѣде в Новѣгородѣ.

Володимиръ же събра вои многы, варягы и словѣны, и чюдь и кривичи, и поиде на Рогъволода.

И поиде Мьстиславъ и Ярославъ противу, и съступишася въ чело варязѣ сь сѣверомъ, и трудишася варязи, сѣкуще сѣверъ, и по семъ наступи Мьстиславъ с дружиною своею и нача сѣчи варягы... Видѣв же Ярославъ, яко побѣжаемь есть, и побѣже сь Якуномъ, княземь варяжькимь… Мьстислав же, о светъ заутра ... видѣ лежачи исѣчены от своихъ сѣвѣръ и варягы Ярославлѣ, и рече: «Кто сему не рад? Се лежить сѣверянинъ, а се варягъ, а своя дружина цѣла».

Ярослав же собравъ воя многы — варягы и словены — и прииде Кыеву, и вьниде вь градъ свой. И бѣ же печенѣгъ бе-щисла. Ярославъ же выступи из града, исполчи дружину, и постави варягы по средѣ, а на правѣй странѣ кыяны, и на лѣвемь крилѣ новгородцѣ, и сташа предъ городомъ.

Ярославу же не вѣдущю отни смерти, варязи бяху мнози у Ярослава и насилье творяху новгородьцемь. И, вьставша на нь, новгородьци избиша варягы вь дворѣ Поромони.

И собра Ярославъ варягъ тысящю, а прочихъ вой 40 тысящь и поиде на Святополка… Слышавъ же Святополкъ идуща Ярослава и пристрои бе-щисла вой — руси и печенѣгъ — и изииде противу Любчю об онъ полъ Днѣпра, а Ярославъ обь сю.

Поиде Болеславъ сь Святополкомъ на Ярослава с ляхы, Ярославъ же множество совокупи руси, варягы, словены, поиде противу Болеславу и Святополку.

Экономика:

Имаху дань варязи, приходяще изъ заморья, на чюди, и на словѣнехъ, и на меряхъ и на всѣхъ, кривичахъ.

И изгнаша варягы за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собѣ володѣти.

Асколдъ же и Диръ остаста в городе семъ, и многы варягы съвокуписта и начаста владѣти польскою землею, Рюрику же княжящу в Новѣгородѣ.

и устави варягом дань даяти от Новагорода 300 гривенъ на лѣто, мира дѣля, еже до смерти Ярославля даяше варягом.

…Изяславъ да дары Ростиславоу что от Роускыи земле и от всих царьских земль, а Ростиславъ да дары Изяславоу что от верьхнихъ земль и от варягь.

Посемъ рѣша варязи Володимеру: «Се град нашь, и мы прияхом и́, да хощем имати откупъ на них по 2 гривнѣ от человѣка». И рече имъ Володимиръ: «Пожьдете, даже вы куны сберут за мѣсяць». И жьдаша за мѣсяць, и не дасть имъ... Изъбра от нихъ мужа добры и смыслены и храбъры и раздая имъ грады; прочии же идоша Цесарюграду.

Хотящю ити Володимѣру на Ярослава, Ярослав же, посла за море и приведе варягы, бояся отца своего… Приведоша варягы и вьдаша имъ скотъ, и совькупи Ярославъ воя многи.

Вера:

…мнози бо бѣша варязи хрестьяни.

Бѣ же варягь тъй пришелъ от Грѣкъ и дѣржаше вѣру в тайнѣ крестьяньскую. /*/

Каковы будут информемы из всех этих противоречивых свидетельств?

1. Варяги – это где-то на пути в Европу.
2. Варяги – это люди, от которых население Руси, в том числе и славянское, прозвалось «русью».
3. Варяги – некто, кто взимал дань и подчинял земли на будущей Руси, причём частью эту дань продолжали платить и им, и они, когда Русское государство уже конституировалось.
4. Варягов князья русские постоянно нанимали на войну, причём нередко собирали их для этого за морем.
5. Варяги отдельны и отличны от славян, руси, северян, кривичей, мери и прочих подчинённых русским князьям племён.
6. Варяги принимают плату за свою службу, причём это единственные, кто упомянут в качестве принимающих деньги за службу.
7. Часть варягов русские князья принимают в состав государственных людей и раздают им имения в государстве.
8. Варяги бывали крещены.

Выводы?
Они очевидны. Согласно русским летописным источникам, варяги представляют собою некую военную силу, географически располагавшуюся за морем на пути в Европу, исторически и экономически связанную с Русью, которую нанимали за деньги для выполнения военных и политических задач, поставленных государственной властью Руси.
Одним предложением: иностранцы, часть которых причастна к образованию Руси, но впоследствии нанимаемые Русью на службу.
Одной фразой: нанимаемые на службу иностранцы.
Одним словом: наёмники.
Что и показывают древнерусские источники, если просмотреть их в развитии.
Например, для русского – а великий князь Владимир, по всей очевидности, имеет право считаться таковым – варяги являются элементом чуждым, и хотя и полезным, но таким, коего и обмануть не грех.
Вот как около 980 года великий князь Владимир Святославич сплавляет варягов к византийскому императору:

Посемъ рѣша варязи Володимеру: «Се град нашь, и мы прияхом ̀и, да хощем имати откупъ на них по 2 гривнѣ от человѣка». И рече имъ Володимиръ: «Пожьдете, даже вы куны сберут за мѣсяць». И жьдаша за мѣсяць, и не дасть имъ. И рѣша варязи: «Съльстилъ еси нами, да покажи ны путь въ грѣкы». Онъ же рече: «Идете». Изъбра от нихъ мужа добры и смыслены и храбъры и раздая имъ грады; прочии же идоша Цесарюграду. И посла пред ними слы, глаголя сице цесареви: «Се идуть к тебѣ варязи, не мози ихъ дѣржати в городѣ, или то створят ти въ градѣ, яко здѣ, но расточи я раздно, а семо не пущай ни единого». /*/

То есть, повторюсь, самым очевидным образом варяги для князя – кто угодно, только не свои. Как и для варягов русы – чужие. Иначе – что они так яро творили в русском городе, чтобы князь предпочёл выставить их вон, как Ленин интеллигентов? «Драккар философов», ага.
Впрочем, не только для Владимира и его русов варяги были чужаками. И не только в это время. И позднее, спустя больше чем полвека, в русском обществе и государстве никакой самоидентификации с этими людьми не наблюдается. И в юридическом смысле закон их со «своими» не путал. Если вспомнить «Правду Русскую», то в этом древнерусском «уголовном кодексе» права варягов никак не защищены – в то время как права «русинов» выделяются особо:

Оубьеть моужь моужа, то мьстить братоу брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братоучадоу, любо сестриноу сынови; аще не боудеть кто мьстя, то 40 гривенъ за голову; аще боудеть роусинъ, любо гридинъ, любо коупчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои боудеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь./341/

При этом примечательно, что номенклатура общества расписана весьма подробно, и каждому в кодексе определено место, за каждого – своя цена:

Аже оубиють огнищанина… А въ княжи тивоуне… А конюхъ старыи оу стада… А въ сельскомъ старосте княжи… и в ратаинемъ… А в рядовници княже… А въ смерде… и въ холопе… Аще роба кормилица… любо кормиличицъ… А оже оуведеть чюжь холопъ…

Даже кони и овцы есть в этом списке! Нет его – варяга!
Варяг всегда фигурирует в качестве чужака, чьи права и обязанности оговариваются отдельно от прав и обязанностей членов русского общества:

Аще будеть на кого поклепная вира, то же будеть послухов 7, то ти выведуть виру; паки ли варягъ или кто инъ, тогда (а).

Что такое (а) – не очень ясно. Один – если по древнерусской-то системе цифрописания? В Пушкинском списке документа тут стоит 2. Но для данного исследования это непринципиально. Важно, что имеется общее обозначение «кого-то», и по отношению к этому обществу варяг стоит там же, где и «кто инъ».
Аналогичным образом вне общества «Правды Русской» варяги ставятся и в других статьях:

Аче попъхнеть мужь мужа любо к собе ли от собе, любо по лицю оударить, ли жердью оударить, а видока два выведуть, то 3 гривны продажи; аже будеть варягъ или колбягъ, то полная видока вывести и идета на ротоу.

Аще ли челядинъ съкрыется любо оу варяга, любо оу кольбяга, а его за три дни не выведоуть, а познають и в трети день, то изымати емоу свои челядинъ, а 3 гривне за обидоу.

И опять неважно, что лучше – два видока или «полная». Факт, что «мужъ» и «варягъ» стоят раздельно. И коли «мужъ» - член общества, - а так оно и следует из статьи первой, - то варяг, получается, не член общества. То есть чужак!
Это ещё больше видно из таких слов Ярослава Владимировича, князя новгородского, который в 1112 году, в грамоте немецким послам устанавливает правила взаимоотношения между русинами и варягами:

Оже емати скотъ Варягу на Русине или Русину на Варязе, а ся его заприть, то 12 мужь послухы: идеть роте, възметь свое.

При этом тут, по справедливому замечанию великолепного российского исследователя А.Л.Никитина, -

- «варяг» оказывается синонимом «немец». /289/

Итак, русский гражданин варягу противопоставляется в правовом положении. А когда такое происходит? Очевидно, тогда, когда права чужака защищаются каким-то отдельным от закона, но равным ему по правомочности документом. А таковым в те времена – как, впрочем, и сегодня – являлся только отдельный договор от имени законной государственной власти. То есть тогда – великого князя киевского. Или тех, кто имеет соответствующие права по своему положению в государственной системе. Таким образом, как холоп в правовом поле своего хозяина, так и варяги благодаря этому договору оказываются в правовом поле великого князя или другого своего нанимателя.
Что и доказывает характерный эпизод в Новгороде, когда сначала жители города – опираясь, несомненно, на своё «конституционное» право, перерезали насильничавших варягов, а затем великий князь Ярослав жестоко отомстил горожанам:

…варязи бяху мнози у Ярослава и насилье творяху новгородьцемь. И, вьставша на нь, новгородьци избиша варягы вь дворѣ Поромони. И разгнѣвася Ярославъ и, шедъ на Рокъмъ, и сѣде вь дворѣ. И пославъ к новьгородьцемь и рече: «Уже мнѣ сихъ не крѣсити». И позва к собѣ ; нарочитая мужа, иже бяху исьсѣкли варяги, и обльсти я сице, исѣче их 1000.

Поубивать собственных нарочитых мужей в отмщение за нападение на своих наёмников – это как-то крутенько, не правда ли? Однако с точки зрения права князь наказывал подданных за обиду – свою! Они поубивали тех, кто находился в его юридическом поле. И он казнил за нарушение прав своего, княжеского суверенитета.
А теперь интересно: в каком же качестве чужак-варяг играл столь важную роль в древнерусских военных и политических делах?
Первый ответ нам уже ясен: это княжий чужак.
Второй дают сами «варяги» в своих сагах:

Эймунд сказал: «Тогда ты будешь иметь право на эту дружину, чтобы быть вождём её и чтобы она была впереди в твоём войске и княжестве. С этим ты должен платить каждому нашему воину эйрир серебра, а каждому рулевому на корабле — ещё, кроме того, половину эйрира».

Эймунд сказал: «…мы будем брать это бобрами и соболями и другими вещами, которые легко добыть в вашей стране, и будем мерить это мы, а не наши воины. И если будет какая-нибудь военная добыча, вы нам выплатите эти деньги, а если мы будем сидеть спокойно, то наша доля станет меньше». И тогда соглашается конунг на это, и такой договор должен стоять двенадцать месяцев./345/

Это он с князем Ярославом – Ярицлейфом – так говорит.
Об этом же свидетельствует и летопись:

Приведоша варягы и вьдаша имъ скотъ… /*/

Итак, за варягами посылают за море – в чужие страны, то есть, - им платят деньгами и частью добычи, от них избавляются, как только перестаёт в них быть нужда. Солдаты. Воины за жалованье.
И сразу понятно его отдельное правовое положение. Есть граждане. Князья, бояре, дружина. Все, что характерно, в той или иной мере суверенны. Самоятостельны. Дружинник волен в своей клятве: захотел – дал, захотел – взял обратно и отдал другому. У боярина – вообще не служба. У него вотчина своя. Захочет – и на глаза лидеру нации не покажется, будет себе бирюком сидеть в земле своей да девок сенных мять.
То есть – нормальная федальная вольница: вассал моего вассала и проч.
А тут – солдаты. Войско за деньги. Войско, выключенное из основной системы общественных отношений. Но неодолимо участвующее в общественных отношениях, ибо на то оно и войско. Но только участвующее в качестве внешней, внеобщественной силы.
Отсюда и статус отдельный. И восприятие в обществе. И – в случае чего: пошли вон на свои драккары и «философствуйте» себе в другом месте…
При этом варяг – солдат особый: не только для войны, но и для тайных политических целей употребляется. Князюшку мешающего чтобы прирезать – пусть даже великого князя – это к ним! Пример того, как устанавливался ряд с нанимателем, мы уже видели. А вот что исполнялось:

…и посла два варяга приконьчевати его. /*/

Вот и ясна становится вторая суть «княжьего договора» с варягами, с одной стороны, выводившего их из-под государственной юрисдикции, а с другой – позволявшего по поручению князя улаживать подчас самые деликатные государственные проблемы. Это договор о наёмничестве. Всего лишь! Но это – княжеский договор. И варяги – наёмники княжеские. В каком-то смысле – государственные. Что и придало им такой вес в русской истории.
Более того: даже и по имени «варяг» в чистом переводе – просто «поклявшийся». Точнее, waer-gangj-a – «идущий по клятве» в древнегерманских диалектах. То есть ни кто иной, как член воинского братства, некоей группы свободных человеческих элементов, посвятивших себя пути воина. Принявших специальное воинское посвящение, инициацию, давших священную клятву богине клятв…
Это довольно распространённое явление в архаичных обществах, где воин, однако, уже отделён от земледельца. Оно было и у славян, и, как мы уже знаем из предыдущей книги, именно эти воинские братства, боевые ватажки во много стали спусковым крючком и одновременно носителем славянской экспансии.
Причём специалисты указывают, что слово waer-gangj-a носит скорее поэтический характер, т.е. взято не из повседневного, и из песенного, поэтического лексикона:

В языке самих скандинавов термин væringr или væringi имеет весьма ограниченное распространение и применяется только к воину-наемнику, главным образом в Византии, реже – на Руси. Происхождение его до сих пор не установлено окончательно. Наиболее правдоподобно его объяснение из термина vár, употребляющегося во множественном числе – várar, со значением «клятва», но встречающегося только в поэтическом языке. Значение это подходит и к отношениям дружинника к вождю или князю, и к взаимным обязательствам, соединяющим членов военно-торговых объединений.../374/

Да, но почему тогда сами скандинавы в своих сагах варягов практически не знают? Точнее, знают их лишь в специфическом обрамлении «миклагардской», византийской действительности? У них в сагах действуют в основном воины, собранные в дружины, в сотни, в команды кораблей. И давали те воины не священные клятвы перед богиней Vaer, а вполне себе обыденные eiðar. Что должно было с ними случиться, чтобы прибегли они к более высокому ритуалу? Или ничего с ними не случалось, а просто некое обстоятельство заставляло их называть себя не воинами, а… кем?
А действительно – кем? Не наёмниками же. Неудобно как-то. Уж больно обсценное понятие. Никогда его воины не любили. Отчего и родился однажды изящный эвфемизм – «солдат». «Оплачиваемый». «Я не наёмник, я просто на жаловании…»
А между тем, само явление действительно требовало определения. Воин – не солдат. Он не ради жалованья и не ради службы с конунгом в поход идёт. Низменная продажа своего меча – не для него. У него побуждения самые благородные… Ради добычи!
А если не в поход ты идёшь, а по зову некоего иноземного конунга на относительно регулярную службу нанимаешься, – тогда кто ты? Тогда ты – «оплачиваемый». А лучше – «поклявшийся». Например, поклявшийся не смыться с полученным авансом, а нести службу грозно и честно. Включая и щекотливую работу с –

- мечема подъ пазусѣ…

Итак, и с этого направления оказываются наши варяги не народом, не войском, не племенем – а опять-таки теми же наёмниками.
Ну что же, осталось только сделать выводы:
- поначалу варяги и русь суть явления одной этнической принадлежности; от варягов-руси пошла Русская земля;
- впоследствии варяги и русь выступают как разные подразделения даже в русском войске;
- варяги берут плату за своё участие в войске князя, а русь – нет; при этом варягов не стыдно обмануть, не дать обещанной платы; о гибели варягов в бою не жалеют;
- варягов нанимают не только в войско, но и для выполнения самых деликатных, в том числе и грязных дел, включая цареубийство (точнее – «князеубийство»);
- при этом за варягами идёт слава буянов, которых лучше не держать в городе, ибо они творят насилие; а в случае столкновения с ними местного населения пощады варяги не знают;
- варягов приводят из-за моря, где расположена их родина; центр их находится в районе Балтики, от коей на запад они доходят до Испании, а на восток – до предела Симова, под которым современные исследователи склонны понимать мусульманские земли Волжской Булгарии;
- варяги в состоянии служить и служат в Византии;
- отдельные варяги поселяются в русских городах, где живут на общих правовых основаниях, в том числе и в смысле исполнения государственных идеологических и религиозных установлений.
Tags: Русские - покорители славян
Subscribe

  • Новый солдат империи - завершена работа...

    Вышел последний том трилогии "Новый солдат империи" - "Плата кровью". Можно распрямить спину - как мог, попытался показать…

  • Тревожно стало...

    Что-то загадочное: либеральная газетка упомянула "Мстителя Донбасса". Одним словом, конечно, но неужто что-то в лесу сдохло? Или в…

  • Обалденный отзыв на книжку мою...

    Здравствуй, дорогой незнакомец. Книга "Новый солдат империи. Воин Донбасса" Пересвет Александр Анатольевич не оставит тебя равнодушным,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Новый солдат империи - завершена работа...

    Вышел последний том трилогии "Новый солдат империи" - "Плата кровью". Можно распрямить спину - как мог, попытался показать…

  • Тревожно стало...

    Что-то загадочное: либеральная газетка упомянула "Мстителя Донбасса". Одним словом, конечно, но неужто что-то в лесу сдохло? Или в…

  • Обалденный отзыв на книжку мою...

    Здравствуй, дорогой незнакомец. Книга "Новый солдат империи. Воин Донбасса" Пересвет Александр Анатольевич не оставит тебя равнодушным,…