Впрочем, справедливости ради надо сказать, что интрига была не очень сложной. По своему обычаю ромеи поделились с варварами тем, что им не принадлежало — хазарскими городами в Крыму. Забирайте, дескать, русы, - хазары ныне слабы, а мы возражать против вашего соседства не будем. Ну, конечно! Избавьте нас от сложного соседа, а дальше мы будем мирно наблюдать, как вы друг друга режете. А затем выступим посредниками, и в оплату за мирные усилия возьмём себе какой-нибудь Сурож. Или Кафу с её рынком работорговым.
С другой стороны, надо отдать ромею должное: появился он со своими предложениями весьма вовремя. Хельги как раз думал о полноценном возвращении в Тмутаракань. После давешней войны хазар с печенегами, в ходе которой «печёные» вырезали тамошний гарнизон, город так и стоял пустым. Ну, не пустым в полном смысле слова — и рыбаки там по-прежнему жили, и контрабандисты, торговцы останавливались. Да и русы стоянки делали. Вон хоть как сын четыре года назад с тем Ульфом из Альдейгьюборга.
Но вот власти в Тмутаракани не было никакой. Хазары по непонятным соображениям туда не возвращались. Скорее всего, при неулаженных отношениях с печенегами просто не хотели отдавать на художественную резьбу по телу очередной гарнизон. А печенеги город не занимали потому, что вообще городов не имеют, ибо дикари. Не знают их и боятся.
Да и не нужно им, степнякам, портовое поселение. Не понимают они, как с этим обращаться и что там делать. А грабить там нечего, ибо и нет ничего. Сожгли сами. А поселения рыбачьи на острове труда не стоят, чтобы ноги коням бить. Да и спрячутся людишки среди болот и лиманов острова — поди, разыщи их там.
Так и получилось, что формально город хазарский, а фактически — ничей. И было бы лестно великому князю русскому его под себя взять. Ах, какая роскошная то база была бы для флота русского! Считай, всё побережье Понта в руках будет. Ну, кроме... Да нет, почему — кроме. Города греческие тоже можно сюда причислить. Ведь они тоже в пределах досягаемости будут. Захватить, конечно, не получится, но добычу на них взять — запросто! И ничем греки ответить не смогут. Ибо пока они с флотом своим соберутся, русы уже в плавнях тмутараканских спрячутся.
А добычу по Дону — и наверх, в Десну переволоком.
Хазарам в Белой Веже долю малую отдать только. Да и то не обязательно. У хазар там флота нет, гарнизон только стоит. Они там брод держат. Да переволок из Итиля. Это в старые годы важный, даже ключевой пункт для хазар был. Столица степи, можно сказать. А с тех пор как угров прогнали, болгар с аланами частью вырезали, частью в основную Хазарию выгнали, да «печёные-копчёные» в Степи озоровать стали, смысл городишки этого утерялся напрочь. Ну, почти утерялся. Всё-таки границу между хазарами и печенегами обозначает. Вот только сил у хазар мало. А без силы в степи какие границы? Пришёл, кто хочешь, и на землях твоих стада пасёт. Или вот переправились кочевники по другому броду — и нате. Получите, например, Тмутаракань пусту. А ведь не шутки — совсем рядом с Семендером, летней «столицей» каганата Хазарского...