Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Category:

Русские - покорители славян-итог

Глава 3. За большевиков или за коммунистов?

Итак, древний русский летописец убеждён, что Древнерусское государство основали русы. Но он не знает ни кто они, ни откуда взялись, ни на каком языке говорили. Недоумевая, он честно привёл ряд доступных ему географических и этнографических данных о них, на за надёжность их не поручился.
Иными словами, наша национальная летопись не позволяет нам надёжно идентифицировать одного из наших предков, именем которого мы, собственно, и зовёмся.
Выясняется лишь, что русы – не славяне, к которым летописец причислял славяноязычные племена от Дуная до Ладоги. И не варяги, под которыми летописец понимал в целом скандинавов.
Тогда кто такие русы? Может быть, финны? Или балты? Или вовсе степняки? Звучали и такие версии… И, в общем, осуждать их авторов не за что. Даже авторов таких замечательных гипотез, как та, что относила русов к синдо-меотам – чуть ли не доисторическому населению Приазовья, или та, что объявила их выходцами их культуры степных болгар и алан, входивших в состав Хазарского каганата, собственно, и выселившего их с Предкавказья на Дон.
Ибо уж больно противоречивы источники. И уж больно их мало.
А потому я бы предпочёл зайти с другого бока. Не забывая о письменных и исторических свидетельствах – чего мы забывать и не будем, - возьмёмся-ка мы за анализ самого объективного, что есть в истории.
За археологию.
Если русы есть, значит, они и были. Раз они были, значит, оставили после себя археологические следы. Если эти следы есть, то на уровне, достигнутом современной археологией, мы сможем идентифицировать их, соотнеся с той или иною культурою. И, следовательно, найдём ту развилку, где несомненно русская культура отделилась от другой. А значит, и поймём, откуда она взялась. Веточка – сук – ствол – корень. Ничего нет проще!
Иными словами, пройдёмся от достоверно русских – от нас - к тем, от кого унаследовали мы свою идентичность и свою культуру, свой язык и свои обычаи. А от тех – к предыдущему поколению. И так – до конца. Пока не упрёмся в тех, от кого начался этот след. И тогда и посмотрим, что же это были за люди, и к какому этносу и культуре они принадлежали. Ведь именно таким образом и выстраивается бесспорный мост к древним русам!
Итак: если оттолкнуться от бесспорно русских и пойти вслед за штыком археологической лопаты вглубь истории – кого мы найдём на самом первом горизонте? Ведь очевидно: если связь между археологическими источниками будет бесспорна – то столь же бесспорной окажется и принадлежность предков русских к тому или иному этносу…
Значит, стартуем.
Первые шаги просты: вплоть до князя Владимира Красно Солнышко поколения русских идентифицируются вполне надёжно и цепочку представляют собою непрерывную. Как историческую, так и культурную. Достаточно вспомнить, как сохранялись из уст в уста былины, демонстрируя, что и далёкие северные поморы несли в себе историческую память о временах и событиях как минимум X века.
Да и государственная идентичность сомнений не вызывает: несмотря на краткий период, когда Русь попала в вассалы Золотой Орды, ни властная, ни династическая линия не прерывалась. Вассалитет не означает рабство, при вассалитете суверенитет сохраняется. Ибо как иначе охарактеризовать государство, ведущее самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, объявляющего состояние войны и мира, самостоятельно собирающего налоги и таможенные сборы, сохраняющего собственную администрацию по всей властной вертикали, собственный язык и веру? И обязанного сюзерену лишь выплачивать законную дань и получать у него подтверждение властных полномочий в случае смены главы династии. Это, разумеется, не полная независимость. Но и не ликвидация своего национального государства, как это случилось, например, в русских княжествах на территории нынешних Украины и Белорусии. Вот там татарская, а затем литовско-польская оккупация действительно пресекла государственную традицию, которая восстановилась лишь с возвратом этих территорий в состав России.
Впрочем, в люом случае пертурбации государственных судеб не отменяют культурной и исторической связи, отчётливо видной от нас нынешних и до нас времён Ильи, Добрыни и Алёши. И Владимира Красно Солнышко, конечно.
А кто у нас отец Владимира? А отец Владимира – Святослав.
А кто такой Святослав? Бесспорное историческое лицо. Казань брал, Астрахань брал… Между прочим, на самом деле! Конечно, те, кого брал русский князь, были предшественники упомянутых городов – но и столица Волжской Болгарии (не совсем Казань, но – рядом), и столица Хазарии (тоже не Астрахань, но неподалёку) сполна изведали остроту святославовых мечей. Да и ещё много чего брал брал князь-воитель – вплоть до Адрианополя доходил, а Дунайскую Болгарию твёрдо оккупировал.
И эти деяния его, повторюсь, описываются в синхронных и не зависимых друг от друга источниках.
Например.
Война с греками. Византийский хронист Лев Диакон в подробностях описывает почти удавшуюся попытку русов отвоевать для себя Болгарию. И заодно описывает русов:

Росы, стяжавшие среди соседних народов славу постоянных победителей в боях, считали, что их постигнет ужасное бедствие, если они потерпят постыдное поражение от ромеев, и дрались, напрягая все силы.

Росы, которыми руководило их врожденное зверство и бешенство, в яростном порыве устремлялись, ревя как одержимые, на ромеев, а ромеи наступали, используя свой опыт и военное искусство.

Они не могли выдержать действия снарядов, которые со свистом проносились над ними: каждый день от ударов камней, выбрасываемых [машинами], погибало множество скифов.

Не теоретик пишет, явно. Или сам видел, или записывал за непосредственными участниками событий.
Кроме того, он знает имена и биографии вождей противника, знаком с воинскими и погребальными обычаями русов, информирован об их положении и размышлениях:

…Ромеи превратили на Евксинском [Понте] в пепел огромный флот Ингора, отца
Сфендослава…

Был между скифами Икмор, храбрый муж гигантского роста, [первый] после Сфендослава предводитель войска, которого почитали по достоинству вторым среди них. Окружённый отрядом приближённых к нему воинов, он яростно устремился против ромеев и поразил
многих из них.

…Когда наступила ночь и засиял полный круг луны, скифы вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили несколько грудных младенцев, а также петухов, топя их в водах Истра. Говорят, что скифы почитают таинства эллинов, приносят по языческому обряду жертвы и совершают возлияния по умершим, научившись этому толи у своих философов Анахарсиса и Замолксиса, то ли у соратников Ахилла.

Сам Сфендослав, израненный стрелами, потерявший много крови, едва не попал в плен; его спасло лишь наступление ночи. Говорят, что в этой битве полегло пятнадцать тысяч пятьсот скифов, подобрали двадцать тысяч щитов и очень много мечей.
Всю ночь провел Сфендослав в гневе и печали, сожалея о гибели своего войска. Но видя, что ничего уже нельзя предпринять против несокрушимого всеоружия [ромеев], он счел долгом разумного полководца не падать духом под тяжестью неблагоприятных обстоятельств и приложить все усилия для спасения своих воинов. Поэтому он отрядил на рассвете послов к императору Иоанну…

То есть в том, что Святославовы бойцы – русы, не сомневается из их современников никто. А главное – в этом не сомневаются те, кто с ними рукопашествовал, вёл переговоры, общался. Кто с ними рядом жил, ел-пил, веселился, по девкам сладким иноземным набеги устраивал. Кто их изучал. Кто их в бою видел.
Таким образом, мы можем твёрдо заключить: греки знали, что они воюют с русами, знали, кто такие русы, и были в состоянии вполне компетентно судить о них. И можем благодаря этому быть уверенными в том, что войско Святослава состояло именно из русов (хотя и не из них одних).
Таким образом, ниточка самоидентификации для русских пряма и надёжна: русы – это отцы тех, кто лежит в фундаменте народного самоощущения. А фундамент его – в былинах. И получаются тогда святославовы русы кем-то вроде Святогора в истории с Ильёю Муромцем – богатыри предвладимирского века.
То есть в стартовых условиях ошибки нет. Значит, можно со спокойной исследовательской совестью отправляться дальше в глубь истории, будучи уверенными, что мы ведём пальчиком по одной и той же ветви – русской. И ежели мы проследим археологический пунктир от этих русов к кому-то, кто был перед ними, - значит, и отыщем их предков. А значит, поймём, откуда они взялись, русы.
Итак, входим в исторический лифт на этаже по имени «Святослав».
Tags: Русские - покорители славян
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments