Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Categories:

Русские - покорители славян-итог

Итак, выходим из исторического лифта на этаже по имени «Святослав».
Вот что обнаружили совсем недавно – в 2006 году – в одном из таких погребальных комплексов у Шестовиц:

…в яму была впущена срубная конструкция, сложенная из брёвен, диаметром 10—15 см «в обло» с остатком, причём концы нижних венцов на несколько сантиметров вошли в стены погребальной ямы и отпечатались в них.

Отметим: срубная конструкция могилы.

…всё, что сохранилось от самого умершего: остатки черепа… в меховой шапке, украшенной сверху серебряным колпачком. В головах покойного был положен длинный боевой железный нож-скрамасакс с деревянной рукоятью, в украшенных роскошным прорезным орнаментом бронзовых ножнах, а у рукояти скрамасакса — парадный точильный брусок-оселок с отверстием для привешивания к поясу.
… В юго-восточной части ямы (в ногах у хозяина) лежал на животе с подогнутыми ногами, головой на северо-восток скелет взнузданного коня. На черепе сохранилась кожаная узда, богато украшенная десятками бронзовых бляшек различной формы, часть которых, судя по всему, была инкрустирована серебряной проволокой, а во рту — железные удила.
В центре камеры расчищен достаточно большой (длина 102 см) железный меч
истлевших деревянных ножнах, украшенный бронзовым наконечником с изображением извивающегося дракона в древнескандинавском стиле. Справа (к востоку) от меча лежал круглый деревянный щит, обтянутый какой-то богатой тканью, от которого сохранились только следы да отпечаток многоцветной позументной ленты на грунте.

В северной части камеры, на дне, лежало грудой несколько предметов: кожаное седло, украшенное многочисленными бронзовыми бляшками и решмами (бляшки-погремушки) с привешенными к нему железными стременами с выгнутой подножкой; два плохо сохранившихся железных котла (или котёл и сковорода под ним)…

… и большой ритон (сосуд для питья) из турьего рога, украшенного по поверхности накладками из тонкого серебряного листа, а по горловине — серебряной же пластиной, орнаментированной простым прорезным орнаментом в виде «городков».
В северо-восточном углу камеры найден длинный железный наконечник копья, втулка которого была обтянута тонкой серебряной пластиной: а на верхней части древка закреплено около десятка обойм из такого же листового серебра. По-видимому, они служили для закрепления на древке флажка или штандарта. /*/

Не простой воин. Командир. Воевода. Это воеводское дело – под своим штандартом своих воев собирать и в бой вести. Об этом же говорят и археологи, что вели раскопки, - В.Коваленко, А.Моця и Ю.Сытый:

Кем же был этот воин из Шестовицы? Большинство предметов говорят о его принадлежности к дружинному сословию, причём, судя по богатству вооружения, к его верхушке, а наличие в могиле турьих рогов-ритонов позволяют предполагать, что он мог выполнять и жреческие функции. Однако такое сочетание функций могло быть только у вождя-жреца («хёвдинга» скандинавской мифологии), предводителя (или одного из предводителей) шестовицкой дружины. В пользу этого свидетельствует и парадное копьё с серебряной втулкой и закреплённым серебряными же накладками флажком-штандартом, чтобы во время боя воины его отряда всегда могли знать, где их вождь, и следовать за ним.

Таких погребений не одно. Подобное раскопано также и в кургане № 42: снова камерная гробница, снова мужчина в сидячем положении, лицом на северо-запад, снова конь, снова женщина. Рядом - меч типа Х, который датируется серединой Х века. Что характерно – тоже скандинавский -

с бронзовым навершием и рукоятью и наконечником ножен, украшенным композицией «Один с воронами».

Погребения относятся к середине Х столетия. То есть к той самой эпохе князя Святослава, с которой началась у нас речь. Тот самый воин, коих греки называли русами. «Отец» достоверно русских людей их были Владимирского цикла.
А теперь давайте проанализируем, что мы увидели.
Могила срубной конструкции. Такие археология уверенно приписывает к скандинавским:

из Скандинавии… погребения в срубных гробницах с рабыней и конём… /*/

Рабыня с конём, как видим, тоже присутствуют.
Пометим ещё: меч скандинавский. Скрамасакс – тоже оружие явно европейское. Ничего подобного в чисто славянских погребениях той поры не присутствует. В них вообще нет мечей.
И ещё котёл. Жертвенный котёл в могиле – не просто скандинавский этнокультурный признак. Это важнейший религиозный идентификатор и самоидентификатор воинов-норманнов. Котёл, в котором часто обнаруживаются кости съеденного во время погребального пира козла или барана, символизирует уход покойного в Вальхаллу, к Одину. А тот, хоть и предавал воинов (не со зла предавал – просто понадобился ему новый богатырь в своих чертогах) , но встречал радостно и первым делом предлагал попировать – из пиршественного котла, где варится мясо «воскресающего зверя»…
Такие археологи находят в центре курганов Гнёздова, возле Бирки в Швеции, на Готланде, на Аландских островах, в Дании… В общем, различий между Русью и Скандинавией в этом аспекте не наблюдается.
При этом действительно - достаточно взглянуть на инвентарь этих курганов, чтобы понять, на какой культурно-религиозной базе стояли люди, в них захороненные:

Характерные для больших курганов Руси и Скандинавии черты погребального обряда — «языческое» трупоположение или трупосожжение (на Руси), часто в ладье, использование оружия и пиршественной посуды, иногда размещенных на кострище особым образом (оружие — в виде «трофея»), жертвоприношения. Жертвенный котёл со шкурой и костями, съеденного во время погребального пира козла (или барана) располагался в центре кострища курганов Гнёздова и Чернигова; в кургане Скопинтул на королевской усадьбе Хофгарден возле Бирки котёл содержал человеческие волосы (принадлежавшие жертве?), как и в самом большом кургане могильника Кварнбакен на Аландских островах. /*/

То есть занятная линеечка нарисовывается – от Руси до Бирки. И для неё характерен не только вот этот типичный для скандинавов котёл – настолько важный в их мировоззрении предмет, что служил даже в качестве человеческого имени: Ketill. И многих его производных.
Так вот, для этой «линеечки» характерен не только котёл, нет –

- вся обстановка погребального обряда свидетельствует о том, что совершавшие ритуал следовали представлениям о Вальхалле, загробном чертоге Одина, где бог принимал избранных героев — ярлов и конунгов, павших в битве, зале, украшенном доспехами, с пиршественным котлом, где варится мясо «воскресающего зверя» и т.д. /*/

Дальше исследователи указывают, что –

- эти представления были исполнены для язычества — особенно язычества последней, дохристианской поры, эпохи кризиса родо-племенных традиций — особого смысла. Правитель — вождь, конунг или князь — был не только гарантом права и благополучия («мира и изобилия» в скандинавской традиции) своей страны: он был гарантом всех традиционных устоев, включая сферу религиозного, «сверхъестественного»— устоев Космоса. Один набирал в Вальхалле дружину героев, чтобы сразиться с угрожающими миру богов и людей силами Хаоса, и смерть правителя — особенно смерть в бою — должна была усилить эту дружину; поэтому при похоронах правителей соблюдался воинский ритуал и сам погребальный обряд воспроизводил загробную жизнь в Вальхалле. Поэтому особую значимость в сфере религиозного культа вообще получали погребальные памятники правителей — большие курганы. /*/

Значит, перед нами скандинав? А обещали руса… Мало ли скандинавов могло быть в дружине Святослава! Про варягов и летопись упоминает.
Нет, не годится. Подобных захоронений найдено много по всей Руси. В процентном отношении получится, что варягов больше, чем русов. Чего, конечно, не могло быть. В тех же шестовицких курганах археологи отмечают –

- высокий уровень концентрации находок круга дружинных древностей, и среди них — значительное количество вещей северного происхождения. /*/

Кроме того, против чистой варяжской «скандинавскости» этих и похожих могил говорит один из важнейших их признаков – в них часты смешанные или, как говорят археологи, гибридные элементы:

Ярким примером этого может быть оковка турьих рогов из черниговского кургана Чёрная Могила, в декоре которой смешиваются восточные и североевропейские традиции, а сами ритуальные сосуды были изготовлены в местной славянской среде. /*/

Сюда же относятся обнаруживаемые в богатых погребениях конические и сферо-конические шлемы. Эти шлемы, появившиеся не позже 900 г. и сменившие в середине и второй половине X в. полушаровидные и полуяйцевидные каски, все разумные исследователи относят по происхождению к восточным:

…конические шлемы известны на юге и востоке СССР по изображениям и находкам последней четверти I тыс. н. э. В свете этих данных гнёздовский шлем — один из древнейших конических наголовий в Европе — совсем не обязательно северный или западный по происхождению. Возможно, мы имеем здесь памятник, отмечающий путь проникновения азиатских конических шлемов в Европу, где они обрели свою вторую родину.

Генезис русских сферо-конических золочёных шлемов указывает на азиатский Восток. Ещё Д.Я. Самоквасов сопоставлял по форме шлем из «Чёрной могилы» с ассирийскими образцами. Плавно изогнутые, вытянутые шлемы известны на территории СССР со времен Урарту. /*/

И височные кольца похороненных с героями подруг характерны не для скандинавских, а для для аборигенных барышень:

Этническую ситуацию в Гнёздове характеризует комплекс височных колец, исследованный Т.А.Пушкиной: из 55 экземпляров два пластинчатых кольца (найденных на поселении) можно считать «местными» - относящимися к культуре длинных курганов; среди прочих имеются характерные параллели в некрополях Киева и Бирки (свидетельствующие опять-таки о восточноевропейском культурном воздействии на скандинавский город). Впрочем, по убедительному мнению Ю.М. Лесмана, к одному из таких типов - проволочных с завязанными концами (13 экз. в Гнёздове) - восходят позднейшие браслетоообразные кольца смоленских и полоцких кривичей. Другой распространенный тип (13 экз.) - проволочный с эсовидным завитком - распространён как у восточных [вплоть до псковских кривичей], так и у западных славян. Не менее важно, что как височные кольца, так и некоторые типы керамики и другие отдельные находки свидетельствуют о двух основных славянских регионах, откуда они проникали в Гнёздово. Это северянское (роменское) Левобережье Днепра и Моравия (Великая Моравия). /*/

Так что речь о чистых скандинавах идти не может. На самом деле –

- многообразие погребального обряда могильника ясно говорит об интернациональном составе оставившего его населения. Здесь представлены выходцы с Днепровского Правобережья (погребения по обряду ингумации) и Левобережья (трупосожжения на стороне), из Скандинавии (как минимум 20 могил: погребения в срубных гробницах с рабыней и конём; в ладьях; сожжения с согнутыми мечами; женские погребения с черепаховидными фибулами) и Прибалтики (погребение в срубной гробнице хёвдинга — вождя-жреца с рабыней и конём), из занятых кочевниками степей Юга (парные погребения, ориентированные головами в разные стороны) и населённых финно-угорскими племенами лесов Севера. /*/

Иными словами, мы застаём здесь настоящий дружинный интернационал. Чем-то напоминающий список Игоревых послов 944 года. Скажем, правобережный славянин Войко, левобережный северянин Синко, и скандинав Иггелд, и финно-кто-то Апубькарь, и эст Каницар, и хазарин Искусеви…
Тут просится на страницу одно небольшое отступление.
В порядке закономерной реакции на контакты с Византией тогдашние русские элиты – как и нынешние или недавно советские – приобретали мощную психологическую зависимость от геополитического противника. С Византией воевали и торговали – но не могли не терять головы под возвышающими дух сводами Св.Софии, на пёстрых улицах крупнейшего города тогдашнего мира, в весёлых кварталах Галаты. Истанбул и сегодня-то впечатляет, - а что уж говорить о тогдашних обитателях бревенчатых домиков с очагом в углу, попавших в столицу мира…
Словом, при уже подмеченной нами эклектике в одежде и вооружении древних русов, когда скандинавские оружие и украшения сочетались с кочевническими наборными поясами и шлемами, можно было бы ожидать и очевидного византийского влияния на общий облик людей.
Однако… мы его практически не наблюдаем. Византийские элементы отсутствуют полностью, за исключением почему-то поясных пряжек.
Практически все пряжки византийских типов относятся к тому же времени, что и погребение того хёвдинга из Шестовиц. То есть ко времени войны Святослава в Болгарии. На то же указывают отдельные из находок, которые, хоть и продиктованы византийской модой, но сделаны, скорее всего, в Болгарии.
Опять же – судя по тому, что пряжек этих найдено немного, говорит это о том, что это не массовые импорты, а военная добыча. И вот как географически распределились захоронения, где эта добыча была найдена: Плакун возле Ладоги, Гнёздово, Вологодская область, Новгородскоая область, Киев, Весьегонск, Шестовицы, Залахтовье, Рюриково городище, Старожинец, Швеция.
То есть вот она – география жизни и смерти воинов Святослава. Русских воинов.
Культуру, о которой мы говорим, называют древнерусской дружинной. Как говорят историки, –

- к середине Х в. по всей территории расселения восточных славян от Киева до Ладоги распространяются дружинные древности, складывается «дружинная культура», впитывающая и сплавляющая в единое целое элементы разноэтничного происхождения. Её носителями являются прежде всего великокняжеские дружины, присутствие которых отмечается по археологическим данным на важнейших водных путях, на погостах и в городах Древнерусского государства: в Верхнем Поволжье и Поднепровье, в Поволховье, а также на территории формирующейся «русской земли» в узком смысле — собственно в Киеве и в Черниговской земле. Включение этих земель в сферу действия великокняжеских дружин свидетельствует об их консолидации и формировании территории государства, подвластного «великому князю русскому», как он именуется в договорах руси и греков. /*/

Только ведь дружинный интернационал – это часть, и важнейшая, государственной власти:

Вероятно, в Восточной Европе погребённые в камерах являлись той частью древнерусского истеблишмента, который наиболее активно формировал культуру верхушки древнерусского общества в начале - середине X в. Это - преимущественно скандинавская, военизированная, лично свободная (княжеский дружинник мог быть и рабом), связанная с международной торговлей, частично христианизированная группа со значительным, судя по обряду, личным окружением. Существующая хронология подобных захоронений позволяет сузить время активного формирования этой социальной группы до второй - третьей четверти X в. Судя по расположению в могильниках Киева, Гнёздова (Смоленска), Чернигова и позднему проникновению на северо-восток (во второй половине - конце X в. в Тимёрево), эта группа населения должна была быть тесно связана с княжеским домом «Рюриковичей» и, вполне вероятно, эти люди скрываются под термином договоров Олега и Игоря - «русь». /*/

Такой вывод делают не идеологи. Такой вывод делают археологи. Которые непосредственно копали могилы представителей «древнерусского дружинного интернационала».
Но это для нас уже не так важно, хотя и интересно. Ибо дело не в археологах. Археологи и не могли бы высказаться другим образом. Ибо, как бесконечно верно возвестил товарищ Мао, «винтовка рождает власть». Поддерживать себя далее власть может любыми методами – свободными выборами, диктатурой, террором. Но рождает её всегда – винтовка. В интересующую нас эпоху – меч.
Ибо что есть власть как не институт контроля определённой социальной группы над экономическими активами? А каковы были тогдашние активы на Руси, не знавшей банков и производных финансовых инструментов? Очень простые то были активы: то, что можно продать на внешнем рынке. А что в условиях натурального хозяйства производилось в товарных количествах? Прожалуй, что ничего. Ну, кроме людей, разве что. Остальное приходилось присваивать. Впрочем, людей - тоже. Присваивать. Ибо они тогда тоже товаром были. Товарные позиции той эпохи с обежоруживающей чёткостью описал сам великий князь Святослав:

от Грѣкъ паволокы, золото, вино и овощи разноличьнии, и и-Щеховъ и изъ Угоръ — серебро и комони, изъ Руси же — скора, и воскъ, и медъ и челядь

Ничего нового, кстати, он не изобрёл: несколькими годами ранее его мать Ольга обещала византийскому императору ровно то же самое:

челядь, и воскъ и скору, и воя многы в помощь

Скора – это, понятное дело, меха. Скорняк – от этого происходит.
Итак, мы видим: властителям русским, коим хотелось, как и всем порядочным руководителям, иметь шелка, золото, вина и дорогие транспортные единицы, нечем было за это заплатить, кроме как мехами, воском, мёдом и рабами.
А всё это надо было прежде добыть. И ежели мёд и воск ещё можно отобрать у бессловестных пчёл, то вот с людьми, естественно, возникали трудности. Ибо хоть и много их рождалось, а от девок и вовсе одна только головная боль, - да ведь у людишек свободная воля есть. И потому они сопротивляются самой мысли о том, чтобы стать товаром.
А ещё один людской недостаток состоит в том, что та же свободная воля не велит отдавать даром попавшее человеку в руки. Пусть оно само отобрано в честной борьбе с носителем красивой шкурки или лесным производителем мёда и воска.
И потому любая институция, получившая власть над носителями данных недостатков, первым делом должна озаботиться организацией процедуры изъятия у них того, что необходимо ей. Потому как не стой за налоговым инспектором образ злого полицейского, а за ним железной коечки под синим одеялом в тёмном бараке, - то и сегодня никто не платил бы налогов. Хотя и берутся они, прямо скажем, не дочерьми и сыновьями.
Таким образом, власти в то время, как и сегодня, необходимо было быть сильной и хорошо вооружённой, дабы иметь возможность исправлять в подданных порок жадности. И следовательно, те хорошо снаряжённые и вооружённые люди, останки которых мы находим сегодня в роскошных курганах, как раз и были той властью – она же сила, - которая была в состоянии изымать у людей «налоги» детьми и кровью. Иными словами, это была государственная власть. Как бы ни «неславянски» они ни выглядела в глазах ославянившихся потомков. Ибо никаких других могил равной роскоши и «милитаризованности» мы на территории тогдашней Руси не видим. И следовательно, никакой другой силы, сравнимой с этой, тогда не было. Не уравнивать же, будучи в здравом уме и с чистой, не замутнённой псевдопатриотическими комплексами совестью, персонажа из Чёрной могилы и человека из славянской сопки, которого в путь на тот свет снабдили горшочком с просом и деревянной ложкою. И даже нож не оставили – ибо что из ценного тогда сыну достанется?
Осталось добавить только одно. Сами большие курганы, выделяющиеся из массы других, а также прочих видов захоронений, возникли как класс как раз в северной Европе, в эпоху ещё Великого переселения народов. Как с очевидностью доказывается археологией, принадлежали сии курганы большим племенным вождям, конунгам, правителям Скандинавии. В X в. эти элитные и монументальные погребальные комплексы появляются в Восточной Европе, на территории будущей Руси. Эти памятники высотой от 2 до 10 метров очевидно близки скандинавским, а место они занимают именно там, где вскоре появляются главные государственные центры – Ладога, Ростов, Смоленск, Чернигов, Киев. Что подтверждают исследования других времён и других археологов:

Ныне очевидно, что «ансамбль некрополя»… Гнёздова - трупосожжения, трупоположения в ямах и камерах - действительно идентичен «ансамблю» Бирки. Более того, тот же «ансамбль» характеризует и некрополь Киева X в., точнее - то, что от него осталось в процессе развития города (около 150 погребальных комплексов). /*/

Итак, Северная Европа - Бирка – Гнёздово – Киев. И везде – присутствие одной общности.
Не будем пока определять её этнические характеристики. Достаточно замечания большого археолога и большого антинорманиста Д.А.Авдусина об -

- отсутствии кривичских и невыразительность других славянских древностей в погребальном обряде Гнёздова - /*/

- при признании им скандинавской доминанты в населении этого городища.
Нам эта этническая принадлежность пока неважна. Нам ведь никто не мешает спуститься ещё на один этаж вниз на нашем археологическом «лифте», чтобы посмотреть, кто же предшествовал нашим «интернационалистам» в роли воителей и правителей Руси. И, соответственно, полнее определиться в вопросе, откуда и из какого этнического корня произошли русы.

ИТАК:
Рассматривая несомненно принадлежащие к древнерусской дружинной культуре захоронения эпохи несмоненно русского князя Святослава можно сделать предварительный вывод: при Святославе в некрополях, характерных для явной воинской и правящей элиты Руси, захоронены высокопоставленные люди, в чьих вещах смешиваются скандинавские и местные элементы. При этом столь же элитарных захоронений чисто славянского или другого аборигенного населения не фиксируется.
Tags: Русские - покорители славян
Subscribe

  • Русские среди славян

    3.3. Но и их – встраивали! Уже известный нам Торольв из "Саги об Эгиле" – не совсем "транзитник". Он – сборщик дани от имени своего конунга. Но…

  • Русские среди славян

    3.2. Как налаживаются контакты… Конечно, команда среднего норманнского корабля была в состоянии захватить любую местную деревеньку, а то и городище.…

  • Русские среди славян

    А с будущей челядью как быть? Нет, безусловно, за девками с парнями, положим, поохотиться можно. И даже с успехом. Если неожиданно и изгоном.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments

  • Русские среди славян

    3.3. Но и их – встраивали! Уже известный нам Торольв из "Саги об Эгиле" – не совсем "транзитник". Он – сборщик дани от имени своего конунга. Но…

  • Русские среди славян

    3.2. Как налаживаются контакты… Конечно, команда среднего норманнского корабля была в состоянии захватить любую местную деревеньку, а то и городище.…

  • Русские среди славян

    А с будущей челядью как быть? Нет, безусловно, за девками с парнями, положим, поохотиться можно. И даже с успехом. Если неожиданно и изгоном.…