Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Русские - покорители славян-итог

Глава 5. Время Вещего

А теперь давайте опустимся ещё чуть ниже по этажам времени. Но географически вернёмся назад – к Шестовицам, где мы застали могилы Святославовых военачальников, в «русскости» которых сомневаться нет видимых причин.
Так вот, некрополь у Шестовиц, по общему убеждению специалистов, неразрывно связан с городищем под названием Коровель.
Как описывают историки, оно располагалось к югу от Шестовиц, на узком и длинном мысу при впадении в Десну реки Жердовы. Городище хорошо укреплено тремя полосами заграждений из рвов, валов и частоколов:

Городище имело сложную систему укреплений, не имеющую аналогий на других синхронных памятниках региона. Как отмечалось, от остальной части мыса его отделял внешний ров шириной до 12 м, глубиной до 3,5 м. За ним находился первый вал, шириной около 25 м, который проходил, вероятно, по всему периметру площадки. Основу его составляли деревянные конструкции, засыпанные песком. В 8 м от него проходила вторая линия укреплений, состоявшая из небольшого (ширина 2,5 м, глубина до 1 м) рва и частокола, стоявшего за ним. В 7 м от него проходила третья полоса укреплений, которая состояла из ещё одного рва, шириной 7,5 м, глубиной более 3 м, и вала, ширина основания которого также 7,5 м, за которым располагался последний ров, шириной до 4 м, глубиной до 1,5 м… Отдельным рвом шириной 22 м была отрезана и пологая стрелка мыса, неудобная для обороны.

Коровель явно был важен в качестве не только военной, но и портовой структуры. Вернее, и то, и то было производным от роли этого населённого пункта как элемента большой транспортной инфраструктуры. Во-первых, недалеко (ну, относительно, хотя для плавстредства действительно недалеко – плыви себе по прямой, даже если сама речка вьётся так, что голова может закружиться) – место впадения Десны в Днепр. Во-вторых, оная Десна уходит в самые глубины северянских и кривичских лесов. В-третьих, даже не через волок, а через мощное Самодуровское болото, которое и сегодня не высыхает, а в те времена невырубленных лесов было куда более полноводным, - прямой путь на Оку и Волгу: Десна – Сейм – Свапа – Очка – Ока - Волга.
А это уже – древний «янтарный путь». Вплоть до Хорезма. Вся связь с Востоком. Как считают многие исследователи, именно Оку арабы называли «Славянской рекой». Не случайно на этом пути возникли богатые города - Путивль, Рыльск, Льгов, Курск. Нужно же было волкохищных вятичей отжимать от такой ценной магистрали… А то ведь те евангельским духом проникнуты не были: на берегах именно этого речного пути найдена треть всех кладов монет, обнаруженных в Восточной Европе. То есть можно представить себе, что творилось на этих берегах, коли живые люди зарывали собственные деньги в землю… а вот вырыть уже не могли.
А у Коровеля – удобные гавани в конце (или начале) этого пути. И мночисленные находки ладейных заклёпок и гвоздей доказывают, что в них существовали доки для ремонта судов. А остатки причалов и набережной – что тут и логистический центр располагался.
И, что также важно, здесь же – место максимального сближения водной и сухопутной дорог из Чернигова в Киев. Самое правильное место для военизированного пункта прикрытия!
Вот оно и было здесь создано.
Во всяком случае, как показывают археологические источники, -

- в конце IX в. киевские дружины не смогли продвинуться в Подесенье дальше устья правого притока Десны - р.Снов, за которой начинался уже сплошной массив северянских городищ

И – вот ведь совпадение! - начало функционирования этого укрепрайона археологи относят к концу IХ века. При этом появляется оно непосредственно после пожара, уничтожившего стоявший на этом месте славянский посёлок.
А конец 800-х годов - примечательное время для данной местности. Венгры, печенеги, Хазария, Византия, очередная «мировая война» в Степи. И…
Археология замечает в это же время появление силы, для этих мест дотоле не характерной. Не славяне, не конные степняки, не хазары…
Кто конкретно спалил деревеньку, теперь уж не установить. Но свой опорный пункт на её месте выстроили люди с культурой, характерной для тех граждан, коих мы уже рассмотрели в предыдущих главах. С самого начала в нём сочетались местные – в данном случае, славяно-северские элементы – с элементами, взятыми из северной традиции:

…На посаде уже в это время функционировали и стационарные жилые усадьбы, с типично славянскими полуземляночными жилищами квадратной формы с глинобитными печами и большими наземными с открытыми очагами, известными в Скандинавии.

Кроме того, как рассказывают уже упоминавшиеся украинские археологи, -

- Другим важным направлением деятельности обитателей Шестовицы было, вероятно, участие в организации великокняжеского полюдья. Шестовицкое городище, расположенное в густозаселённой местности, в непосредственной близости от крупного города, каким являлся в это время Чернигов, почти идеально подходило для этой роли.
Это, в свою очередь, предполагало и участие в организации далёких морских походов для реализации собранного в полюдье, с предварительной подготовкой и оснащением соответствующих суден. Для этого необходима была деятельность многочисленных ремесленников, связанных не только непосредственно с судостроением, но и с добычей и обработкой железа, смолокурением и возгонкой дёгтя, изготовлением полотна и канатов и т.д. Часть необходимого сырья, несомненно, поставлялась в составе даней, однако предвидеть всё, как известно, невозможно. Следовательно, неизбежно предполагалось развитие и местного производства упомянутых видов продукции. Именно этим, вероятно, можно объяснить стремительное увеличение в это время площади посада и подола городища Коровель.

Разумеется, всё вышесказанное касается далеко не только потребностей, связанных с полюдьем. Ещё больше – вообще всех потребностей, связанных с дальними походами.
А также – с войной.
В те же годы и в самом Чернигове проводится полная реконструкция защитных сооружений, возводится мощная оборонительная линия на древнейшем детинце города – Цитадели, мощным валом и рвом ограждается новый район к северу от неё. Не эпизод ли это той войны, когда –

В лѣто 6392. Иде Олегъ на сѣвяры, и побѣди сѣверы, и възложи на нихъ дань легъку, и не дасть имъ козаромъ дани даяти, рекъ: «Азъ имъ противенъ, а вамъ не чему».
В лѣто 6393. Посла Олегъ к радимичем, ркя: «Кому дань даете?» Они же рѣша: «Козаром». И рече имъ Олегъ: «Не давайте козаромъ, но мнѣ давайте».

Итак, северяне – данники хазар. Причём, судя по результатам археологических исследований, - не так чтобы уж сильно хазарам «противные». Во всяком случае, элементы сотрудничества по крайней мере северянских элит со степняками прослеживаются. По оружию видно, по другим элементам – позднее будет ещё о том речь.
И радимичи хазарам подданны. Не потому только, что летопись так говорит. Мы ей не доверяем безоглядно и правильно делаем. Но хазарский флёр присутствует и здесь.
А поскольку радимичи находятся выше северян, если смотреть по рекам (ди по карте), то неизбежно хазары должны были и те места держать, где позднее Киев располагался.
А что означает, когда к чьим-то данникам приходит чужая банда и говорит, что платить те отныне не прежней «крыше» будут, а им?
Это означает войну. Между бандами.
Но что интересно – война в этих местах уже шла!
Свидетельствует уже известный нам Константин Багрянородный – который, как мы знаем, мог путать, но не врал специально в работе, обращённой к собственному сыну:

Пачинакиты же… двинувшись на хазар войною и будучи побеждены, были вынуждены покинуть собственную землю и населить землю турок. Когда же меж турками и пачинакитами, тогда называвшимися кангар, состоялось сражение, войско турок было разбито и разделилось на две части. Одна часть поселилась к востоку, в краях Персии, - они и ныне по древнему прозвищу турок называются савартами-асфалами, а вторая часть поселилась в западном краю вместе с их воеводой и вождем Леведией, в местах, именуемых Ателкузу, в кокоторых ныне проживает народ пачинакитов.

В скобочках заметим: многие спорят о том, где точно находилась эта Ателькузу, а нам это неважно. Важно, что позднее там поселились печенеги, а дислокация их племён нам известна прекрасно. Причерноморские степи – вплоть до русских земель на севере.

Через некоторое время пачинакиты, напав на турок, изгнали их вместе с их архонтом Арпадом. Поэтому турки, блуждая в поисках земли для поселения, явившись, прогнали обитателей Великой Моравии и поселились в их земле, где и живут теперь турки по сей день.

Большой специалист по хазарской теме С.А.Плетнёва описывает другое измерение этой же истории:

…В самом конце IX в. один из наследников Ханукки –

- брата Обадия, инициатора перехода хазар в иудейство и разразившейся за этим в начале IX века ожесточённой гражданской войны, принявшего в конечном итоге власть над посткризискной Хазарией –

- попытался прервать их

- печенегов –

- движение на запад. Он заключил союз с гузами, кочевым народом, жившим в приуральских степях, и те, "вступив в войну с печенегами, одержали верх, изгнали их из собственной страны". Печенеги, бежав оттуда, некоторое время бродили по разным странам, нащупывая себе место для поселения, пока не нашли его в Ателькузу. Воспользовавшись тем, что венгры ушли в поход и в кочевьях их оставались только женщины, старики и дети, печенеги, без труда истребив население, заняли чужие стойбища. Венгры, "возвратившись и найдя свою землю таким образом пустою и разграбленною, поселились в той стране, где живут ныне". И случилось это, пишет Константин Порфирородный, "50 лет тому назад", т. е. если вспомнить, что император сочинял трактат в 949—950 гг., в первые годы Х в.

Итак, у нас расставлены теперь и даты: конец IX – начало X вв.
Наконец, очень полно об этом пишет выдающийся русский исследователь М.И.Артамонов:

В 890 г. вспыхнула война между Византией и дунайскими болгарами. В византийском войске были отряды хазар, вероятно, присланные в качестве союзников из Хазарии по морю. Разгромив византийские войска, болгары с особой жестокостью обошлись с пленными хазарами: они отрезали им носы и в таком виде отправили в Византию. Не надеясь справиться с болгарами своими силами, император Лев VI в 894 г. отправил посольство к мадьярам, вожди которых Арпад и Курсан обещали ему содействие. Присланные греками суда переправили мадьяр на правый берег Дуная и те опустошили страну, грабя и убивая её население. Когда слух об этом дошёл до болгарского царя Симеона (с 893 г.), он вышел навстречу новым врагам, но был разбит и должен был искать спасения в бегстве. Мадьяры дошли до самой столицы болгар Преславы и захватили громадную добычу и множество пленных, которых затем перепродали грекам. Симеон вынужден был просить мира, но он не оставлял мысли отомстить врагам. Собравшись с силами и заключив союз с исконными врагами мадьяр — печенегами, он воспользовался случаем, когда основные силы мадьяр находились в походе, и вторгся в их страну. Печенеги и болгары жестоко расправились с оставшимися дома немногочисленными мужчинами и беззащитными семьями мадьяр, частью их вырезали, а частью заставили спасаться бегством. Вернувшиеся из похода мадьяры нашли свою страну опустошённой и потому решили поселиться на новом месте.

Ну, далее понятно. Ставшие богатыми и холостыми венгры решили плюнуть на всё и удалиться за Карпатские горы в Паннонию, где можно было разжиться новыми женщинами, а заодно пощипать разжиревших после уничтожения авар франков. Там они и проживают поныне.
В скобках замечу, что плюнули и печенеги. Но в колодец. Ибо когда их по вечному закону степей в XI веке выставили с собственных кочевий торки, им не оставалось иного пути, как тоже бежать в Паннонию. Где их и встретили донельзя дружелюбные и крайне незлопамятные венгры…

Разгром мадьяр болгарами и печенегами относится к 895 г. Осенью того же года мадьяры были уже в Паннонии. /М.И. Артамонов. История хазар.// Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962/

Итак, что мы видим? Мы видим как раз ту самую войну между бандами, которую предполагали неизбежною. Вот только ко времени появления здесь русов в Степи и вокруг неё шла фактически настоящая «мировая война»: греки против болгар, венгры с греками против болгар, печенеги против венгров, хазары против печенегов, болгары за печенегов…
И именно в это время появляется в этих степных разборках ещё один фактор.
Русы.
Похоже, они также стали одними из участников «мировой войны».
Во всяком случае, мы встречаем два похожих свидетельства из разных источников.
Вот «Повесть временных лет» вспоминает о венграх – аж дважды! –

- идоша угри чернии мимо Киевъ послѣже при Ользѣ –

- и – год 898:

В лѣто 6406. Идоша угре мимо Киевъ горою, еже ся зоветь нынѣ Угорьское, и пришедше къ Днѣпру, сташа вежами; бѣша бо ходяще, яко и половци. И пришедше от въстока и устремишася чересъ горы великыя, иже прозвашася горы Угорьскыя, и почаша воевати на живущая ту.

А некий венгерский анонимный хронист XII века, создавший анналы под названием «Деяния венгров», сообщает:

Достигли они –

- т.е. угры –

- области русов и, не встретив какого-либо сопротивления, проникли до самого города Киева. А когда проходили через город Киев, переплывая через реку Днепр, то захотели подчинить себе Королевство русов. Узнав об этом, вожди русов сильно перепугались, ибо услышали, что вождь Алмош происходит из рода короля Аттилы, которому их предки платили ежегодную дань. Однако киевский князь собрал всех своих вельмож и, посоветовавшись, они решили начать битву с вождем Алмошем... Тот же киевский князь, отправив своих послов, призвал на помощь семь куманских вождей, своих самых верных друзей...

Но ничего у них в битве якобы не вышло, и русы бежали за стены Киева. Тем временем –

- вождь Алмош... подчинил себе землю русов и, забрав их имения, на вторую неделю пошли на приступ Киева.

Русы запросили мира…
Понятно, что здесь перепутано достаточно много.
Князь Алмош – он же Алмуц – едва ли мог быть вождём венгров, потому что есть сообщение, что до того он отказался от власти в пользу своего сына Арпада.
А куманов, т.е. половцев, в этих местах ещё и в проекте не было. И те семеро «куманских» друзей князя Олега, которых он звал на помощь, вполне возможно, были на деле печенегами. И не такими уж неудачниками, как то изобразил венгерский хронист. Ибо, по логике, как раз в то время, когда одни венгры осаждают Преславу, а другие Киев, очень плодотворным может оказаться набег на их беззащитные вежи в Ателькузу…
Но в принципе, детали эти нам неважны. Главное, что картина в целом представляется вполне историчной. Русы, придя неизвестно откуда, взяли под контроль дотоле бывший под хазарами – а иначе, как мы помним, чисто географически быть не могло – Киев. И неизбежным образом начали накладывать руку на хазарских данников – тех самых северян и радимичей, о чём мы уже говорили. А что им, русам? – хазары-то заняты. Они с печенегами и болгарами увлечённо режутся. Хозяйство, можно сказать, на произвол судьбы оставили.
Понятно, что едва ли каган в Итиле воспринял такой образ действий благосклонно. Ну, а решив огорчения своего не скрывать, каган поручил своим вассальным венграм вынести – лучше сказать, нанести - протест наглым захватчикам. Что те и не преминули сделать, особенно если учесть информацию арабских авторов, согласно которой –

- мадьяры господствуют над всеми соседними славянами, налагают на них тяжёлые оброки и обращаются с ними, как с военнопленными.

А поскольку венгры были практически во всё время своего пребывания в Причерноморье подручниками у хазар, -

- они жили вместе с хазарами… воюя в качестве союзников хазар во всех их войнах -

- то не ошибёмся сильно, если предположим, что оброки на славян они налагали либо на подряде, либо на откупе у хазарского кагана. Скорее, на откупе, ибо, судя по свидетельству Ибн Русте, мадьяры самостоятельно определяли дальнейшую судьбу славян: они –

- отводят этих пленников берегом моря к одной из пристаней Румской земли, где и продают их в качестве рабов.

Об этом же говорят сведения о том, что венгры платили хазарам некие подати. Вряд ли это была какая-то прямая дань – не те между ними были отношения. А вот откуп, некая фиксированная сумма за право взимать дани, - это, пожалуй, больше похоже на правду. Тем более что в истории тому мы тьму примеров знаем. Да и пронесённое через века стойкое "дружелюбие" венгров к русским не может объясняться ничем другим, как застарелой обидой за лишение "законного" заработка. Пусть об этом никто не помнит, и в подобных формулировках, естественно, не думает, - но мы-то знаем, как тягостно-прилипчивы образы, сложившиеся в незапамятные времена. Вон мы тоже печенегов с половцами до сих пор не любим, хоть и нет их уже много веков рядом с нами. Или с татарами вон: сжились, сроднились, уважаем – а как напряги какие, немедленно вспоминаем – одни Калку и Батыя, другие Казань и Ивана Грозного.
Таким образом, русы под предводительством князя Олега обидели не только хазар, но и непосредственных сборщиков дани шиллингами и девицами - венгров, лишившихся законного дохода.
Кстати, в этом свете похоже, что первоначальный славянский посёлок в Коровеле спалили всё-таки русы. Отнимая его у венгров…
Так или иначе, Чернигов существовал до князя Олега и был захвачен при князе Олеге. И сразу поставлен – в договорах с греками – на второе место после Киева. Это естественно: на месте Киева тогда было три сельца и, судя по всему, хазарская крепость. Олегом и занятая.
То есть столицы как таковой не существовало, а Олег предпочёл назначить таковой некий свой центральный управленческий пункт. И в этом случае Шестовицы-Коровель играли роль уже киевского опорного пункта, призванного контролировать возможные мятежные поползновения северян-черниговцев.
А ещё бы и не быть поводу для мятежей! Такая торговля от северян в руки столичных уходила! Тем более что –

- раскопки черниговских курганов и открытого недавно грунтового некрополя, на котором на сегодня исследовано уже свыше 1 800 погребений, выявляют значительную социально-имущественную дифференциацию населения и характеризуют Чернигов этого времени как один из крупнейших городских центров Руси, с могущественным боярством и многочисленной дружиной.

В общем, опять вспомним: 890-е годы, годы bellum omnia contra omnes, общего развала и захватов… Без опорного пункта не обойтись никак.
Вот Коровель таковым и должен был стать…
Надо ли добавлять, что древнейшие из исследованных здесь погребений датируются также концом IX - началом X вв.?
Таким образом, мы можем смело шагнуть от нашего Святославова руса почти на век назад, во времена Олега Вещего – и найти там тех же русов. Ибо князь этот и действовал от имени «рода русского», и вёл их за собою. И археологическая преемственность в погребениях – полная.
Во всяком случае, видно, что Олеговы русы, появившись здесь в начале Х века, быстро научились прекрасно пользовалось степными вооружениями. В Шестовицах обильно представлены далеко не скандинавские –

- наконечники стрел различных типов, небольшой боевой топорик и обломки лезвий подобных же, железный сердечник от кистеня и костяное навершие от подобного же орудия меньших размеров, сабельная гарда… Воинское снаряжение представлено серией бронзовых и билоновых наконечников поясов и поясных бляшек (в основном, восточного происхождения)… снаряжение боевого коня…

И пусть это ни разу не исторично, но именно здесь, возле Чернигова, могла взять, как пел Высоцкий, в нагайки волхвов-предсказателей дружина князя Олега. Во всяком случае, костяная обоймица от нагайки соответствующего времени здесь точно найдена…
И что ещё важно – эти русы действительно владеют собственным государством. Это подтверждается находкой –

- …византийской вислой свинцовой печатью (диаметр 23 - 24,5 мм) с изображением шестиконечного патриаршего креста на трёх ступенях и круговой греческой надписью (на аверсе) и пятистрочной греческой надписью (на реверсе), которая принадлежала одному из высокопоставленных чиновников византийской администрации - примикирию, императорскому протоспафарию и логофету геникона Льву. По мнению В.Булгаковой, указанный тип моливдовула датируется 900 - 912 гг., а его находка на городище связана с регламентацией положений экономических статей русско-византийского договора 907 г.

То есть здесь, на Коровеле, фиксируется наличие дипломатических контактов русов с Константинополем – тех самых, свидетельства о которых донесены до нас в летописях, где приведён текст русско-ромейского договора. Иными словами, это они –

- от рода рускаго Карлы, Инегелдъ, Фарлоф, Веремуд, Рулавъ, Гуды, Руалдъ, Карнъ, Фрелавъ, Руаръ, Актеву, Труанъ, Лидул, Фостъ, Стемид, иже послани от Олга, великого князя рускаго, -

- оставили здесь одно из материальных свидетельств своей дипломатической миссии.
Таким образом, археология даёт нам прямую и неопровержимую связь между русами Святослава и русами Олега. То есть - прямую преемственность между русами времён 960 и 890-900 годов. Иными словами, мы застаём под Черниговом в начале Х века ту же культуру, которую мы видели позднее в облике древнерусской дружинной. Только если во времена Святослава сама археология велит нам говорить о «дружинном интернационале», то во времена Олега русы проявляют более унифицированный облик. И этот облик весьма близок к скандинавскому…
Tags: Русские - покорители славян
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments