Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Category:

Русские - покорители славян-итог

Глава 6. Рюриково побоище

От Олега, от рубежа IX – X веков остался шаг до собственно Рюрика. Или того, что под этим человеком или явлением понимается в современной истории.
Но, возможно, этого шага и не было, и связи между русами Олега и русами Рюрика вовсе не существует?
Не будем гадать, заглянем вновь в археологические «анналы». Оговорившись, правда, ещё раз, что не будем вести речь о пресловутом Рюрике, от которого, в отличие от последующих русских князей, никаких документальных следов не сохранилось. Мы будем вести речь о просто об археологических следах, оставленных людьми той эпохи – мы пока не знаем, кем.
Итак, ниже условного «Олегова» слоя в Ладоге – того самого, где находился дворец конунга и вообще мощные следы скандинавского влияния - следует слой, по которому видно, что -

- в середине 860-х гг. (около 865 г.) поселение очередной раз подвергается полному разгрому. Кроме мощного слоя пожара, драматичность этого события подчеркивают обгоревшие останки женщины и ребёнка, обнаруженные в заполнении дренажной канавки… /*/

Это время, как видим, совпадает с летописной датой «призвания варягов», то есть формальному появлению русов в нашей истории. Это «призвание» в показаниях, данных археологией, выглядит так:

…между слоями 840-860 гг. и … 860/870-890 гг. археологи фиксируют огромный пожар… В огне… погибли и все остальные известные крепости Руси (Новые Дубовики, Сясьское городище, Холопий городок, Рюриково городище, Труворово городище, Камно и др.). /*/

Этакий геноцид прошёлся по Повольховью…
Правда, сегодня трудно доказать, что эти пожары носили, скажем, не естественный характер. От свечки, как известно, Москва сгорела. Но настораживает именно синхронность. И она именно и наводит на мысли, что больше всего тут постаралось чьё-то вражеское войско.
Очень забавно при этом выглядят гипотезы призвания северными словенами своих добрых друзей - западных славян во главе с князем Рарогом ака Рюрик. Добёр был друг и родич, ничего не скажешь. Установил порядок такой, что –

- в 860-е гг. на севере Руси шёл рост монетных кладов. /*/

Деньги закапывают в землю, как известно, для того, чтобы сберечь.
Деньги не забирют из земли, как известно, потому, что некому забрать.
То есть когда археология фиксирует массовое наличие кладов, то можно с уверенностью сказать, что владельцы их явно умерли. Все вместе.
И пожары тут же
Братск, братеск был западнославянский князь Рарог…
Судя по этому «кладному» показателю, затихать та война начала там же, откуда началась, – в Поволховье. Но зато, как видно, захватчики концентрической волною продвигались отсюда далее: в первой половине 870-х годов клады –

- ещё многочисленны везде, кроме района Волхова. /*/

То есть Волхов умиротворили. Но даже в отдалённом от Ладоги Тимерёве, что в нынешней Ярославской области, отмечено «выпадение» кладов в эти суровые годы. Один из них датируется по младшей монете 867 года. И ещё один сокрыт в 860-х. А другие - в 870-х и 890-х
Впрочем, не только клады говорят о большой войне в те годы:

…отметим отсутствие на некоторых поселениях хорошо выраженного слоя с керамикой X или даже XI—XII вв. (Горчаковщина, Любша, Наволок, Дубовики), из чего следует, что на таких поселениях приблизительно во второй половине X в. жизнь прекращается и возобновляется или начинается лишь в XI—XII вв., а в некоторых случаях даже позднее. /*/

Неплохо погуляли «миротворцы» – на столетие всех повырезали…
Утихомирилось всё, похоже, лишь после 875 года – вплоть до конца века оставлено всего 2 клада.
Кто нанёс такие разрушения северным городам – а пострадала тогда не одна Ладога, но и Псков, и Изборск, - не очень ясно. То ли повстанцы – если верить летописному сообщению о том, что –

- въста родъ на родъ.

То ли пришедшие скандинавы.
О первом судить сложно: ведь кроме явно несинхронного куска из летописи у нас о восстании сведений нет. Есть разрушения, да. Но, повторюсь, кем сделанные – неясно. Любшу-то разрушили словене – их стрелы обнаружены в развалинах. Возможно, ладожские. У них обязательно должны были быть контроверзии с параллельным и наверняка конкурентным портом.
Но вот кто сжёг Ладогу – это установить однозначно уже сложно.
Впрочем, между нами, вообще сложно представить себе войну «род на род», тянущуюся два десятилетия. Ведь пахать-сеять кому-то надо – иначе есть-то что зимой? А эти места, поведаем тихо, далеко не зерновая Аризона…
Так что, скорее всего, виноваты вторгшиеся скандинавы.
К любопытным выводам приводит анализ количества серебра, приходящего в на Русь и в Скандинавию, сделанные нашим историком Г.С.Лебедевым. В частности, -

- нижняя точка серебра в России и Скандинавии – между 880 и 890 г. Их количество вновь растёт в 1-м десятилетии Х в., - /*/

- говорит он. А в другом месте он же свидетельствует:

Начиная с 860-х гг. фиксируется регулярное, резко возросшее по сравнению с предшествующим временем, поступление восточных монет в Скандинавию. Данное наблюдение, очевидно, свидетельствует в пользу того, что первые династы создали для восточной торговли, которая проходила через Ладогу, особо благоприятные условия. /*/

При скудости других данных толковать эти факты можно двояко.
Первая гипотеза – на Руси появилась некая сила, которая поначалу пропускала транзитников к источникам восточного серебра и обратно. Но затем решила иначе. «Теперь это – моя добыча», - заявил некто Шер-Хан и стал забирать всё серебро себе.
Вторая гипотеза – равноправна, но всё же чуточку является следствием из первой: война закончилась, и все деньги понадобились на восстановление. Потому что бесплатного комсомола, в том числе забайкальского, тогда ещё не было.
Но это – именно следствие первой гипотезы. Ибо раз деньги не доходили и до Скандинавии, значит, дело, очевидно, не в том, что жители Уппланда или Готланда проявили беспредельный гуманизм и пожертвовали свою добычу на реконструкцию пострадавших Гард. А в том, что там появилась некая достаточно сильная власть, которая либо забрала всё себе, либо перестала пускать чужаков на восток, объявив данную территорию собственной вотчиной. И сумев убедительно добиться согласия с такой трактовкой принципа свободы судоходства.
В общем, и в том, и в другом случае вход-выход для посторонних новая власть в Гардах закрыла.
Близкий аналог – Турция, вдруг отказавшаяся пускать всех через Проливы.
Но наиболее логичным я лично считаю такое предположение. Базируется оно на том непреложном факте, что экономика тех лет и тех мест никак не позволяла ведение войны в течение трёх десятилетий. Один, много два сезона порежешь соседей. Максимум. А дальше надо о пропитании заботиться: все враги уже ограблены,и ограбленное съедено, собственные изнасилованные во время набега врагов девки дали приплод, требующий еды, скотина человеческого языка не понимает и тоже жратвы требует. А между тем множество пахарей отправились к богам, ибо соседи тоже не выворачивали с готовностью шеи, дабы их перерезать было легче…
Да что говорить! И в позднейшие времена два брата – Ярослав и Святополк, – от всей души напрягая военные и экономические возможности Киева и Новгорода и привлекая Польшу, с трудом осилили три сезона. После чего один сошёл с ума, а другой долго утирал пот…
Так что я бы реконструировал те события следующим образом.
В (условно) 865 году Ладогу захватывают некие чужие для этих мест и совсем озверелые скандинавы-отморозки. Режут, грабят, упиваются кровушкой и насильственными половыми актами. Возможно, это конкуренты тех, кто захватил город в 840-х годах. Или дети конкурентов, когда-то укроченных на голову, лелеявшие планы мести, покуда не подросли до воинского возраста.
Викинги, они мстительными были, ужас!
Так вот. А затем – неизвестно, почему, может быть, и по призыву местных уцелевших в резне олигархов, почему нет? – здесь появилась другая сила. Которая способна была дать укорот распоясавшимся захватчикам. И, видимо, она этот укорот дала – как водится, сантиметров на 30 ниже макушки. После чего начала строить в этих местах своё конунгство, которое и пресекло транзит серебра в Скандинавию.
Судя по материалам раскопок в Ладоге, конунгство это окончательно окрепло как раз в 890-х годах. Символом чего можно считать построенный в городе в 894 году «большой дом» из частей разобранных судов. Что также символично: явный конфискат. Контрабандисты, что называется, не прошли. Этот дом так и величают сегодня – «дворец князя Рюрика». Это не слишком исторично, но в том, что здание принадлежало некоему местному конунгу скандинавского происхождения, сомнений нет:

В его середине располагался очаг, на нижнем ярусе широкие лавки для дружинников, на втором ярусе полати. /*/

То есть действительно дворец, да построенный в типичных северных традициях. Ещё один ответ от самой истории энтузиастам идеи польского происхождения Руси. Славянский воин-интернационалист Рарог строит себе дворец в скандинавском стиле.
Это же, кстати, ответ на предположения о том, что пожары и разрушения середины 860-х годов – следствие той самой войны «род на род», о которой говорится в летописи. А Рюрик-де с русами были приглашены местной славянской и финской верхушкою ради умиротворения конфликта. И тот Рюрик-де княжил по ряду-договору со славянами. (Пометим, кстати, в скобочках, снова, что почти всегда приверженцы данной гипотезы очень быстро и почти незаметно выпускают из дальнейшихз своих построений местных финнов. А ведь славян-то среди «призывальщиков» была только четверть!).
Не знаю, возможно, повторюсь, внутренний конфликт был. Возможно, он послужил для некоторых тогдашних политиков поводом для призыва иностранного миротворческого контингента. Но предельная опустошительность разрушений и их распространение на новые и новые территории говорят о том, что даже если призвание и было, в овчарню попала не добрая овчарка, а хищный волчище.
Как бы то ни было, бенефициариями этой революции стали скандинавы. При том, что плотность застройки в городе не восстановилась вплоть до 920-х годов, скандинавский элемент в нём явственно присутствует самым приоритетным образом. Более того: как мы уже знаем, -

- с этого момента можно говорить о сходстве его топографии с североевропейскими виками и т.н. «открытыми торгово-ремесленными поселениями» Восточной Европы. /*/

О правящем статусе находников говорят уже упоминавшиеся громадные курганы скандинавского могильника в урочище Плакун:

Появление в Ладоге первого норманского владетеля с его окружением оставило определённый археологический след. Речь идет о скандинавском по своим признакам могильнике в урочище Плакун, расположенном на берегу Волхова напротив Ладожской каменной крепости. 14 (по счёту 1940 г.) курганов Плакуна оставлены обособленным коллективом, представители которого (вместе с семьями, видимо, непродолжительное время проживали в Ладоге. Время насыпки плакунских курганов (с учётом дендро-даты одного из комплексов — 890—900 гг.) — вторая половина IX и рубеж IX и X столетий. Погребения в Плакуне могут быть соотнесены с окружением какого-либо конунга, например Рюрика, прибывшего в Ладогу, по летописному замечанию, «с родом своим». Эти северные пришельцы, похоже, не отличались особым богатством и знатностью. /*/

Одно из захоронений - №11 - возможно, является косвенным подтверждением гипотезы о связи летописного Рюрика с исторический Рёриком Ютландским:

…оно включало первое на Руси захоронение в деревянном гробу, установленном в деревянной камере, что было тогда характерной датской чертой. Возможно, это захоронение Рюрика, - /*/

- делает предположение Глеб Лебедев. Правда, относится могила примерно к 900 году, что, в общем, ликвидирует идею об именно Рёрике Ютландском, который должен был бы в этом случае прожить лет 90. И к тому же замечание о том, что покойники в этих могилах особым богатством и знатностью не отличались, также противоречит ютландской версии версии происхождения Рюрика. Ибо «язва христианства» уж по-всякому был богат и знатен.
Но в любом случае гипотезу о русах-ютландцах из Рустрингена это, надо признать, подкрепляет.
Есть и другие данные. В одной из работ со ссылкой на данные исследований А.Н. Кирпичникова, И.В. Дубова и того же Г.С. Лебедева это же захоронение называется характерным для знати, сидевшей «за морем» - в Бирке и Хедебю. И датируется уже временем около 880 года. Захоронение осуществлено в деревянной камере.
И таким образом наша цепочка, тянущаяся сверху, от русских Святослава, вниз, до русов Рюрика, как оказывается, разрывов не имеет. Ибо на примере этого погребения мы видим практически полное совпадение его реальной датировки с летописной датой смерти легендарного Рюрика - 879 год. Конечно, повторюсь, не факт, что захоронен тут Рюрик, который, повторюсь, не факт, что вообще существовал, а не был назидательно реконструирован летописцем. Но факт, что от условного Рюрика до вполне реального Святослава протянулась неразрывная культурная линия - между русами разных эпох.

ИТАК:
во время перед Олегом, примерно совпадающее с датировкой летописного «призвания варягов», на северо-западе будущей Руси разыгрывается война, вызванная, скорее всего, вторжением внешних врагов из Скандинавии. Непонятно, эти же ли интервенты в конце концов домучили войну до победы или их, в свою очередь, победили новые вооружённые иммигранты из Скандинавии, - но в выигрыше и во власти на этих территориях оказались скандинавы. При этом с археологической точки зрения их памятники без стыка и трения смыкаются с памятниками русов времени Олега Вещего. Которые, в свою очередь, вырастают впоследствии в памятники достоверно древнерусской культуры.
Tags: Русские - покорители славян
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments