Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Category:

Русские - покорители славян-итог

Глава 7. До Рюрика

Перед «Рюриком» мы снова видим вторжение скандинавов в Ладогу:

Около 840 г. поселение постигла катастрофа в результате вражеского вторжения.
Традиционно обжитой в течении жизни трёх поколений участок… на уровне V яруса (около 840 – около 865 гг.) превращается в пустырь; уничтожается и стеклодельная мастерская. В юго-восточном секторе строятся два «больших» дома… В северной части… был возведён дом каркасно-столбовой конструкции с очагом в центральной части. Его площадь достигала 120 кв. м. Пропорции и конструкция стен позволяют говорить о новом проникновении в Поволховье носителей традиции североевропейского халле. /*/

То, что пришли норманны, удостоверяется не только из строительными традициями. Оно подтверждается –

- находками деревянной палочки с рунической надписью, подвески «молот Тора», игральных шашек, особой концентрацией в ярусе деревянных игрушечных мечей, копирующих форму боевых каролингских клинков. /*/

Деревянные мечи! Игрушечные. Детские.
Вот что об этом говорит один из ведущих исследователей Ладоги, великий археолог Е.А. Рябинин:

Особую группу деревянных изделий образует детское игрушечное оружие. Известная ранее коллекция таких находок из Староладожского городища включала имитации 25 мечей и 2 копья. В ходе новых исследований обнаружены ещё 13 игрушечных мечей и 2 копья. Некоторые поделки отличаются реализмом воспроизведения форм настоящего оружия европейских типов и их деталей. /*/

А вот что у нас говорит хороший восточный автор ибн-Русте в своей книге «Дорогие ценности»:

Когда у них рождается сын, то он (рус) дарит новорождённому обнажённый меч, кладёт его перед ребёнком и говорит: «Я не оставлю тебе в наследство никакого имущества, и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретёшь этим мечом». /*/

Разумеется, любой разумный человек понимает: рус не дарил несмышлённому младенцу настоящий меч. Самому нужен. Да и ценность большая – не у каждого воина таковая наличествовала. А вот подарить сыну, в ходе торжественной церемонии его признанания своим, симолический меч из дерева – это хорошо, это правильно. А когда подрастёт до возраста первых воинских упражнений – тут ему и инструмент необходимый под рукою.
В общем, практически полный аналог с тем, что находят археологи. Абсолютно смежные понятия.
Историки склонны приписать это нападение шведам под руководством конунга Эйрика (умер около 871 года), -

- эпическая память которых сохраняла знание о владениях на востоке Балтики вплоть до начала XI в. (эпизод тинга в Уппсале в Саге об Олаве Святом). /*/

Уничтожение тогда не было тотальным:

Несмотря на частичное уничтожение или изгнание, носители культурных традиций лесной зоны Восточной Европы остались существенным компонентом среди обитателей посёлка и его округи. Кроме материалов домостроительства об этом свидетельствуют некоторые украшения. /*/

То есть местные обитатели окончательно не ушли, а продолжали жить рядом со скандинавами, давая, как мы знаем из последующего, питательный материал для синтеза будущей местной руси. Но тем не менее, археология неоспоримо указывает на явное в эту пору усиление скандинавского элемента в Ладоге, что позволяет предположить не только нападение, но и последующую оккупацию города норманнами.
Археологически прослеживается, в частности, проникновение сюда в эти годы значительных масс скандинавов, колонизацию ими поселений в Новых Дубовиках и Холопьем городке, то есть - всего Поволховья.
Данные нумизматики указывают на увеличение в первой половине IX в. числа кладов с куфическими монетами на севере Восточной Европы, а также о массовом экспорте арабского серебра в 840-х годах в Скандинавию. Это показывает, кто был бенефициарием данного вторжения и в чьих материальных интересах оно осуществлено было.
Ну, похоже, что точно – те самые «варяги из-за моря», что обложили данью местное население и оставили оккупационный гарнизон. Воистину -

- имаху дань варязи, приходяще изъ заморья, на чюди, и на словѣнехъ, и на меряхъ и на всѣхъ, кривичахъ. /*/

Таким образом, можно сделать вывод, что нападение было совершено «чистыми» скандинавами. Которые хотя затем и остались здесь, чтобы контролировать транизты и собирать дань с транзитёров (а та же нумизматика подтверждает факт сбора находниками дани – возможно, той самой, о которой сообщает начальная летопись), но всё же ощущали себя больше колонизаторами, действующими в интересах «настоящей» родины.
Но они же по роду деятельности своей были уже… чистыми русами! То есть функционально русами, которым долго и далеко было скликать флибустьерскую ватажку где-нибудь под Биркой, а полезнее и проще сидеть в ключевых точках пути на Восток и контролировать порядок прохождения транзитного транспорта… Удивительно ли, что в это же время скандинавы обустраивают и поселение, которое ныне принято называть Рюриковым городищем!
Они строят здесь крепость:

Городище состоит из двух частей: крепости на вершине холма и примыкавшего к ней неукреплённого посада. В классическом «вике» мы не видим посада, не видим земледельческой ауры: это чисто военные посёлки. Структура Городища обусловлена его административными функциями, которые начисто отсутствовали в «виках». Не просто военное дело и торговля, а управление огромной территорией – вот была задача Городища. /*/

Эту крепость датируют –

- по обнаруженной в одном слое с брёвнами бронзовой монете 839 года. /*/

То, что Рюриково городище было скандинавским центром, археология доказывает со всею возможной чёткостью:

…амулеты с молоточком Тора, бога скандинавов, магические подвески с руническими знаками, и даже серебряная фигурка Валькирии. Дружинников и прочих знатных людей из Скандинавии сопровождали простые шведы: совсем недавно на Городище впервые за всю историю раскопок нашли фрагменты скандинавского лепного сосуда. Им вряд ли могли пользоваться князья: скорее, их челядь. /*/

Но задачи этот центр решал поистине международные, связанные с торговым оборотом на гигантских пространствах:

…обнаружены византийские монеты, монеты Арабского халифата, в том числе три клада, иностранные бусы, и даже такие лакомства, как грецкие орехи. Купцам принадлежали и обнаруженные в изобилии детали весов с гирьками. /*/

Славяне, также жившие в этом городке, происходили, судя по всему, из западных. То есть с берегов Южной Балтики. Это вновь заставляет вспомнить о длительности традиций – ведь, как мы знаем, местные славяне – словене – как раз с берегов Одера сюда и добежали. Ещё за 80 лет до возникновения Рюрикова городища.
И финно-угры здесь жили, оставив древности, схожие с теми, что находят в Поволжье.
Скандинавские ремесленники также фиксируются:

О пребывании на Городище мастера-литейщика из Западной Швеции или Норвегии можно говорить точно: найдена формочка из мыльного камня для отливки бронзовых или серебряных брусков, а такой камень добывают только в Скандинавии (это – вообще вторая находка мыльного камня на Руси, первая – из Гнёздова). /*/

Судя по тому, что на остатках городней, из которых была сложена стена крепости, не позднее 889 года соорудили хлебную печь, можно определить и верхнюю границу существования Рюрикова.
Почему её разрушили – не очевидно. Но, скорее всего, речь идёт именно о приходе новой порции скандинавов, которые имели здесь свои цели, отличные целей агрессоров 840 года.
Иными словами, если вернуться в предыдущую главу и на предыдущий исторический этаж, мы видим, что новые хозяева в Рюриковом городище появились в ходе всё той же войны, охватившей весь Северо-Запад Восточной Европы в 860-880 годах. По каким-то причинам он им в качестве крепости оказался не нужен. Впрочем, причины эти понятны: столица куда-то переехала вместе с гарнизоном. Потому, что сила была у новой администрации, чтобы расширить подконтрольные территории и перенести центр власти в другое, более удобное место в их границах. Но само поселение не пропало. Здесь осталась какая-то местная администрация, остался посад, остались какие-то силы правопорядка. Можно сказать, хозяева замка уехали, а торгово-ремесленный посад оставили.
Куда уехали – о том можно только гадать. Не в Новгород – того ещё не существовало. Но позволю себе выскзаать предположение. В Киев они уехали, властители Рюрикова и Ладоги. Потому что, как мы помним, как раз в 890-е годы там появляются некие русы, которые вмешиваются в гигантскую степную войну, отнимают у хазар данников, покоряют окрестные племена.
И устами летописного князя Олега Вещего объявляют, что отныне их столица здесь и расположится. В крепости Самватас, что –

- в Киаове.

ИТАК:
За поколение до Рюрика на Ладогу и окрестности совершают нападение и захватывают их «чистые» скандинавы. Которые ведут себя как оккупанты, завоёванное-захваченное переправляют на родину за море, но при этом самой своею стратегической позицией вынуждены размещаться в отдельных стратегических центрах, откуда контролируют подвластную территорию. Тем самым они вступают на путь, который с неотвратимостью ведёт их к позициям, подзнее занимаемым местною русью.
Tags: Русские - покорители славян
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments