Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Categories:

Русские -покорители славян-итог

А дальше начинается крайне загадочная и многозначащая эпоха.
В это время - в конце 830-х годов - кончается и первая волна восточного серебра в Бирке. И до середины IX столетия, как свидетельствует в своей великолепной книге «Эпоха викингов в Северной Европе» Г.С.Лебедев, наступает спад в поступлении арабских монет.
В эти же годы – 836-839 – возникают серьёзные трения между Византией и Дунайской Болгарией. Болгарский хан Персиан, зная, что византийцев бьют в Малой Азии, в 837 году напал на имперские владения в Македонии и захватил несколько крепостей.
В эти же годы венгры, подталкиваемые новыми волнами степных кочевников, занимают Причерноморье. Впрочем, они признавали сюзеренитет хазар и, что называется, тогда ещё «ходили под их рукою».
И ещё одно в эти годы происходит примечательное событие.
Осенью 838 года некие русские послы обнаруживаются у византийцев в весьма миролюбивом состоянии, говоря, что они посланы от хакана (кагана) русов - что, впрочем, может быть и не должностью, а именем. Хакон, например.
Послы ведут себя необычно. Они после окончания посольства не возвращаются к своему повелителю, ссылаясь на то, что пути назад отрезаны дикими племенами, а вместе с византийцами прибывают в Ингельхейм, столицу Франкского королевства. Где их, идентифицированных «свеонами», задерживают как шпионов.

Примечание про то ли Штирлицев, то ли Молотовых

Есть одно очень интересное – а в историографии даже легендарное – свидетельство о русах. Это известие из так называемых Бертинских анналов - летописного свода Сен-Бертенского монастыря, охватывающего историю государства франков с 830 до 882 гг.
В документе, в частности, сообщается о посольстве византийского императора Феофила к императору Людовику Благочестивому 18 мая 839 года. С византийским посольством прибыли два человека, к собственно к ромеям не принадлежавших. Но при этом Феофил просил помочь им вернуться на родину, поскольку прямой путь для них закрыт.
Вот эта запись:

Misit etiam cum eis quosdam, qui se, id est gentem suam, Rhos vocari dicebant, quos rex illorum chacanus vocabulo ad se amicitiae, sicut asserebant, causa direxerat, petens per memoratam epistolam, quatenus benignitate imperatoris redeundi facultatem atque auxilium per imperium suum toto habere possent, quoniam itinera, per quae ad illum Constantinopolim venerant, inter barbaras et nimiae feritatis gentes inmanissimas habuerant, quibus eos, ne forte periculum inciderent, redire noluit. Quorum adventus causam imperator diligentius investigans, comperit, eos gentis esse Sueonum. Exploratores potius regni illius nostrique quam amicitiae petitores ratus, penes se eo usque retinendos iudicavit, quoad veraciter inveniri posset… /26/

Переводят его обычно так:

«Он также послал с ними тех самых, кто себя, то есть свой народ называли Рос, которых их король, прозванием каган, отправил ранее ради того, чтобы они объявили о дружбе к нему [Феофилу], прося посредством упомянутого письма, поскольку они могли [это] получить благосклонностью императора, возможность вернуться, а также помощь через всю его власть. Он [Феофил] не захотел, чтобы они возвращались теми [путями] и попали бы в сильную опасность, потому что пути, по которым они шли к нему в Константинополь, они проделывали среди варваров, очень жестоких и страшных народов. Очень тщательно исследовав причину их прихода, император [Людовик] узнал, что они из народа свеонов [шведов] (букв. – их народ есть шведский). Как считается, скорее разведчики, чем просители дружбы того королевства и нашего, он приказал удерживать их у себя до тех пор, пока смог бы это истинно открыть». /26/

В общем, это, конечно, пища для желчного пузыря любого владеющего русским языком как родным. Но отдадим дань точности. Тем более что и я хочу основную фразу сообщения –

qui se, id est gentem suam, Rhos vocari dicebant –

- перевести иначе – и тоже не очень согласуясь с правилами русской стилистики. Точность важнее.
Итак. Опять же памятуя о том, что запятые – это знак, данный нам для лучшего понимания интонации, но в исторических текстах часто – и во искушение, - мы обойдёмся без запятых.
В моём понимании буквальный, подстрочный перевод мог бы звучать так:

1. qui se – которые себя…
2. id est – то есть («i.e.» – аналог нашему «т.е.»)
3. gentem suam – народу (племя, род) своему.
4. Rhos – «рос», это понятно.
5. vocari – называться. Именно в неопределённой форме.
6. dicebant – называли. Именно в имперфекте – незавершённое действие.

То есть, получается глупость: называться называли.
Однако любопытно, что у слова dicere есть ещё насколько значений:

назначать, изрекать, принимать, произносить, утверждать.

А это даёт несколько неожиданное измерение знакомой фразе со словом dicebant:

которые себя, то есть народ свой, Рос называть назначали.

Или, чуть лучше по-русски:

…которые утверждали, что их, то есть их народ, надо называть Росами.

Вариант:

Называют Росами.

Тот же имперфект по форме.
Совсем иначе звучит, не так ли? Велели, дескать, называть свой народ русами. Что бы собеседник по поводу их идентичности ни думал.
Подозревали, видно, что их раскусят как тех, у кого -

eos gentis esse Sueonum.

Да, шведы мы, но азиаты мы, с раскосыми, но русскими очами…
Впрочем, там и другие варианты работают:

Росами называться утверждали,
Росами произноситься велели. –

И так далее. Но, в общем, без шуток если и по факту - не – «мы называемся Росами», а – кто-то: «нас называет Росами». Или: «нормативно считается, что нас нужно называть Росами».
И получается, что в Ингельхейм прибыли люди, которые отделяют своё самоназвание и обозначение себя сторонними субъектами.
При этом выясняется, что сами эти послы – этнические шведы. Скрывать это глупо, они и не скрывают. Значит, этнические шведы, которых так все вокруг и называют шведами, утверждают, что представляют иной род или народ. Который надо называть росами и который, по логике, не является и шведским.
Надо полагать, шведы тщательно подбирали слова в разговоре с императором франков. Слава о норманнах в Европе была уже вполне одиозная, обстоятельства появления при дворе в Ингельхейме достаточно подозрительные, рекомендательное письмо императора Константинополя нужного действия не оказало или даже насторожило франков… Настоящих верительных грамот тоже нет – иначе их не посчитали бы за разведчиков. В общем, раскалённые щипчики на интимные части тела – это была реальная перспектива.
Так что слова свои шведы явно хорошо продумывали. Что мы и видим: «Нас только называют росами», - говорят они.
Любопытна и вторая часть фразы.

quos rex illorum chacanus vocabulo - кого король тех, хакан именуемый…

Это мы тоже отложим для памяти – русы в подданстве и на службе кагана. Оставим пока в стороне – какого.
На этой основе нетрудно восстановить общую канву происшедшего расследования.
- Кто вы, господа?
- Мы представляем народ, который принято называть русами.
- Кто вами правит?
- Хакан.
- Это кто?
- Это типа король.
- Что-то вы нам очень шведов напоминаете…
- Так и есть.
- Какой у шведов хакан, что вы нам лепите?
- Так это мы по крови шведы, а наш народ называют русами.
- И хакан вами правит?
- Хакан правит многими народами…
В остатке находим, что послы русские проинформировали франков примерно вот о чём:
- мы не представляем славян, потому как в ином случае об этом сказали бы, поскольку франки славян знают;
- мы не представляем шведов, поскольку не только об этом не говорим, но и являемся послами совершенно другого короля;
- мы не имеем вражды ни с Византией, ни с франками, ибо без боязни прибыли к ним в Ингельхейм в составе византийской делегации;
- нам пришлось возвращаться кружным путем через земли вас, с кем враждуют наши единокровные, но чужие государственно шведы, поскольку на прямом пути образовалась некая война с нашим каганатом, вам не враждебным.
Таким образом, мы видим:
- шведы по национальности образовали новый народ (род), не имеющий ничего общего с Швецией;
- этот (на)род следует называть «Рос», поскольку его так всё равно называют;
- новый народ настолько лоялен либо неизвестен Византии, что ей не показалось неприемлемым включить их в состав собственной делегации, направляемой к немцам, - хотя византийцы, надо полагать, были не глупее последних и также проверили послов на национальную принадлежность;
- государство, от которого прибыли послы, находится в дружественных отношениях с Византией или по крайней мере хочет установить таковые;
- это государство франкам-немцам крови не портило, потому совершенно не боится, что к его представителям, по национальности шведам (т.е. норманнам), будет проявлена враждебность;
- это государство за время поездки послов вступило с кем-то в жестокую войну, которая помешала им вернуться на родину в обход Европы, по пути, по которому они прибыли в Византию;
- то есть оно не граничило с Византией, зато воевало с кем-то, кто граничил с Византией прямо или через территорию кого-то ещё.
Дальше расследование заходит в тупик. После опроса византийцев франки могут установить, что хакан – это величина в варварских пространствах Скифии, и палец ему в рот не клади. Стоит он на уровне императора. Народов у него под скипетром действительно много. И народы, входящие в это государство, знают лишь одно: они ходят под каганом и ему платят дань.
Такой же каганат, могли напомнить византийцы франкам, мы с вами уже видели. То был Аварский. Серьёзные ребята, если помните, ещё батюшка Карл Великий с ними ратился.
О чём после такой информации должны были размышлять оперативники императора Людовика? Только об одном: могли ли хорошо известные члены организованной преступной группировки норманнов-шведов, ходящие под конунгом Эйриком, закосить под ходящих под крупным международным авторитетом хаканом? Вопрос второй: мог ли за недавнее время появиться в Скифии новый международный авторитет уровня кагана или данные шведы гнилую пургу гонят?
Не знаю, что могли на эти вопросы ответить испытуемые и свидетели императору Людовику. Но относительно каганата русов, о котором так любят рассуждать национально ориентированные публицисты, у нас есть вполне компетентная информация.
Вспомним византийские источники. Как Фотий обзывал русов до того, как те напали на Константинополь? А определял он их как народ неизвестный, убогий, едва ли не рабского состояния:

Народ незаметный, народ, не бравшийся в расчёт, народ, причисляемый к рабам, безвестный — но получивший имя от похода на нас, неприметный — но ставший значительным, низменный и беспомощный — но взошедший на вершину блеска и богатства; народ, поселившийся где-то далеко от нас, варварский, кочующий, имеющий дерзость оружия, беспечный, неуправляемый, без военачальника…

А теперь скажите, положа руку на сердце – у «презренных» полурабов мог быть какой-либо собственный каганат за двадцать лет до описанных Фотием событий? Иными словами – у них могла быть империя, о которой Римская империя с полуторатысячелетней историей политических игр и разведки слыхом не слыхивала?
Я, может быть, туповат, но поясните: это об имперском народе можно так сказать – «без военачальника»?
Добавлю: вопросы титулатуры в тогдашнем мире стояли очень серьёзно, даже остро. Князь Даниил Галицкий полжизни – и какой жизни! – короны королевской добивался. А тут некая группка презренных величает своего конунга в лохматых портках аж каганом-императором? И осмеливается посольство своё направить к настоящему императору первой империи того мира. А затем – и к ещё одному признанному всем миром императору? Да тем послам нос задранный тут же укоротили бы вместе с головой – и вся недолга!
Не потому ли и скромность такая в словах послов? Rhos vocari dicebant – так называют нас, типа.
Но – те события вокруг Константинополя ещё впереди. Пока же из того, что сказано до и в Ингельхейме, очевидно: росы-русы самостоятельной политической силой не являются и служат какому-то кагану. Та же их скромность о том говорит.
А что мы ещё можем заключить из этого эпизода, если рассматривать только информемы?
Что франки народа или рода «рос» не знают. Им недостаточно такого названия, они требуют дальнейшей идентификации. Что византийцы, напротив, его знают, но в целом за росов не «вписались», предоставив тех своей судьбе и расследованию франков. То есть всерьёз их не воспринимают. «Народ незаметный», что уж… Но – хоть и не союзники, однако и не враги: объявление о дружбе от кагана к императору Феофилу было принято и благосклонно (написал же он письмо-рекомендацию!).
В различных изданиях звучит довольно мощный хор, мотив которого: неважно, кто послы по национальности, важно, кому они служили.
Это верно. Непонятно только, с какой такой радости немедленно после этого звучит утверждение, что служили эти шведы славянам.
Нелепость такой постановки темы выявляется только одним вопросом: а каким славянам?
Всем? Так в 800 годы славяне сидели от Крита до Ладоги и от Эльбы до Волги. Вот так прямо всем им шведские послы и служили?
Ладно, снимаем эту нелепость. Вслед за авторами этой гипотезы предположим, что русы служили не всем славянам, а некоему славянскому каганату. Были его послами.
И тут же немедленно попадаем в следующую логическую ловушку: если каганат славянский, - то отчего послам его не поведать и в Константинополе, и в Ингельхейме, что служат они некоему давно известному всем народу? Славян знают, отношение к ним куда более лояльное, нежели к норманнам. И потому если бы «рос» были народом славянским, послам куда проще было – особенно в виду обстоятельств, когда их заподозрили в шпионаже, – назваться либо славянами, либо послами славянского лидера или народа. В общем, в соответствии с элементарной логикой выживания – а дело ведь шло о выживании, не меньше, поскольку у франков к норманнам претензий накопилось к тому времени ох, как немало! Словом, послам следовало привести ситуацию как раз к знакомому франкам аналогу. При всех претензиях их к славянам это были все же совершенно другие отношения, нежели с норманнами.
Однако наши «Штирлицы» к спасительному славянскому имени не апеллируют. Они тупо твердят: «Нас надо называть русами».
Почему Штирлиц опять забыл отстегнуть парашют?
Tags: Русские - покорители славян
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments