Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Categories:

Русские - покорители славян-итог

Часть 3. Покорение славян русами

Собственно, если оглянуться назад, вспомнить текст этой работы, то лично я с удивлением обнаруживаю: а ведь ничего больше писать про покорение славян русами и не надо! Пока мы разбирали свидетельства источников и археологии с лингвистикой, детали русского завоевания Славинии сами собою проступили из тумана времени. Осталось только собрать всё воедино и в кратком обзоре увидеть основные тенденции. Заранее прошу прощения: частично не без повтора, когда потребуется для связности мысли.
Итак.
Давно, со времён отступления ледника на Русской равнине и – шире – по степям от Амура до Дуная живут люди, получившие однажды хромосомную мутацию M198 и образовавших гаплогруппу R1a1. Долго живут, бурно, образуя цивилизации и захватывая те, что образованы были без них. Арии – от них, киммерийцы, скифы – от них. Славяне во многом – от них же.
Севернее, бочком, вдоль этого пространства по тайге просачиваются в сторону Запада будущие финны или, точнее, финно-угорские народы. Их тоже немало, и они тоже представляют собою не некий единый этнический массив, а калейдоскоп из разных культурно-традиционных общностей. В местах соприкосновения и контактов эти общности подчас смешивались, создавая новые этносы и народы – так, например, возникли балты, до сих пор носящие и «финскую», и «славянскую» гаплогруппы.
Однажды из таких вот стекляшек сложились новые узоры этнического калейдоскопа – славянские племена. Одни из них длинным языком расселились от Волыни до Дуная и, собственно, и вошли в хроники окружающих народов как славяне. Другие, создав узор с местными «стекляшками», образовали ряд славянских народов вдоль южного берега Балтики, войдя в археологию под именем суковско-дзедзицкой культуры. Третьи расселились по речным руслам в Степи и зафиксированы историей как анты. Четвёртые, наиболее спорные археологически и наиболее бесспорные генетически, которых я в предыдущей книге назвал венедами, остались в лесах, куда когда-то отбегали от очередной степной опасности и где образовывали разные культурные комбинации с жившими здесь же балтами и финнами.
Говоря языком модным, на Русской равнине сосуществуют несколько цивилизаций. Это – кусок пражско-корчакской, славянской по источникам, культуры, достигающий почти меридиана Киева. Это – балты, расположенные севернее. Это – несколько финских цивилизаций, расположенных севернее и восточнее, с мощной дьяковской культурой среди них. Это – венеды по смоленским, брянским, калужским, московским, рязанским лесам. Это – анты в степях. Это – тюрки и хазары в степях же, но восточнее.
В 500-х годах на север, сквозь славянские, венедские, балтские и финские земли продвигаются племена, позднее названные кривичами. Кто они генетически, не ясно – или, во всяком случае, я исследований на эту тему не встречал. Но культурно они своеобычны, отличаются обрядом захоронений от других славянских племён, хотя и явно ведут своё происхождение от некоего общего корня. Кроме того, кривичи достаточно явственно принимают ряд культурных особенностей балтов и финнов, что опять-таки понятно: в столь дальние походы редко уходят всем племенем, обычно это только некая мужская его часть, решившая поискать себе земли и добычи на стороне. А поскольку по пути обязательно встречаются женщины, то их забирают тоже – вместе с тою культурою, которую как раз женщины всегда бережно сохраняют. Одно-два поколения – и к месту окончательной дислокации приходит совсем другой этнос, нежели тот, от которого оторвались энергичные мужчины.
Затем по следам кривичей пробираются словене. Эти – явные выходцы из суковско-дзедзицкой культуры, точнее – из одного из её приложений – фельдбергерской культуры. Южная Балтика. Словене даже антропологически – западнославянский тип, черепа их учёные называют «ободритскими». Правда, «ободриты» - это тоже расширительное понятие, но в 700-е годы, когда словене от них оторвались, могли представлять собою ещё единое племя.
С юга же, с Балкан и Румынии продвигаются не то чтобы племена – но группы людей славянского языка. Генетически они со славянами имеют меньше общего, нежели славяне имеют с австралийскими аборигенами, - они потомки балканских народов, оторвавшихся от общего массива ещё кроманьонских переселенцев из Африки около 45 тысяч лет назад. Но культурно и по языку они – славяне, ибо были славянами завоёваны и предпочли ассимилироваться, а не погибнуть. Именно они принесли в состав нынешнего русского народа заметную долю гаплогруппы I2a.
Сдвигались они в рамках некоей «ротации», ибо крупных движений племён мы не фиксируем, но люди явно обновлялись. О том же, об этой же «ротации», говорит и тот факт, что немало названий славянских племён встречаются не по одному разу в разных местах. Какие-то дреговичи, например, были и в Белоруссии, и в Болгарии, некие хорваты - и в Прикарпатской Руси, и в Польше, и на Балканах. Та же история с сербами-сорбами, полянами-поляками и так далее.
А с середины 750-х годов, сюда, на Русскую равнину, начинают с севера проникать скандинавы. Сама по себе викингская экспансия была ещё впереди, но уже сейчас скандинавские колонисты и воины начинают обустраиваться в нынешних Эстонии, Латвии, в Поволховье. Оторвавшиеся от родов с их родовой дисциплиной, оторвавшиеся от земли с налагаемыми ею обязанностями, оторвавшиеся от племени своего.
Поначалу они, судя по материалам археологии, больше именно переселенцы, нежели профессиональные воины-грабители. Они разводят скот, ковыряют болотистую землю, занимаются ремёслами. Но прежде всего их занимает охота на пушного зверя. Мех которого очень хорошо идёт на родине, в Скандинавии и далее по Европе.
Но здесь с необходимостью обязан был начаться процесс, который в конечном итоге и запустил проект Древнерусского государства.
В здешних лесах скандинавским трапперам встретились подлинные хозяева этих мест – финские и славянские «индейцы». Естественным образом скандинавам необходимо было находить модус вивенди с этими добрыми людьми. А в Средневековье понятно было, что за этим кроется. Если можешь – отними, вот и вся философия. Не можешь отнять – заплати.
Таким образом скандинавы ещё во времена оны начали взаимовыгодный обмен с местными аборигенами – шкурки в обмен на жизнь. У норвежцев это называлось «вейцла», у шведов - «ёрда», что на славянский прекрасно переложилось термином «полюдье». Дань эта собиралась регулярно, и совершенно очевидно, что нечто подобное скандинавы должны были развернуть и в Восточной Европе, ограничиваясь только масштабами того сопротивления, что им окажут местные охотники.
Но с другой стороны, одним отъёмом долго сыт не будешь. Не те здесь места, чтобы рассчитывать на постоянную раболепную покорность. Да, местные, пожалуй, похуже вооружены и боевого опыта имеют куда меньше, чем викинги. Однако постоянный упорный и жёсткий противник, какими предстают в скандинавских сагах бьярмы – в конечном итоге, аборигены севера Восточной Европы, - само по себе свидетельство, что путь норманнов за данью не был усеян розами. А в итоге и саги свидетельствуют, что и обыденное для Средневековья покорение слабого сильным, и обложение данью обязано было сочетаться и сочеталось с торговлей. Полюдье, как свидетельствуют северные нарративы, не представляли собою вваливание отряда пьяных головорезов в деревню, а сочетало также и привоз «городского» товара, и совместные дела с местными элитами. Вплоть до дружбы. И – тоже дело подчас необходимое – до усмирения неприятелей подданной общины. По сути, наёмничества.
Впрочем, смирительные акции были, как правило, совместными – кому же охота отказываться от своей доли заработанного мозолистыми руками с мечом? И неизбежно в таковых походах ковалось не то чтобы боевое братство, но некое феодальное взаимопонимание: да, я твой подданный, но вассал, а не раб. Откуда оставался лишь шаг до собственно формализации сотрудничества пришельцев и местных.
Вот, как к примеру было с полюбившимся нам Торольвом:

В ту зиму Торольв опять поехал в Финнмарк, взяв с собой около десяти дюжин человек. Так же как и прошлой зимой, он торговал с лопарями и разъезжал по всему Финнмарку. А когда он зашёл далеко на восток, и там прослышали о нём, к нему явились квены и сказали, что они послы Фаравида, конунга квенов. Они сообщили, что на их землю напали карелы, и Фаравид послал их просить, чтобы Торольв шёл к нему на подмогу. При этом они передали слова Фаравида, что Торольв получит равную долю добычи с конунгом, а каждый из его людей — долю трёх квенов. …
Когда карелы узнали, что на них хотят напасть, они собрались и выступили против квенов. Они думали, что победа снова будет за ними. У них были более крепкие щиты, чем у квенов. Карелы падали со всех сторон. Много их было убито, а некоторые бежали. Конунг Фаравид и Торольв взяли там огромные богатства и вернулись обратно в страну квенов. После этого Торольв поехал со своей дружиной в Финнмарк. Он и конунг Фаравид расстались друзьями. /*/

Естественно, что такого рода отношения связывали скандинавов не только с лопарями и прочими квеннами. Точнее, с ними больше контактировали норвежцы. Но нет никаких оснований полагать, что те, кто пошёл по русскому пути, вели себя иначе. Этого не позволяли сами тогдашние общественные отношения. Да, собственно, и история Карелии доказывает это – как раз эту территорию сферою своего влияния рассматривали именно русы, из-за чего не раз дрались с теми же норвегами.
Ну, и последнее – коль скоро об оккупации и геноциде речь не идёт, то возникает нужда обустроить на Земле не гебитскоммандатуры, а «пункты мира». Где можно обмениваться товарами и услугами ко взаимной выгоде.
Я назвал такие пункты факториями.
Tags: Русские - покорители славян
Subscribe

  • Его Сиятельство главарь

    Атаман Войска Донского Матвей Иванович Платов остался в истории одним из главных героев Отечественной войны 1812 года, чьи казаки внесли заметный…

  • Все, в продажу пошёл "Тайный дневник фельдмаршала"

    Нравились мне "Русские...". Но там больше ум писал. Но тут... Нет, не сердце. Иногда это было перевоплощение до мистики. Каждый день делая марш,…

  • Победитель победителя

    Исполнилось 200 лет со дня смерти величайшего полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Кому-то превосходная степень покажется чересчур смелой? Но…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments