Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Categories:

Русские - повелители славян

А начнём мы с небольшого эссе. Оно посвящено событию, которое летописи наши признают ключевым в истории образования государства Русь – того пресловутого призвания варягов Рюрика, с которого будто бы оно и началось.
Правда, как было сказано в предыдущей работе, ничего особенно ключевого в этом событии не было. Так, очередное вторжение скандинавов в Приладожье, после которого началось очередное правление пришлых норманнов на Руси. Ничего особенно не изменившее в тех раскладах отношений между русскими факториями и между русскими факториями и местным населением, что уже существовали до Рюрика. Гораздо более «государствообразующим» было вмешательство неких русов в степную войну между венграми, печенегами, болгарами и хазарами, что бушевала в конце IX века. Ибо именно тогда русы – точнее, уже начальные русские – реально подчинили себе первые местные племена и стали собирать с них дань. Иными словами, от более или менее справедливого обмена при факториях перешли к прямому государствостроительству путём захвата земель с их населением.
Но коли уж Рюрик с подачи летописей стал сакральной фигурой русской истории – рассмотрим в полухудожественном-полудокументальном осмыслении, как могли протекать начальные события государственного генезиса на Руси. С комментариями, конечно. После чего, надеюсь, мы сможем увидеть, что никакой сакральности в «призвании варягов» не было. Это именно лишь одно из событий в долгой судьбе России. Через подобные мы сами не так давно прошли. А частью – и проходим…

Глава 1
Подлинная история призвания варягов
1.1. Нежданный визит

И ладно бы вчера что серьёзное праздновали! А то так, в Бирку съездили...
В самое это время Хрёрекру донесли, что некие послы из Альдейгьюборга желают-де сообщить ему нечто важное.
– Пошли их!.. – угрюмо рыкнул измочаленный ярл.
Трэль, что принес известие, нерешительно потоптался на пороге.
– Вообще-то они сказали, что это принесёт тебе много серебра, – растягивая звуки, прогнусавил он.
В хорошей реакции парню не откажешь – осколки кружки разлетелись аккурат за его головой. Если б не успел наклониться, могло быть интересно…
Хотя нет. Такому черепу …
Слуга с упрямой покорностью продолжал топтаться в дверях. Трэль был из Смоланда – земли, которая неизвестно кому принадлежала, хотя датские конунги думали, что им. Пару лет назад он похитил девку у крепкого бонда. По согласию или нет, неизвестно. Но факт, что свадьбу сыграть не успели: девка возьми и помри. Может, любви слишком бурной не выдержала. Или простудилась. Скорее, последнее. Какая уж там буря - у этих смоландцев…
Отец девушки обвинил парня сразу и в похищении, и в убийстве. Тому доказать свою правоту не удалось, а денег заплатить виру не было. Так что он, не дожидаясь вполне предсказуемого продолжения, дал тягу. И в конечном итоге прибился к роду Хрёрекра.
Хрёрекр ему, правда, никаких гарантий не давал – ради чего связываться с кровниками? Но парень предпочёл остаться, угнетая своей верностью. Похоже, тихонько приворовывает, собирая на виру. Но с этим приходилось мириться – трэль был бойцом неплохим, а подмоченная биография позволяла хорошо держать его в руках.
Так что если он сейчас упирается, значит, есть у послов что-то действительно любопытное...
– Локи тебя забери, – безнадёжно пожелал слуге Хрёрекр, снова берясь за кувшин. – Только пускай ждут, пока я оклемаюсь...
Словене, тут же приведённые трэлем, – конечно, разве в этом доме дождутся, когда их ярлу получше станет!.. Словене были как словене. В льняной одежде и меховых шапках.
И откуда у них такое пристрастие к этой мерзости – носить их и зимой, и летом? Материал, конечно, хороший – у них там прекрасные меха по лесам прыгают, – но так этим гордиться, чтобы никогда не снимать?
И морды, морды! Типично словенские – наглые, хитрые! Правда, ещё и какие-то смущённые. Вроде бы даже робкие? – подивился Хрёрекр.
Наглая такая робость…
А! Одного он, кажется, узнал. Какой-то альдейгьюборгский ярл. Как его звали, Хрёрекр уже забыл. Вспомнил только, что из-за него была там сложная, хотя в итоге и выгодная история.
Торговались опять-таки из-за мехов. Словенин продавал свой товар слишком задорого – да к тому же за серебро.
Чересчур задорого.
Так что пришлось обратиться к русам, просить о помощи.
Альдейгьюборг контролировали, правда, не местные русы, а люди из Готланда. Правда, в последнее время они тоже, на тамошний манер, стали величать себя русингами, но по факту были они пришельцами в Гардах. Те, что после похода Эйрика конунга там остались, когда тот Альдейгьюборг взял и спалил. Тамошних русингов, кстати, кого убив, а кого выгнав. Вернее, те сами ушли, кто уцелел. А и то – родичи они со свеями, а в войне с местными против выступили. Да не просто выступили – возглавили. Из словен-то с кривичами какие воины? Дротик да копьё. Ну, топоры ещё. Даже не секиры. А русинги – те же норманны. Да что говорить – Хрёрекр сам два раза в русь ходил! До Булгара добрался. Мог и в русингах остаться – выгодное оно дело. Но, во-первых, дома ему конунгство светило, а там кем бы он был? Хёвдингом всего лишь? А во-вторых, уж больно сильно в руси готландцы заправляли, а с ними у Хрёрекра существовали определённые разногласия после одного не очень удачного вика. На Готланд же.
Вот к ним тогда и пришлось обратиться – не на торгу же было убивать словенина. А так – отдал за меха справедливую цену – со своей точки зрения, конечно. А когда владелец мехов – этот самый словенский боярин – суда потребовал, по Правде, тут-то готландский городской ярл на сторону Хрёрекра и стал. Ну, ещё бы – за такую-то долю, что ему была обещана!
Словом, ничего не получил тогда словенин. Наоборот, ещё и виру за обиду выплатил. И судебное. И конунгово. В общем, много отобрали тогда у словенского ярла. Готландцы объявили, что тот должен был сразу понять, с кого можно много брать, а с кого нельзя. Ещё бы – не Хрёрикров ли отец Хродвисл с конунгом Эйриком ходил Восточным путём и Альдейгьюборг покорял?
Очень убедительно говорил этот готландец, ярл тамошний.
Хрёрекр даже всхрапнул от удовольствия, когда подумал, что словене пришли требовать от него компенсации за ту обиду.
Ибо нет в Альдейгьюборге уже никаких готландцев. Порезали их.

Тут необходимо первое пояснение.
Понятно, что всё вышеизложенное – не более чем художественная картинка, призванная… А вот что призванная?
В принципе, только к тому, ради чего и пишется эта книга – показать историю на уровне здравого смысла. Описывать черепки да фибулы, выдавать концепции и теории – на то у нас уважаемая корпорация есть, историки. Но в силу невозможности экспериментальной проверки своих положений эти замечательные люди вынуждены творчески подходить к их обоснованиям и доказательствам. И уже как все творческие люди – влюбляются в свои построения. После чего сосредотачиваются на их защите, охране и обороне.
В результате история в изложении историков приобретает наукообразные признаки, на которых мы останавливаться не будем, ибо в идеале профессиональная терминология тогда хороша, когда её посторонний и понять не может. Но при этом история теряет главное – понимание, что субъектами её выступают не атомы, микробы, производные функции или клетки, а – люди. Не производители черепков для археологических культур и не статистические массы, так удобные для конструирования исторических закономерностей. Нет, люди. С их чувствами, желаниями, волями, проблемами, страхами. С похмельями – в том числе. Ведь подумать только, сколько роковых – или наоборот, победных - решений было принято под воздействием паров алкоголя. В той же античности, например, когда вино дули, как воду, и вместо воды. А сегодня учёные видят в этом проявление исторических закономерностей и даже детерминированности исторического развития!
Так что я здесь буду пытаться смотреть на известные события иначе. Видеть закономерности там, где за них – статистика. И видеть случайные флуктуации там, где события вполне могли сложиться в иной узор, нежели известен нам.
И отделять одно от другого при помощи здравого смысла. То есть поверять историю не умственными концепциями и учёными пристрастиями, а простым вопросом: а как оно в жизни бывает?
И в данном частном случае: а могло ли быть призвание варягов? И если да, то как? Какие цели были у участников действа? Какие причины ими двигали? И могла бы реально в результате этого сложиться Древняя Русь?
Tags: Русские - повелители славян
Subscribe

  • Его Сиятельство главарь

    Атаман Войска Донского Матвей Иванович Платов остался в истории одним из главных героев Отечественной войны 1812 года, чьи казаки внесли заметный…

  • Все, в продажу пошёл "Тайный дневник фельдмаршала"

    Нравились мне "Русские...". Но там больше ум писал. Но тут... Нет, не сердце. Иногда это было перевоплощение до мистики. Каждый день делая марш,…

  • Победитель победителя

    Исполнилось 200 лет со дня смерти величайшего полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Кому-то превосходная степень покажется чересчур смелой? Но…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments