Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Русские - повелители славян

Здесь требуется новое пояснение.
Российской археологии повезло дважды. Первое – в том, что почвенно-климатические условиях в Новгороде оказались такими, при которых стало возможно сохранение берестяных грамот. Благодаря этому мы смогли буквально вслушаться в повседневные разговоры древних новгородцев, наших пращуров. Второе – что важно уже для нашей темы – в том, что наши предки предпочитали не месить грязь в своих городах, в частности, в Ладоге, а застилать улицы деревянными мостками. Откуда само слово – мостовая. А почвы опять-таки не дали этому дереву сгнить, а сохранили его до нас. И благодаря науке дендрохронологии, определяющей то или иное время по годовым кольцам деревьев, мы достаточно твёрдо ориентируемся в ранней истории Ладоги. Иногда с точностью вплоть до года.
Ну, а третье везение – наши археологи. Практически все известные историки последних лет – прежде всего археологи. Что ни имя – то известные раскопки. Известные раскопки – обязательно имя в науке. А Северной Руси повезло особенно: её копала и копает буквально звёздная плеяда. Лебедев, Рябинин, Кирпичников, Кузьмин и другие из их когорты – люди великие, по-настоящему подарившие нам первоначальную историю нашей страны.
И вот как раз о ней, предстающей из материалов раскопок в Ладоге, есть смысл вспомнить в контексте нашего рассказа.

Примечание про раннюю историю Ладоги

Ладога возникла в 753 году. Это очень достоверно датируется по дендрохронологии.
Основали её какие-то люди с запада:

В I ярусе с древнейшей дендродатой 753 г. открыты три жилища каркасно-столбовой конструкции, с очагом в центре (т.н. «большие дома»). Очаг делил внутреннее пространство дома на три поперечные, а ряды столбов поддерживавших кровлю на три продольные части… Такая конструкция жилья близка североевропейскому халле… Однако точных аналогий ладожским жилищам пока не найдено. /225/

Тогда же рядом с жилищами строится кузнечно-ювелирная мастерская:

Набор индивидуальных находок характеризует культурный облик первопоселенцев определённым образом. Овальная скорлупообразная фибула, языковидное кресало, колесовидные бляшки, фрагмент железной гривны из перевитого дрота, фризские костяные гребни, бронзовое навершие с изображением Одина, наконец, т.н. «клад» инструментов находят аналогии в североевропейском круге древностей. /225/

Таким образом, можно считать доказанным -

- что первыми обитателями Ладоги были люди, среди которых доминирующее положение занимала группа норманнов. Представляется, что она была немногочисленна и достаточно монолитна. … Создаётся впечатление, что перед нами поселение одной общины. /225/

Разумеется, скандинавы были тут не первыми. В этих местах издавна – как только в VI веке отступил карельский ледник. Даже имя Ладоги – от имени местной речки - происходит –

- из прибалтийско-финских языков. Скорее всего, исходный гидроним - финск.*Alode-jogi (joki) – «Нижняя река».

А затем, когда Ладожское озеро нашло себе дорогу в Балтику, и его уровень начал понижаться, и Волхов потёк не в Ильмень, а туда, куда течёт сегодня, - к Ладоге подошла какая-то группа славяноморфного населения. По всем признакам – кривичи. На противоположном от ещё не существующей Ладоги берегу Волхова они воздвигли деревянную крепость. Ныне её называют по имени здешнего урочища – Любшей или Любшанской. Но вовсе не исключено, что таковым было и её первоначальное имя.
И лишь затем сюда пришли скандинавы. Но!
Они пришли раньше славян.
Точнее – словен, будущих словен новгородских.
Те продвигались на север по следам кривичей, и в путь их, похоже, погнала та же нужда. А именно – катастрофические изменения климата, о которых мы уже упоминали. Эти изменения заставили двигаться племена, сидевшие вдоль Балтики, в низинных местах нынешних Польши, Литвы, Германии. Белоруссии тоже – правда, там большую роль играла трансгрессия местных водоёмов – те, что к нашему относительно сухому климату сохранились в виде полесских болот.
Стекляшки этносов в калейдоскопе истории сдвинулись – и вот мы уже видим новый узор племён. Помните? -

- их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям…

Вот и кривичи наши – похоже, одна из таких, ещё «недо-славянских» стекляшек. Во всяком случае, облик Любшанской их крепости соответствует образцами провинциальноримских культур, что развивались вдоль лимеса – границы Риской империи, пока она ещё существовала. И некоторые особенности их археологии заставляют думать, что кривичи вышли из Прикарпатья.
Словене тоже оказались выходцами из того региона. Захоронения их являются почти аналогом тех, что обнаруживаются сегодня между Вислой и Одером, такие же, как у них, черепа археологи находят в могильниках также Нижней Вислы и Одера.По генетике же судя -

- некоторые русские популяции Северо-Западного региона России (Псков и Великий Новгород) и поляки Северо-Восточной Польши (Сувалки) достоверно отличаются от соседних популяций славянского (русские и поляки), балтского (литовцы) и угро-финского (эстонцы, карелы, финны) происхождения. Полученные генетические данные позволяют рассматривать псковско-новгородское русское население в качестве отдельной славянской группировки в составе современных восточных славян. /432/.

То есть мы видим намёк на то, что словене – выходцы из некоего народа, который обитал в районе польских Сувалок. То есть по локализации судя, это Osterabtrezi «Баварского географа», ободриты восточные.
На северо-восток их погнала, как логично предположить, та же конкуренция из-за сократившихся ресурсов, что и кривичей. Правда, произошло это спустя сто лет после тех, и потому, собственно, в «славянскости» словен – уж простите за каламбур - никто не сомневается. Но и в VII веке – хоть климат и стал лучше – жизнь не полегчала: экспансия славян по всем направлениям превышала всякое вероятие, и именно тогда они частью вытеснили, а большей частью ассимилировали германцев на пространстве вплоть до Эльбы. Естественно, сниматься с места приходилось и другим – в том числе и славянским племенам. Ибо в те простые с политической колокольни времена никто не подозревал о национальной солидарности, и своим был только действительно свой. Свой родович и – свой уже косвенно – тот, кто принадлежит к своему объединению родов. Остальные – чужаки. Следовательно, не помощники, Следовательно, конкуренты. Следовательно, враги.
Ну, а враг, как известно, хорошо пахнет лишь тогда, когда он покойник…
Как бы то ни было, будущие словене новгородские добираются до Ладоги в конце 760-х - начале 770-х годов. И… первый ярус застройки Ладоги прекращает существование!
Очевидно, в результате военного столкновения. Хорошо задокументирована кардинальная смена населения. Например, некому оказалось забрать спрятанные на время нападения кузнецкие инструменты. Да и сама кузня была уничтожена, а на её месте сооружена постройка иного типа. И вообще появились постройки, принадлежащие к принципиально иной домостроительной традиции, для которой характерна развитая техника сруба:

Смена построек I яруса постройками II яруса связана с появлением в нижнем течении Волхова новой группы населения. … Жизнь скандинавской колонии обрывается в результате продвижения на север носителей культурных восточноевропейских традиций — славян или приведённых ими в движение аборигенов. /225/

В результате Ладога приобретает во многом славянский облик.
Но примерно в это время появляются первые свидетельства организации «восточного транзита». И кто бы ни владел Ладогою, он вместе с нею становился в фокусе интересов тех, кто очень желал подняться на арабском серебре.

Материалы III яруса (около 780 – около 810 гг.) свидетельствуют, что именно в это время происходит становление путей из стран Балтики на Арабский Восток. Встречены салтовские лунницы синего стекла, бусы из сердолика… фиксируется начало активного проникновения арабского серебра, ... синхронизирующееся с выпадением здесь древнейшего монетного клада 786 г., открыты свидетельства местного стеклоделия, базирующегося на восточной технологии и привозном сырье… Об устойчивых связях с Балтикой говорят предметы североевропейского происхождения… /225/

И Ладога начала процветать. Причём доминируют в городе местные элементы – славяне и финны. Скандинавы, правда, тоже имеются, но в малом количестве. И не играют никакой властной роли.
И все живут в мире, в некоем динамическом равновесии:

В 810–830-х гг. (IV ярус) застраивается вся исследованная часть площадки Земляного городища. Создаётся впечатление, что застройка обретает если не регулярный, то, по крайней мере, упорядоченный характер. /225/

Увеличивалась численность населения. И экономическая причина этого совершенно прозрачна – всё больше поднимал голову его величество «восточный транзит», всё большее количество работников требовал он для своего обслуживания здесь, в пункте перехода от морского к речному кораблевождению.
В это же время – что крайне важно! – археологи отмечают формирование властной прослойки в Ладоге, носящей межэтнический характер. Иными словами, в городе заправляют богатые «золотые пояса», предшественники будущего боярства, каким мы его знаем по Новгороду. И это что-то вроде «Совета национальностей» времён бывшего СССР: в верхушке на равных правах присутствуют представители всех основных этносов, населяющих город и округу. Что – вспомним о здравом смысле – вполне естественно: на торговле и её обслуживании богатеют люди разных языков. Лишь бы мозги были. А в отсутствие явно выраженного политического лидерства – а мы не видим в Ладоге в это время следов политического руководства в виде некоего князя или короля с дружиной и государственным аппаратом – лидерство неизбежно оказывается в руках олигархов. Именно: не власть, а лидерство. Проявляющее себя в материальной силе, управляющей через подчинённые ей структуры. Что-то вроде недавней нашей «семибанкирщины», которая, удайся ей в реальности подмять политическую власть, устроила бы и в России олигархическую республику. Конечно, по-своему это – форма политического устройства более демократичная, нежели единоличное правление, но беда в том, что это – всегда более слабая форма правления.
Что и доказала история Ладоги, когда на неё напали ведомые сильными лидерами воины:

Около 840 г. поселение постигла катастрофа в результате вражеского вторжения.
Традиционно обжитой в течение жизни трёх поколений участок… на уровне V яруса (около 840 – около 865 гг.) превращается в пустырь… /225/

Это пришли норманны, что подтверждается появившимися здесь северными строительными традициями, а также –

- находками деревянной палочки с рунической надписью, подвески «молот Тора», игральных шашек, особой концентрацией в ярусе деревянных игрушечных мечей, копирующих форму боевых каролингских клинков. /225/

Данные нумизматики указывают на увеличение в первой половине IX в. числа кладов с куфическими монетами на севере Восточной Европы, а также о массовом экспорте арабского серебра в 840-х годах в Скандинавию. Это показывает, в чьих материальных интересах оно осуществлено.
Историки склонны приписать то нападение шведам под руководством конунга Эйрика (умер около 871 года), -

- эпическая память которых сохраняла знание о владениях на востоке Балтики вплоть до начала XI в. (эпизод тинга в Уппсале в Саге об Олаве Святом). /225/

Разрушения тогда не были тотальными:

Несмотря на частичное уничтожение или изгнание, носители культурных традиций лесной зоны Восточной Европы остались существенным компонентом среди обитателей посёлка и его округи. Кроме материалов домостроительства об этом свидетельствуют некоторые украшения. /225/

То есть местные обитатели окончательно не ушли, а продолжали жить рядом с пришлыми скандинавами, давая, как мы знаем из последующего, питательный материал для синтеза будущей интернациональной «дружинной» культуры – то есть древнерусской. Но тем не менее, археология неоспоримо указывает на явное в эту пору усиление скандинавского элемента в Ладоге, что позволяет предположить не только нападение, но и последующую оккупацию города норманнами.
Археологически прослеживается, в частности, проникновение сюда в эти годы значительных масс скандинавов, колонизацию ими поселений в Новых Дубовиках и Холопьем городке, то есть - всего Поволховья. То есть под некой «крышей» захватчиков 840 года на будущую Русь в массовом порядке стали подселяться скандинавские находники.
Но они же по роду деятельности своей были уже… чистыми русами! То есть функционально русами, которым долго и далеко было скликать флибустьерскую ватажку где-нибудь под Биркой, а полезнее и проще сидеть в ключевых точках пути на Восток и контролировать порядок прохождения транзитного транспорта… Удивительно ли, что в это же время скандинавы обустраивают и поселение, которое ныне принято называть Рюриковым городищем!
Они строят здесь крепость:

Городище состоит из двух частей: крепости на вершине холма и примыкавшего к ней неукреплённого посада. В классическом «вике» мы не видим посада, не видим земледельческой ауры: это чисто военные посёлки. Структура Городища обусловлена его административными функциями, которые начисто отсутствовали в «виках». Не просто военное дело и торговля, а управление огромной территорией – вот была задача Городища. /43/

Эту крепость датируют по обнаруженной в одном слое с брёвнами бронзовой монете 839 года.
То, что Рюриково городище было скандинавским центром, археология показывает со всею возможной чёткостью:

…амулеты с молоточком Тора, бога скандинавов, магические подвески с руническими знаками, и даже серебряная фигурка Валькирии. Дружинников и прочих знатных людей из Скандинавии сопровождали простые шведы: совсем недавно на Городище впервые за всю историю раскопок нашли фрагменты скандинавского лепного сосуда. Им вряд ли могли пользоваться князья: скорее, их челядь. /43/

Но задачи этот центр решал поистине международные, связанные с торговым оборотом на гигантских пространствах:

…обнаружены византийские монеты, монеты Арабского халифата, в том числе три клада, иностранные бусы, и даже такие лакомства, как грецкие орехи. Купцам принадлежали и обнаруженные в изобилии детали весов с гирьками. /43/

Похоже, что захватчики 840 года - точно те самые «варяги из-за моря», что -

- имаху дань варязи, приходяще изъ заморья, на чюди, и на словѣнехъ, и на меряхъ и на всѣхъ, кривичахъ.

То есть обложили данью местное население и оставили оккупационный гарнизон. Каковой затем, кстати, могли однажды и покритиковать за ошибки, например, в счёте. И –

- изгнаша варягы за море, и не даша имъ дани…

Воистину...
Tags: Русские - повелители славян
Subscribe

  • О трактовке событий вокруг смерти князя Игоря

    А вот скажите мне кто-нибудь добренький, как, по вашему мнению могут быть совмещены следующие события и даты в непротиворечивый ход событий с…

  • Русские - повелители славян

    Интересные аллюзии к скандинавской мифологии предлагает внимательному читателю одна из самых известных русских былин – «Добрыня и змей». Конечно, в…

  • Русские - повелители славян

    Ещё на одно очень важное былинное свидетельство синтеза русов со славянами и прочими нативными элементами в ходе развития от догосударственных…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments