Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Русские - повелители славян

Тут мы снова прервёмся. Вспомним канонический текст летописи, описывающий те события. Возьмём его в самом «ветхом», самом древнем варианте – в Лаврентьевском списке:

[В лѣт .҂s҃ . т҃ . о҃ .] [6370 (862)] Изъгнаша Варѧги за море и не даша имъ дани . и почаша сами в собѣ володѣти . и не бѣ в нихъ правдъı . и въста родъ на родъ . [и] бъıша в них̑ усобицѣ . и воєвати почаша сами на сѧ [и] рѣша сами в себѣ . поищемъ собѣ кнѧзѧ . иже бъı володѣлъ нами . и судилъ по праву . [и] идаша за море къ Варѧгомъ к Русı . сице бо сѧ звахуть и . варѧзи суть. ӕко се друзии зъвутсѧ Свое . друзии же Оурмане . Анъглѧне друзıи Гъте . тако и си рѣша . Русь . Чюдь [и] Словѣни .
и Кривичи. всѧ землѧ наша велика и ѡбилна . а нарѧда в неи нѣтъ . да поидѣте кнѧжитъ и володѣти нами . и изъбращасѧ . г҃ . братьӕ . с родъı своими. [и] поӕша по собѣ всю Русь . и придоша старѣишии Рюрикъ [сѣде Новѣгородѣ] . а другии Синеоусъ на Бѣлѣѡзерѣ . а третии Изборьстѣ . Труворъ . [и] ѿ тѣхъ [Варѧгъ] прозвасѧ Рускаӕ землѧ Новугородьци ти суть людьє Нооугородьци ѿ рода Варѧжьска . преже бо бѣша Словѣни . по дву же лѣту . Синеоусъ оумре . а братъ єго Труворъ . и приӕ власть Рюрикъ . и раздаӕ мужемъ своимъ градъı . ѡвому Полотескъ ѡвому Ростовъ другому Бѣлоѡзеро . и по тѣмъ городомъ суть находници Варѧзи а перьвии насельници в Новѣгородѣ Словѣне . [въ] Полотьски Кривичи . в Ростовѣ Мерѧ . в Бѣлѣѡзерѣ Весь . в Муромѣ Мурома . и тѣми всѣми ѡбладаше Рюрикъ:

Благодаря замечательному исследованию Николая Филина легко купируется путаница с новгородцами, кои откуда-то вдруг стали варягами и восстанавливается первоначальный текст.
Он проанализировал одно и то же легендарное сообщение о призвании варягов, приведённое выше, по разным спискам летописей. Сравнил, вычленил основу и так называемые читательские вставки – то есть поначалу вполне «законные» чьи-то пометки и комментарии на полях, которые последующие переписчики ничтоже сумняшеся вставили в основной текст. В коем мы сегодня и путаемся, тщась постичь замысловатую логику такой, например, фразы:

«[и] от техъ [Варягъ] прозвася Руская земля Новугородьци ти суть людьє Нооугородьци от рода Варяжьска, преже бо беша Словѣни» /351/

Это сообщение, пишет исследователь, -

- уже чётко распадается на две части, согласованные со словом «прозвашася». Одна часть (о прозвании Руси) принадлежала оригинальному своду, вторая (о прозвании новгородцев) – вставке над строкой или на полях. Так как последующее сообщение («людьє Нооугородьци от рода Варяжьска») неразрывно связано с вставкой «новгородцы», считаю его её продолжением. В эту вставку не входил конец фразы («до днешнего дня»), так как с уточняющей конструкцией фраза «тии суть людьє Нооугородьци от рода Варяжьска до днешнего дня» возникает дефект смысла, при котором происхождение (от варяг) получает свойство длительности во времени. /534/

Очень интересная работа заканчивается реконструкцией начальной фразы летописи:

Въ времена же Кыева и Щека и Хорива (новгородстии людие, рекомии Словени, и Кривици и Меря) Словенѣ свою волость имѣли, а Кривици свою, а Мере свою; кождо своимъ родомъ владяше; а Чюдь своимъ родом; и дань даяху Варягомъ от мужа по бѣлѣи вѣверици; а иже бяху у них, то ти насилье дѣяху Словеномъ, Кривичемъ и Мерямъ и Чюди. И въсташа Словенѣ и Кривици и Меря и Чюдь на Варягы, и изгнаша я за море; и начаша владѣти сами собѣ и городы ставити. И въсташа сами на ся воеватъ, и бысть межи ими рать велика и усобица, и въсташа град на град, и не бѣше в нихъ правды. И рѣша к себѣ: «князя поищемъ, иже бы владѣлъ нами и рядилъ ны по праву». Идоша за море к Варягомъ и рѣша: «земля наша велика и обилна, а наряда у нас нѣту; да поидѣте к намъ княжить и владѣть нами». Изъбрашася З брата с роды своими, и пояша со собою дружину многу и предивну, и приидоша: в Ладогу старѣишии (сѣде в Новгороде) Рюрикъ; а другыи на Бѣлѣозеро, Синеусъ; а третеи въ Изборьскъ, имя ему Труворъ. И от тѣх Варягъ, находникъ тѣхъ, прозвашася (Новугородьци, ти суть людье Нооугородьци от рода Варяжьска) Русь, и от тѣх словет Руская земля до днешьнего дня…

Многие исследователи предполагают, что в этом отрывке заключена также информация о том, что от имени ладожан делегаты заключили с Рюриком некий договор или ряд, как тогда говорили. Дескать, фраза -

- владѣлъ нами и рядилъ ны по праву –

- означает, что приглашение сопровождалось выдвижением неких юридических условий – наподобие тому, как это происходило в позднейшем Новгороде. Напомню, что новгородцы не просто принимали нового князя взамен выбывшего, а нередко заключали с ним даже формальный ряд. А подчас и противостояли отдельным князьям, не пуская их к себе.
Но, во-первых, это дела гораздо более поздних дней. И вполне уже сложившейся новгородской государственности. Которая строилась не вокруг князя, а вокруг богатых боярских родов – «золотых поясов». Археология показывает, что и в Ладоге, скорее всего, государственность начиналась именно с них, а не с Рюрика. Но вот были ли те «золотые пояса» достаточно властными и авторитетными, чтобы управлять округою – неясно. Вспомним: по меньшей мере с 840 года в Ладоге существовала власть норманнских завоевателей – а под оккупантами на собственную власть претендовать несколько вредно для здоровья.
А во-вторых, мы можем попробовать разобраться в этом вопросе с помощью логики и археологии. Даже предположив, что мы летописи не читали, или она не сохранилась, не дошла до нас через историю войн и революций.
Давайте возьмём модель «или… или…».
Первое. Рюрик или был, или нет. Что даёт нам признание его существования? Собственно, ничего. Появившиеся в Ладоге скандинавы действовали так, что вопрос с Рюриком не принципиален. Наличие норманнского короля фиксируется точно:

Появление в Ладоге первого норманского владетеля с его окружением оставило определённый археологический след. Речь идёт о скандинавском по своим признакам могильнике в урочище Плакун, расположенном на берегу Волхова напротив Ладожской каменной крепости. 14 (по счёту 1940 г.) курганов Плакуна оставлены обособленным коллективом, представители которого (вместе с семьями, видимо, непродолжительное время проживали в Ладоге. Время насыпки плакунских курганов (с учётом дендродаты одного из комплексов — 890—900 гг.) — вторая половина IX и рубеж IX и X столетий. Погребения в Плакуне могут быть соотнесены с окружением какого-либо конунга, например Рюрика, прибывшего в Ладогу, по летописному замечанию, «с родом своим». Эти северные пришельцы, похоже, не отличались особым богатством и знатностью. /174/

Одно из захоронений - №11 - возможно, является косвенным подтверждением гипотезы о связи летописного Рюрика с исторический Рёриком Ютландским:

…оно включало первое на Руси захоронение в деревянном гробу, установленном в деревянной камере, что было тогда характерной датской чертой. Возможно, это захоронение Рюрика, -

- делает предположение выдающийся археолог и исследователь скандинаво-славянской темы Глеб Лебедев. Правда, относится могила примерно к 900 году, что, в общем, ликвидирует идею об именно Рёрике Ютландском, который должен был бы в этом случае прожить лет до 90. И к тому же замечание о том, что покойники в этих могилах особым богатством и знатностью не отличались, также противоречит ютландской версии происхождения Рюрика. Ибо «язва христианства» уж по-всякому был богат и знатен.
Есть и другие данные. В одной из работ со ссылкой на данные исследований А.Н.Кирпичникова, И.В.Дубова и того же Г.С.Лебедева это же захоронение называется характерным для знати, сидевшей «за морем» - в Бирке и Хедебю. И датируется уже временем около 880 года. Захоронение осуществлено в деревянной камере.
Поэтому, как видим, наличие Рюрика мы надёжно доказать не можем. Но одно ясно: пришедшие скандинавы либо с самого начала имели собственного конунга, либо обзавелись им уже здесь. Например, повозгласив оным одного из своих вождей.
Что это нам даёт? Ну, как минимум то, что фраза -

- и рядилъ ны по праву –

- при наличии короля гораздо менее жизненна, нежели слова:

- княжить и владѣть нами.

А теперь заглянем в жизнь, как она есть. Что вообще означает понятие договора, особенно такого, в каком контрагенту отдаётся часть собственного суверенитета? Очевидно, только то, что в обмен на суверенитет партнёр по договору, ставший сеньором, гарантирует сохранение – и охранение – жизни и собственности того, стал вассалом.
Что мы видм в Ладоге? Мы видим появление сеньора. Видим ли мы сохранение жизни и собственности местного населения?
Вот что говорит археология:

В середине 860-х гг. (около 865 г.) поселение очередной раз подвергается полному разгрому. Кроме мощного слоя пожара, драматичность этого события подчеркивают обгоревшие останки женщины и ребёнка, обнаруженные в заполнении дренажной канавки…
Любшанская крепость до X века не дожила. Судя по многочисленным стрелам, найденным в основании стены со стороны Волхова, а также по слою пожара, крепость гибнет после штурма. Но стрелы не скандинавские, а местные. По ПВЛ в IX веке лишь два события могут претендовать на объяснение гибели Любши: изгнание варягов и последовавшая за ним междоусобица («встал род на род»). ...
Плотность застройки на площадке Земляного городища на уровне VI (около 865-890-е гг.) и VII (890-е - 920-е гг.) ярусов заметно ниже, чем в предшествующие десятилетия IX в. /221/

То же касается и Пскова с соседним Изборском:

В VII—IX вв. на площадке Псковского городища существует поселение, оставленное прибалтийско-финским населением, родственным носителям рыугеской культуры. Выявлено до восьми строительных горизонтов этого поселения, что свидетельствует о долговременном характере посёлка. Позднейший из горизонтов погиб в пожаре начала 860-х годов (спил бревна из слоя пожара датирован методом дендрохронологии 860 г.).
Ремесленно-торговое поселение конца IX — начала XI вв. непосредственно сменило во времени и в пространстве предшествовавшее ему крупное (несколько сотен человек) ремесленное поселение последней четверти 1 тыс. по Р.Х. Слой пожара 860-х годов, в котором погиб посёлок, указывает на то, что ремесленно-торговое поселение конца IX в. не выросло из предшествующего поселения, а сменило его, причем смена одного поселения другим происходила далеко не мирным путем.

Это время, как видим, совпадает с летописной датой «призвания варягов», то есть формальному появлению русов в нашей истории. Это «призвание» в показаниях, данных археологией, выглядит так:

…между слоями 840-860 гг. и … 860/870-890 гг. археологи фиксируют огромный пожар… В огне… погибли и все остальные известные крепости Руси (Новые Дубовики, Сясьское городище, Холопий городок, Рюриково городище, Труворово городище, Камно и др.). /526/

Правда, сегодня трудно доказать, что эти пожары носили, скажем, не естественный характер. От свечки, как известно, Москва сгорела. Но настораживает именно синхронность. И она именно и наводит на мысли, что больше всего тут постаралось чьё-то вражеское войско. Ведь в это же время –

- в 860-е гг. на севере Руси шёл рост монетных кладов.

Деньги закапывают в землю, как известно, для того, чтобы сберечь.
Деньги не забирают из земли, как известно, потому, что некому забрать.
То есть когда археология фиксирует массовое наличие кладов, то можно с уверенностью сказать, что владельцы их явно умерли. Все вместе.
И пожары тут же…
Этакий геноцид прошёлся по Поволховью…
Это даёт ответ на второй вопрос: было ли пресловутое «призвание». Ставим его так же: или было, или нет. Если было призвание – то есть сознательный, добровольный акт заключения договора о вассалитете, - то столь большие жертвы и разрушения выглядят как минимум нелогично.
Разумеется, все эти разрушения могли быть оставлены теми самыми боевыми действиями, когда -

- и въста родъ на род, и быша усобицѣ в них, и воевати сами на ся почаша.

И раскопки сожжённой и уничтоженной Любши, кажется, об этом и свидетельствуют – по свидетельству копавшего городище Е.А.Рябинина, стрелы там найдены не скандинавские, а местные. Но! Не двадцать же лет продолжалась та гражданская война! Под это просто ресурсов не было!
А главное: судя по «кладному» показателю, затихать та война начала там же, откуда началась, – в Поволховье. Но зато, как видно, захватчики концентрической волною продвигались отсюда далее: в первой половине 870-х годов клады в районе Волхова больше не зарываются.
То есть регион умиротворили. Но даже в отдалённом от Ладоги Тимерёве, что в нынешней Ярославской области, отмечено «выпадение» кладов в эти суровые годы. Один из них датируется по младшей монете 867 года. И ещё один сокрыт в 860-х. А другие - в 870-х и 890-х
Впрочем, не только клады говорят о большой войне в те годы:

…отметим отсутствие на некоторых поселениях хорошо выраженного слоя с керамикой X или даже XI—XII вв. (Горчаковщина, Любша, Наволок, Дубовики), из чего следует, что на таких поселениях приблизительно во второй половине X в. жизнь прекращается и возобновляется или начинается лишь в XI—XII вв., а в некоторых случаях даже позднее. /*/

Неплохо погуляли «миротворцы» – на столетие всех повырезали…
Утихомирилось всё, похоже, лишь после 875 года – вплоть до конца века оставлено всего 2 клада.
Так что жизненная логика говорит в ответ на эти факты: ежели кто и призывал варягов, то явно не пользовался при этом поддержкой местного населения, которое «призванным» пришлось усмирять ещё два десятилетия и дойти при этом до Ростова и Мурома. А если вспомнить, что и власть после призвания досталась некоему королю из норманном, то, откровенно говоря, версия добровольного призвания трещит по всем швам.
Окончательный же крест на ней ставит понимание того, кто стал бенефициарием во всей этой истории.
Tags: Русские - повелители славян
Subscribe

  • О трактовке событий вокруг смерти князя Игоря

    А вот скажите мне кто-нибудь добренький, как, по вашему мнению могут быть совмещены следующие события и даты в непротиворечивый ход событий с…

  • Русские - повелители славян

    Интересные аллюзии к скандинавской мифологии предлагает внимательному читателю одна из самых известных русских былин – «Добрыня и змей». Конечно, в…

  • Русские - повелители славян

    Ещё на одно очень важное былинное свидетельство синтеза русов со славянами и прочими нативными элементами в ходе развития от догосударственных…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments