Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Category:

Русские - повелители славян

2.2.2. Византийские источники

Византийцы познакомились с русами при весьма драматических обстоятельствах. Если быть скрупулёзным, то познакомились они с неким посольством русов ещё в 839 году. Но то ли дипломаты те были неопытные и не произвели впечатления на руководство империи, то ли представляли кого-то ещё, отчего в Константинополе никто и не собирался идентифицировать их в качестве русов.
Эта история была подробно разобрана в предыдущей книге, но, думаю, её можно частично повторить и здесь, - вывернув её, впрочем, в несколько другом аспекте. Там мы разбирались, кто такие русы, а здесь попробуем понять, какие они, кем и в качестве кого предстают перед нами.
Речь идёт об известии из так называемых Бертинских анналов - летописного свода Сен-Бертенского монастыря, охватывающего историю государства франков с 830 до 882 гг.
В документе среди прочего сообщается о посольстве от византийского императора Феофила к императору Людовику Благочестивому. Оно прибыло в тогдашнюю столицу франков Ингельхейм 18 мая 839 года. Отметим это: это означает, что посольство выехало из Константинополя как минимум за месяц до того – то есть сразу после окончания зимы и вскрытия Дуная ото льда. Ну, и весенние шторма на Чёрном море делегация явно пережидала.
Это важно. Это означает, что неких два человека до того прожили в Византии всю зиму, но памяти о себе, как о самостоятельных фигурах не оставили.
Два этих человека добрались с византийским посольством до франков. Причина, по которой греки взяли их с собою, гуманна: Феофил просил Людовика помочь им вернуться на родину, поскольку прямой путь для них закрыт некими "варварами, очень жестокими и страшными народами".
Обратим внимание и на это: император не представляет императору своих протеже по государственной принадлежности. Хотя все возможности у него для этого есть.
Это тоже важно. Появление неких персонажей в переписке между главами государства всегда означает нечто большее, нежели в переписке простых граждан. Особенно, когда появляет контекст просьбы. Это означает, что один глава государства готов оказаться должным другому главе ради интересов третьих лиц. Придирчиво говоря, отдаёт другому главе часть своего суверенитета. Почему Феофил это сделал?
Ответ прост: ему было важно сохранить добрые отношения с тем или теми, кто отправил к нему послов. То есть ради политических выгод у третьей стороны можно позволить себе завести моральный долг перед франками.
Между тем, тогдашняя Византия – это для её собственного населения и для окружающего мира та самая Римская империя, что известна нам по учебникам. Все понимают, конечно, что это не империя Цезаря и Траяна, это её половинка. Но ещё относительно недавно – в 500-х годах эта половинка едва-едва не восстановила Империю в границах Траяна. Причём и сам восстановитель - император Фла́вий Пётр Савва́тий Юстиниан, цезарь Аламанский, Готский, Франкский, Германский, Антский, Аланский, Вандальский, Африканский – считал себя вправе это делать, и его противники это право признавали. То, что они не соглашались с самим восстановлением Империи за свой счёт – вопрос иной. Но никакие готы, владевшие тогда Римом, вовсе не претендовали на имперский статус.
На оный претендовали – и завоевали – франки. Правда, на 250 лет позже Юстиниана, при не менее талантливом государственном деятеле Карле Великом. Но как бы то ни было, в тогдашней Ойкумене существовали две примерно равные империи.
И вот теперь дайте представим, что в 1970-е годы Генеральный секретарь ЦК КПСС и Председатель Президиума Верховного Совета СССР просит Президента США об услуге по отношению к неким послам некой третьей страны, которые не могут добраться до родины из-за того, что путь им перекрыли, скажем, сомалийские повстанцы…
Так что же это за третья сторона такая, из-за отношений с которой один могучий центр тогдашнего мира просит об участии другой могучий центр тогдашнего мира?
В первую очередь напрашивается одно непременное условие: эта третья страна не враждебна той, к которой обращаются за помощью. Во вторую – что добрые отношения того, кто просит, с третьей страною не повредят интересам того, кого просят.
А теперь, после этой преамбулы, сам текст сообщения.

Он также послал с ними тех самых, кто себя, то есть свой народ называли Рос, которых их король, прозванием каган, отправил ранее ради того, чтобы они объявили о дружбе к нему [Феофилу], прося посредством упомянутого письма, поскольку они могли [это] получить благосклонностью императора, возможность вернуться, а также помощь через всю его власть. Он [Феофил] не захотел, чтобы они возвращались теми [путями] и попали бы в сильную опасность, потому что пути, по которым они шли к нему в Константинополь, они проделывали среди варваров, очень жестоких и страшных народов. Очень тщательно исследовав причину их прихода, император [Людовик] узнал, что они из народа свеонов [шведов] (букв. – их народ есть шведский). Как считается, скорее разведчики, чем просители дружбы того королевства и нашего, он приказал удерживать их у себя до тех пор, пока смог бы это истинно открыть.

(По изданию: S. Prudentii annales sive Annalium Bertinianorum pars secunda. Ab anno 835 usque ad 861 PL. T. CXV. P. 1852 Col. 1375 – 1420 - © перевод - Волынец А. 2005)

Кстати, пользуясь случаем, ещё раз хочу от всей души высказать и благодарность и восхищение выдающейся работой создателям сайта ВОСТОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ВОСТОКА И ЗАПАДА - http://www.vostlit.info. Титанический труд, проделанный уважаемым Тhietmar, стал просто бесценным подспорьем для всех, кто интересуется историей!
Перевод основной фразы сообщения –

qui se, id est gentem suam, Rhos vocari dicebant –

- я давал в предыдущей книге несколько иначе, нежели в вышеприведённом варианте – так мне кажется точнее, хотя и несколько коряво:

…которые утверждали, что их, то есть их народ, называют Росами.

Совсем иначе звучит, не так ли? Уже не – «себя называли Росами», а – «их называют Росами».
И получается, что в Ингельгейм прибыли люди, которые разделяют своё самоназвание – оставшееся для нас неизвестным - и обозначение себя сторонними субъектами.
При этом важно, что сами эти послы – этнические шведы. С которыми у франков отношения давно и сильно испорчены. Ибо нелегко сохранить добрые чувствао по отношению к людям, которые постоянно нападают на твою страну:

834 – «в славнейшее селение Дуурстеде вторглись язычники и опустошили его с чудовищной жестокостью…»
835 – «язычники снова вторглись в земли Фризии, и немалое количество [христиан] было убито язычниками. И они снова разграбили Дуурстеде».
837 – «язычники опустошили Вальхерен и увели с собой многих женщин, захваченных там вместе с неисчислимыми богатствами различного рода».

Много нежных слов накопилось у франков к норманнам! И к шведам, в частности.
И получается вот какая возмутительная вещь. Пользуясь своим государственным и дипломатическим авторитетом, один император просит другого императора пропустить на родину его злейших врагов! Никита Сергеевич Хрущёв просит Джона Фитцджеральда Кеннеди пропустить на Кубу Фиделя Кастро!
Собственно, на этом можно считать законченным разговор, будто ингельхеймские русы представляли некое собственно государство, некий Русский каганат. Не пошёл бы глава Римской империи на такой дипломатический афронт ради каких-то злых варваров на далёком для него севере. Никакие отношения с этой мелочью не стоили бы для него риска подрыва отношений с Франкской империею! А то, что это – именно мелочь для Византии доказывается тем простым фактом, что всего через двадцать один год, в 860 осадившие Константинополь русы были охарактеризованы как варварское племя, которое было –

незаметно, незначительно и вплоть до самого к нам вторжения неведомо…

Это как? Государство, ради возвращения послов которого на родину император Феофан поставил на кон свой личный авторитет и добрые отношения между двумя ведущими империями тогдашнего мира, на самом деле было неведомо в его же собственной стране? Причём неведомо не кому-нибудь, а главе Вселенской православной церкви, патриарху Фотию! Никита Сергеевич Хрущёв установил дипломатические отношения с Республикой Куба, а главный идеолог страны, член Президиума ЦК КПСС Михаил Андреевич Суслов ничего про это не знает?
Нет, конечно, ни о каком новообразованном варварском государстве в таком контексте речи идти не может.
Следовательно, русские шведы представляли какое-то другое государство. Повторюсь: известное и достаточно мощное, чтобы император Римской империи принимал участие в судьбе его послов.
И вот тут любопытна вторая часть фразы:

quos rex illorum chacanus vocabulo –

- "кого король тех, хакан именуемый"…
Король, именуемый хаканом (каганом) по тем временам – только каган Хазарии.
Есть, правда, точка зрения, что это не должность, а имя. Скандинавское имя Хакон. Не исключаю. И… исключаю. В свете того, о чём говорилось выше: ни с каким скандинавским государством (которых, собственно, и не было в подлинном значении этого слова) отношения Византии не стоили того, чтобы ссориться с франками. И уж точно император не стал бы просить за тех, с кем франки жестоко и изнурительно воюют.
Добавлю: вопросы титулартуры в тогдашнем мире стояли очень серьёзно, даже остро. Князь Даниил Галицкий полжизни – и какой жизни! – короны королевской добивался. А тут некая группка презренных норманнов величает своего конунга в лохматых портках аж каганом? Да тем послам нос задранный тут же укоротили бы вместе с головой – и вся недолга!
Итак, каган. А каган – это Хазария. А что у нас с Хазарией?
А с Хазарией у нас вот что:

…хаган и пех Хазарии, отправив послов к этому василевсу Феофилу, просили воздвигнуть для них крепость Саркел. Василевс, склоняясь к их просьбе, послал им ранее названного спафарокандидата Петрону [по прозванию Каматира] с хеландиями из царских судов и хеландии катепана Пафлагонии. И так сей Петрона, достигнув Херсонеса, оставил хеландии в Херсоне; посадив людей на транспортные корабли, он отправился к месту на реке Танаис, в котором должен был строить крепость. Поскольку же на месте не было подходящих для строительства крепости камней, соорудив печи и обжёгши в них кирпич, он сделал из них здание крепости, изготовив известь из мелких речных ракушек.

Крепость строится в 834 - 837 годах. И снова – чуточку дипломатического протокола. Строительство было одобрено византийским императором Феофаном, положительно откликнувшимся на просьбу хазарского кагана. То есть решение принимается на столь высоком уровне, что можно говорить как бы и не о союзе…
В эти же годы – 836-839 – Византия получает Херсонес, что без добровольного или вынужденного согласия Хазарии было бы едва ли возможно. В эти же годы возникают серьёзные трения между Византией и Дунайской Болгарией. Болгарский хан Персиан, зная, что византийцев бьют в Малой Азии, в 837 году напал на имперские владения в Македонии и захватил несколько крепостей.
В эти же годы… нет, именно в 839-м! - отмечается «отлив» в волне поступления восточного серебра в шведскую же Бирку.
В эти же годы – чуть позже – у нас сгорает Ладога. Возможно, в результате набега шведского же конунга. Но приток серебра в Швецию не возобновляется. Значит, дело не в Ладоге, а где-то дальше. А дальше – это, собственно, Булгар и… Хазария. Каганат Хазария.
В эти же годы – 840-850 – происходит вспышка норманнской экспансии в Европе. Одна из очевидных причин – серебряный «голод» из-за пресечения восточного транзита.
Какая масса совпадений! Которые все концентрируются вокруг одного очевидного предположения: кто-то сел на горло восточному транзиту. То есть – Хазарии. И – на другом его конце – норманнам. А в свете того, что послам путь обратно к своему хакану преградили некие "дикари", становится понятно, что Хазария оказалась в состоянии войны с какими-то степными варварами.
Какими?
Снова взглянем на те же годы.
В эти же годы – чуть раньше – оказывается без восточного серебра Поднепровье. Которое явно входило в сферу влияния Хазарии. Ещё эти же годы – глухие отзвуки каких-то столкновений хазар с кем-то в Среднем Поднепровье.
И наконец! В эти же годы венгры, подталкиваемые новыми волнами степных кочевников, занимают Причерноморье.
До того они жили на окраине каганата и, судя по следам в языке, - в близком соседстве со славянами. Прародиной венгров считается территория примерно нынешней Башкирии, но в последней четверти VIII века они появляются в хазарских степях. Здесь они находились с хазарами в многообразных, но в целом лояльных отношениях. Воевали вместе, хазарский каган даже знатную хазарку отдал в жёны венгерскому вождю. Есть предположения, что хазары именно венгров подряжали на сбор дани с подвластных славянских племён. Что, в общем, было бы логично и функционально в свете долгого соседства или даже сожительства венгров со славянами именьковской культуры на Волге.
Но в эти же – опять 830-е! - годы в Волго-Донское междуречье вторгаются печенеги – та самая новая волна степных кочевников. И, по закону Степи, на самом деле очень маленькой, когда её делят несколько кочевых и скотоводческих народов, - по закону Степи печенеги стали немедленно резаться с венграми.
Но это пока – более дальняя тема. Нас же пока интересует то, что в 830-х годах Хазарии приходилось довольно туго и что в этих обстоятельствах она пошла на сближение с Византией. В рамках которого, с очевидностью, и совершили свой вояж сначала в Константинополь, а затем и к франкам послы-русы. Послы кагана. А вспомнив предыдущую главу и арабские источники –

- У них есть царь, называемый хакан русов… Русы… составляют войско царя и его прислугу… Один из обычаев царя русов тот, что вместе с ним в его очень высоком замке постоянно находятся четыреста мужей из числа богатырей, его сподвижников, причем находящиеся у него надёжные люди из их числа умирают при его смерти и бывают убиты из-за него… И он не имеет никакого другого дела, кроме как сочетаться [с девушками], пить и предаваться развлечениям. У него есть заместитель, который командует войсками, нападает на врагов и замещает его у его подданных -

- мы, собственно, с такою же очевидностью поймём, что речь идёт о быте и нравах именно хазарского кагана, в охране которого служат русы. Позже и в другом месте – в Византии - таких же людей будут называть варягами. И круг замкнулся.
Tags: Русские - повелители славян
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments