Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Categories:

Русские - повелители славян

Но вернёмся к событиям 860 года. Через несколько лет история с нападением русов на Константинополь получила неожиданное продолжение. Или ожиданное? Как и в «Житии Георгия Амастридского» она закончилась примирением. И крещением русов. И это тоже важно для дальнейшего понимания их феномена.
Тот самый Константин-философ, что славянская азбука и культура, в 867 году едет в Хазарию. С двумя задачами. Первая – установить мир с каганом. В контексте событий точнее будет сказать – восстановить, ибо хазары в то время с греками не воевали. На греков только что нападали русы.
Но, судя по тому, что один из ведущих академиков империи едет мириться именно в Хазарию, византийцы за что-то чувствовали свою вину – раз, а русы служили хазарам – два. Помните? –

- Народ незаметный, народ, не бравшийся в расчёт, народ, причисляемый к рабам, безвестный…

Скорее всего, греки поддержали венгров в их войне с хазарами. А те, соответственно, отправили на Константинополь русских диверсантов.
Обменялись, так сказать ударами шпаги. А теперь настало время мириться – и тем, и другим досаждали арабы.
Второй задачей академика Константина стало – отреагировать правильным образом на странный, на первый взгляд, призыв. Его сделало некое посольство «от хазар», которые хотели найти правую религиозную концепцию:

Мы исперва Бога знаем и кланяемся ему на Восток. Но, держась стыдных обычаев, иудеи привлекают нас в свою веру, а сарацины с своей стороны, предлагая нам мир и дары, уверяют нас, что их вера наилучшая. Живя с вами - греками, в мире и дружбе, зная, что вы великий народ и царство от Бога держите, обращаемся к вам и просим вашего совета. Пошлите нам мужа книжного. И, если вы переспорите иудеев и сарацин, мы примем вашу веру.

На всяческие эпитеты и определения внимания обращать, как обычно, не будем. Люди тогда были пристрастные, да и источник – «Паннонские жития св. братьев Константина и Мефодия» - излишней объективностью не страдает. Зато зададимся вопросом: что это за хазары такие, чтобы обращаться с такою просьбою аж к византийскому императору? У них что – веры нет? Или они язычники?
Да нет, не язычники. Уже больше полувека прошло с начала реформ Обадии и официального принятия Хазарией иудаизма.
Иудаизм, как известно, крайне веротерпим. К иудеям. Все остальные религии он считает практически безбожием. Хотя и делает скидку так называемым «авраамическим» - христианству и исламу. А с врагами израилевыми – известное дело –

И предали заклятию все, что в городе, и мужей и жён, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, всё истребили мечом. (Нав 6:20)

Вплоть до ослов безбожных, в общем.
Так могли ли иудейские правители Хазарии послать к императору христианскому делегацию со словами о своих «стыдных обычаях»?
Нет, конечно.
Оное же соображение касается и «сарацин». Уж чего-чего, а принцип «всё истребить мечом», что не в рамках «истинной веры», Мухаммед взял из Торы полностью. Разве что опять-таки с послаблениями для «авраамических» религий или, в мусульманских понятиях, «религий Книги».
Таким образом, правильного учения взыскал кто-то ещё, кому досаждали прозелиты и той, и другой религий. Судя по логике жизни, какие-то язычники, на которых с двух сторон оказывали давление иудеи и мусульмане.
Кто это? Какие-нибудь «чёрные» хазары? Кочевники? Аланы? Болгары?
Нет. Во-первых, никакие кочевники к таковому призыву просто не готовы ментально. Даже если они вообще знают, кто такой император византийский и во что он верует, - то к организации посольства они едва ли способны. Из слишком много, и они слишком разные. На кошевом сходе они за него проголосуют, что ли? Максимум, что можно допустить – некая элита некоего кочевничьего прайда послала делегатов к грекам. Но… к самому императору? А тот сразу отправил в степь своего тогдашнего Ломоносова?
Не верится. Это явно должна была быть сила, ромеям известная. И известная не с лучшей стороны – чтобы ради обращения её в безопасную единоверческую силу не лишним было бы послать к ним даже академика.
Во-вторых, это не болгары и не аланы. Те частично были уже или изгнаны из империи или загнаны в неё так, что и не дёргаются. А большею частью вовсе переселены в степи, где образовали общность, ныне известную под именем салтово-маяцкой археологической культуры.
В-третьих, это вообще не подданные каганата. Ибо никакие сарацины по отношению к таковым прозелитическую политику вести не могли. По той простой причине, что были очень серьёзно вырезаны совсем недавно, в 854 году, в рамках всекаганатской кампании гонений на мусульман. А уж чтобы в Хазарию приходили мусульмане извне да так досаждали подданным кагана, что они от злости захотели принять христианство, - это уж вовсе представить себе невозможно.
Словом, это кто-то, стоящий в относительно свободе от каганата, хотя и остающийся в рамках империи. Вассал, яснее говоря.
Вот что рассказывает об этой миссии средневековый автор Гавдерик:

…Философ отправился в путь и, прибыв к тому народу, к которому был послан (ad gentem illam, ad quam missus fuerat, veniens), при содействии Искупителя всех Бога, проповедью и убедительностью своего красноречия отвратил от заблуждений всех тех, кого пленило неправоверие как сарацин, так и иудеев (... convertit omnes illos ab erroribus, quos tarn de Saracenorum, quam de Judeorum perfidie retinebat). Утверждённые в кафолической вере и наставленные, они с великой радостью благодарили Всемогущего Бога и Его служителя Константина Философа. Сверх того, они послали императору письмо, благодаря его, что он постарался обратить их к истинной и кафолической вере и утверждая, что они за это всегда останутся вернейшими подданными его власти (affirmantes se ob cam rem imperio ejus eempersubditos et fidelissimos de cetero velle manere).

Это, конечно, красивости и вообще пропаганда, но деталь очень иллюстративная. Объявить себя подданными византийского императора подданные хазарского кагана никак не могли. Это - государственная измена. С последующим испытанием на прочность анальных мышц. На колу.
А вот некие вассалы по договору… Что ж, они могут выбирать нового сюзерена, ежели прежний стал превышать установленные в договоре правовые нормы.
Кто это такие? Да вот же они:

И обрет же ту Евангелие и Псалтирь роушькими письмены писано, и человека обрет глаголюща тою беседою.

Любой профессионал информационной деятельности знает: привлечение некоего понятия в текст, с этим понятием не связанный, - всегда не случайно. Поэтому «русский» здесь – очевидный отблеск истинной миссии Константина.
Из той же серии деталь о дарах кагана – или того, с кем беседовал языковед и философ о мире и вере:

«Дай мне сколько имеешь здесь пленников. Это мне больше всех даров», -

- говорит Кирилл.
Что и исполняется – 200 пленников ему отдают. Откуда они здесь и кто их ранее пленил – очевидно. Хазарский каган с греками не воевал. А вот русы…
Да, а ещё Кирилл «200 чадий» крестил. И если вспомнить, что уже через 5 лет после завершения его миссии русов объявляют христианами и даже назначают к ним епископа, то становится совершенно ясно, среди кого и где вёл проповедь греческий академик.
Tags: Русские - повелители славян
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments