Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Category:

Русские - повелители славян

Какие ещё источники могут что-то добавить к материалам нашего расследования?
Есть так называемый Geographus Bavarus, «Баварский географ». Это документ на двух листах, который был обнаружен в 1722 году в Баварской государственной библиотеке в Мюнхене. Рукопись содержит трактат о геометрии Боэция. Это надо подчеркнуть особо – значит, автору не чужд и не незнаком сам предмет точности. Или стремления к таковой. А от геометрии до географии – шаг один.
Иными словами, мы видим трактат не пляшущего монаха, а учёного. Из этого будем исходить при его анализе.
Сама рукопись относится, по палеографическим данным, к IX веку. Листы 149 и 150, которые содержат «Descriptio», около 850 года были включены в состав более обширной рукописи, принадлежавшей монастырю Рейхенау на Бодензее. Следовательно, «Descriptio» возникло до этого времени.
Можно даже сказать точнее. Как установил Б.Бишофф, палеографически рукопись чётко датируется первой половиной-серединой IX в. и написана в скриптории швабского монастыря Райхенау. Южнонемецкое происхождение памятника подтверждается и данными самого источника - характерным сравнением размеров земли пруссов с расстоянием между реками Энс и Рейн.
Интересуюещее же нас место представляет собою приписку в конце рукописи. Она содержит список племён и народов, что жили рядом с Германией. Список составлен на латинском языке и называется «Descriptio civitatum et regionum ad septentrionalem plagam Danubii», что означает «Описание городов и земель к северу от Дуная». Названия приведены на латинском языке и довольно сильно искажены. Но можно попытаться расшифровать хотя бы часть из них. И понять закономерности, в соответствии с которыми сделано перечисление.
Ещё одна оговорка. Весь текст источника я уже пытался разобрать в предыдущей книге, где речь шла о славянах. Тогда я нарочно не стал обращать отдельного внимания на упоминание в тексте русов – задача была другая. Что ж, зато теперь мы выделим именно их.
Вот текст:

Descriptio ciuitatum et regionum ad septentrionalem plagam Danubii…

Caziri ciuitates C. Ruzzi. Forsderen. Liudi.

Перевод И.В.Дьяконова всё по тому же замечательному сайту http://www.vostlit.info:

Описание городов и земель к северу от Дуная.

(40) Казиры (хазары?) (Caziri) – 100 городов.
(41) Руссы (Ruzzi).
(42) Форсдеры (Forsderen).
(43) Лиуды (Liudi).

Интересно сравнить это с описанием – к сожалению, гораздо менее полным! - сделанным два века спустя северогерманским хронистом, каноником и схоластом Адамом Бременским:

Schol. 15. Trans Oddoram fluvium primi habitant Pomerani, deinde Polani, qui a latere habent hinc Pruzzos, inde Behemos, ab oriente Ruzzos.

То есть:

Примечание 15. По ту сторону Одера живут помераны, далее поляне, которые с одной стороны граничат с пруссами, с другой - с богемами, с востока - с руссами.

Итак, Ruzzi. Сомневаться в том, что это – именно русы, кажется, не приходится. Ведь в документе Адама Бременского этот этноним появляется практически в той же форме – Ruzzos и в том контексте, который не даёт сомневаться, что речь идёт именно о нашей, «русской» Руси.
Русы где-то севернее Дуная?
Чтобы увидеть, может ли это быть, обратимся к ещё одному древнему документу – так называемому Раффельштеттенскому таможенному уставу. Это таможенный документ, регулирующий пошлины в Баварской восточной марке, изданный королём Восточно-Франкского королевства Людовиком IV между 904 и 906 гг.
Раффельштеттен — городок на Дунае, находился в современной Австрии в нескольких километрах от Линца.
Выдержка из устава:

«Славяне же, отправляющиеся для торговли от ругов или богемов, если расположатся для торговли где-либо на берегу Дуная…, с каждого вьюка воска платят две меры стоимостью в один скот каждая; с груза одного носильщика – одну меру той же стоимости; если же пожелают продать рабов или лошадей, то за каждую рабыню платят по одному тремиссу, столько же за жеребца, за раба – одну сайгу, столько же за кобылу».

Конечно, сразу же обращает на себя внимание, что о русах, собственно, речи не идёт. Здесь упоминаются руги – германское племя, которое к данному времени уже довольно давно вымерло. Даже не так: захватило Рим, ликвидировало Западную Римскую империю и затем само растворилось в бурных событиях, за сим последовавших. Можно ли ругов совмещать с русами?
Получается, что – да. Так, в 862 году король Людовик Немецкий в документе на земельные владения баварского монастыря (дарственная грамота Людовика Немецкого Алтайхскому монастырю 863 года) упомянул хороним Ruzaramarcha, то есть Русская пограничная полоса в соседстве с Раффельштеттеном. То есть опять та же форма – ruz, ruzzi. Как раз в этом районе в V—VI вв. обитали руги, и не исключено, что географическая память об этом осталась и после исчезновения ругов как самостоятельной этнической единицы. К примеру, ругов в 558 году упомянул в списке племён в эпитафии, посвящённой Св. Мартину Турскому, испанский епископ Мартин Бракарский, уроженец Паннонии, где, получается, ещё жила память о том германском племени.
Впрочем, многие испытывают, на мой вкус, оправданные сомнения, что Ruzaramarcha – это обозначение «русской» марки. С точки зрения языковой здесь должен быть более нейтральный перевод: «Рузарская марка». А что такое «рузарская» - то нам неведомо. Но повинуясь всё тому же правилу – толковать любые сомнения в пользу антинорманистов и славянофилов – допустим, что здесь идёт речь всё же о русах. Не жалко. У нас уже накоплено столько неопровержимых данных об их истинной принадлежности, что ещё одним невнятным свидетельством можно пожертвовать.
Что же касается смешения в европейском сознании ругов и русов, то это – давняя традиция. Так называемый продолжатель Регинона, рассказывая о миссии епископа Адальберта в 961—962 годах в Киев, называет княгиню Ольгу королевой ругов (reginae Rugorum) и неоднократно именует русских ругами. Английский священник Роджер в своей «Хронике» конца XII века, описывая события в Англии в 1-й половине XI века, пишет об одном знатном изгнаннике: «бежал из этой земли в землю ругов, которую мы называем Руссией.».
Нам же тут интересно то, что русов-ругов в Рафельштеттенском уставе упомянули рядом с богемами. Интересно, что и у Адама Бременского они «поселены» по соседству:

ту сторону Одера живут помераны, далее поляне, которые с одной стороны граничат с пруссами, с другой - с богемами, с востока - с руссами

Таким образом, русы оказываются владельцами некоей территории, с которой славяне отправляются торговать в Раффельштеттен.
Но это всего лишь – привязка к действительности. Просто мы знаем, что русь была, и славяне из неё МОГЛИ ездить торговать. На самом деле в этом документе, таможенном уставе, речь вряд ли идёт о широких мировых просторах. Скорее всего, здесь обозначалось всего лишь направление, с которого могут появиться и сесть на берегу Дуная славяне. По правую сторону – от ругов, по левую – от богемов. С какой стороны ни сели бы – облагать их пошлиной без разговоров. И имеем мы тут не упоминание о русах, а простую географическую привязку по местности с использованием частично уже реликтового имени древнего племени. Потому как хоть оно и реликтовое, но поскольку его именем ещё именовалась даже часть пограничной территории - Ruzaramarcha – значит, само понятие «от ругов» в том смысле как мы сказали бы «от Твери» использовалось в качестве нормы.
Что же касается тех ruzzi, что упомянуты в документе, ныне понять уже невозможно. У них нет городов, и они находятся в окружении племён, у которых тоже нет городов. По какому принципу вообще составлял свой список наш учёный собрат, сообразить тоже трудно. Возможно, он под русами поминал всё тех же ругов, остатки которых могли сохраниться ещё со времён Великого переселения народов. Или на острове Рюген – ведь странно, что в таком полном списке автор не дал ни имени ранов, которые населяли остров, ни просто упоминания, что на острове тоже кто-то живёт.
Две вещи можно, однако, считать установленными. Русы в «Баварском географе» - не славяне. И русы обитают где-то на север от Дуная. Остроумные попытки разместить их в Среднем Поднепровье просто на том основании, что рядом упомянуты какие-то Caziri, которые могут быть хазарами, нам нужно отвести, как основанные на слишком шатких допущениях. Как говорится, конструкция с двумя «если» не бывает надёжной.
С другой же стороны, даже признание Caziri хазарами никоим образом не расстраивает уже, кажется, сложившейся по источникам картины расселения и бытования русов. Последних, мы знаем, - несколько видов. Один из них явно и очевидно включён в состав Хазарского каганата. Так что если от одних русов торговцы едут в Западную Европу, а другие сидят где-то возле хазар – значит, так тому и быть…
Tags: Русские - повелители славян
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments