Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Русские - повелители славян

Мы примерно помним, каковы были богатыри былинные. Здоровые, могучие парни, очень гордые – подчас вплоть до кичливости, - с вполне рыцарскими представлениями о чести и настроенные послужить сперва Земле Русской,а уж затем – стольному князю Владимиру как её полномочному главе. Они пируют с князем, они выполняют его приказы, они ездят от него послами в другие страны и они – главное! – собирают для него дань!
А с кого собирают? Да всё с мужичков тех, о коих чуть выше речь шла. То есть – как мы знаем из реальной истори, с местных племён.
Это уже ставит Владимира-князя над ними всеми.
Да только вот, как выясняется, не всё князь светлый сам делает. Он, по солидарному описанию практически всех былин, лишь пирует, веселится и проявляет моральную нестойкость в отношениях с женщинами. А собственно князем-военачальником «работает» за него кто-то из богатырей – чаще всего Илья Муромец, их признанный глава. Вот, например, как он рассылает войска в былине о Михайле Потыке:

А и старый казак он, Илья Муромец,
А говорит Ильюша таково слово:
«Да ай же, мои братьица крестовые,
Крестовые то братьица названые,
А молодой Михайло Потык сын Иванович,
Молодой Добрынюшка Никитинич.
А едь ко ты, Добрыня, за синё морё,
Кори тко ты языки там неверные,
Прибавляй земельки святорусские.
А ты то едь ещё, Михайлушка,
Ко тыи ко корбы ко темныи,
Ко тыи ко грязи ко черныи,
Кори ты там языки всё неверные,
Прибавляй земельки святорусские.
А я то ведь, старик, да постарше вас,
Поеду я во далечо ещё во чисто поле,
Корить то я языки там неверные,
Стану прибавлять земельки святорусские».

Ничего себе, воля у богатыря – войну и мир объявлять, земли чужие захватывать!
А ведь мы знаем же, где такое происходило! У хазар. Каган и – некий царь, который реально творит политику.
А ещё у нас там есть, если помните, многочисленные и, главное, системные свидетельства того, что русы одно время могли быть вассалами хазарского кагана.
И что интересно: такая трактовка – что в образе Владимира Красно Солнышко отражается хазарский каган как сюзерен русов – очень стройно организует и информационную систему былин. Объяснимы становятся и жестокие самодержавные, но столь нехарактерные для ранней эпохи русов замашки Владимира, когда богатыри упрашивают его, словно Ивана Грозного:

Не вели меня за слово скоро сказнить,
А скоро меня сказнить, скоре того повесити,
Не ссылай меня во ссылочку во дальнюю,
Не сади во глубоки да тёмны погребы.

Или так:

«Ох ты ой еси, солнышко Владимир князь!
Ты позволь ко, позволь мне слово вымолвить,
Не позволишь ле за слово ты сказнить меня,
Ты казнить, засудить, да голову сложить,
Голову де сложить, да ты под меч склонить».

Объяснима становится и его вечная неблагодарность по отношению к ним – вассалы ведь, и так служить обязаны. Объясними и его поручения нередко выполнить явно не государственное поручение – невесту украсть или племянницу спасти.
Однако в то же время необходимо заметить, что см образ богатыря – богатырей – более соответствует не «хазарскому» времени, а «дружинному». То есть не времени ранних, разобщённых ещё русей, одна из которых «специализировалась» на службе у кагана, а той эпохе, когда уже сложилась дружинная культура. То есть это примерно X век.
В самом деле: богатыри у нас все – на конях, богатыри у нас вооружены мечами (или саблями, в которых, впрочем, всё равно запечатлён образ первоначального меча), богатыри у нас кольчужны, латны и богато одеты. При этом у них нет характерных для славянского вооружения топора, дротика, рогатины. Даже лук редок, а копьё – непременно «рыцарское», используемое в поединках на конях.
А мы уже знаем, сколько стоило такое богатырское вооружение. Цена одного лишь меча означала годовой доход от пары деревенек.
И богатыри именно их и получали от «ласкава князя Владимира». Не случайно в былинах повторяется рефреном в соответствующих ситуациях:

Чем тебя мы станем теперь, Алёшу, жаловать?
Пожаловать нам сёла с присёлками,
А города с пригородками!

И тот же мотив мы постоянно обнаруживаем в тех же летописях, начиная с легендарного:

…и раздая мужемъ своимъ волости и городы рубити: овому Полътескъ, овому Ростовъ, другому Бѣлоозеро.

Но здесь же мы обнаруживаем не менее постоянное противоречие в былинах. С одной стороны, князь богатырей часто унижает, подозреваетв неверности и нечестности, даже прямо предаёт. Мы об этом говорили: типичное поведение сюзеренов по отношению к вассалам. С другой же – богатыри князю практически ничем не обязаны. Да, «сёла с присёлками» они от него принимают – но всегда могут плюнуть, шваркнуть, фигурально говоря, шапкой о землю и уйти со службы. Даже в условиях, когда на Киев нападают враги.
То есть получаются у нас вассалы… на контракте. Пока ты, княже, ласков, мы с тобою. Но когда ты несправедлив – будь здоров! То есть богатырь к собственности не привязан. Скорее, это оюязанность князя – сделать так, чтобы он не был обижен ни морально, ни материально. Что вновь приводит нас к описанному в летописи управленческому принципу:

Сребромъ и златомъ не имамъ налѣсти дружины, а дружиною налѣзу сребро и злато, яко дѣдъ мой и отець мой доискася дружиною злата и сребра».

И продолжение очень важное:

Бѣ бо любяше Володимиръ дружину, и с ними думаа о строеньи землинемь, и о уставѣ земленемь, и о ратѣхъ.

Но что это была за дружина? Что она собою представляла?
Tags: Русские - повелители славян
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments