Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Category:

Русские - повелители славян

4.2. Богатыри как государствостроители

Основную подоплёку взаимоотношений между «богатырями» – то есть русами – и местными элитами мы уже поняли из былины про Вольгу и Микулу.
Мужичков на «счётчик» сажать выгодно всем, но надобно и делиться. Одни русы не потянут всю махину взаимоотношений с тысячами селений, где мужички готовы подрубить слеги мостов, дабы ты с местными речными божками на предмет «получки» побеседовал. И, судя по эпизоду общения Садко с Морским царём, о подобного рода партизанских акциях люди помнили. Это в старые времена кнорр мог по-тихому причалить у сонной деревеньки и после лёгкой драки вооружённых с безоружными набрать там очумелых поселян для пассивного их участия в работорговле. А после наведения какого-то подобия регулярной эксплуатации территорий так или иначе надо договариваться с её авторитетными представителями. Что и происходило, как видим.
В этом – всего лишь прагматичном - подходе русов к делу и кроется одно из объяснений того, почему изначально скандинавские выходцы быстро и легко начинали клясться местными богами, но и принимали местные обычаи. Не только потому, что в факториях постепенно обрастали местными пассионариями. Но и потому, что так легче было скреплять меморандумы о взаимопонимании с местными племенными «Микулами». Ну, хорошо, пусть я даже Святогор. Но вот я –

- Хотел поднять погонялкой эту сумочку,
Эта сумочка да не ворохнется; -

- потому как в ней сила земли местной. То есть данного племени. Если я напрягусь, возьмусь за дело «обема руками», принатужусь «силой богатырской», так ведь тем дело и кончится, что –

- по колен ушёл да в мать сыру землю.

Вона сколько древлян умиротворяли – лет сто. А вятичей – и все двести. Оно надо? Тем более что если с помощью коня богатырского и выберешься затем из ямы, -

- И взмолился он да своему коню:
«Уж ты, верный богатырский конь,
Выручай теперь хозяина».
Как схватился он да за уздечику серебряну,
Он за ту подпругу золоченую,
За то стремечко да за серебряно,
Богатырский конь да принатужился,
А повыдернул он Святогора из сырой земли, -

- то всё равно утомишься до такой степени, что уснёшь –

- на добром коне –

- да –

- крепким богатырским сном.

Настолько крепким, что любой проезжий Илья Муромец будет тебя «палицей булатной» да «по белым грудям» садить.
Ещё раз: оно надо? Не дешевле ли местных в долю взять?
Вот и происходило в итоге побратание. А для этого что нужно? – обычаи к общему знаменателю привести. Например, так:

Сошли они оба во белой шатер,
Они друг другу порассказалися,
Золотыми крестами поменялися,
Они с друг другом да побраталися,
Обнялись они, поцеловалися.
Святогор богатырь да будет больший брат,
Илья Муромец да будет меньший брат.
Хлеба соли тут они откушали,
Белой лебеди порушали
И легли в шатер да опочив держать.

Да и что делить «святорусским богатырям», коли они одно общее дело затеяли? А уж кто младший, кто старший – дело третье. Тем более что в итоге младший старшего в колоду погребальную уложит да обручами железными обошьёт. Чтобы не вырвался.
Ах, как мне это напоминает то, как княжзь Владимир варягов в Царьград спровадил, котоыре ему не нужны стали, помогши ему Киев взять! А ведь тоже – очень яркий символ того, как изменившиеся в симбизе с местными, ставшие русскими русы оторвались от бывших соплеменников!
Это, конечно, было бы слишком поэтично – искать в былине об Илье и Святогоре символическое отображение полунорманнских русов местными русскими, - но всё же, всё же, всё же…
Tags: Русские - повелители славян
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments