Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Categories:

Русские - повелители славян

Нравы же русских богатырей, какими они предстают в былинах, находятся в восхитительной корреляции с тем, что мы знаем о русах из исторических источников. Эта корреляция тем более примечательна, когда принимаешь во внимание, что эпос былинный создавался не народом. А этими самыми боагтырями. Говоря точнее – этим самым дружинным слоем, который, фигурально говоря, и выстроил вокруг себя государство. Недаром же местные племенные археологические культуры переходят в древнерусскую через если не стадию, то посредство дружинно.
И вот, скажем, богатыри наши описывают свою повседневность. Хроники пикирующего молодечества, атк сказать:

Еще ездил Добрынюшка во всей земли,
Еще ездил Добрынюшка по всей страны;
А искал собе Добрынюшка наездника,
А искал собе Добрыня супротивника.

Прямо сэр Гавейн какой-то! Или Ланселот? Тот, правда, королеву спас похищенную, а наш Добрыня – всего лишь племянницу князя Владимира Забаву Путятишну. Зато наш два подвига кряду совершил: вырвал девушку не из рук какого-то паршивого принца, сэра Мелеганта, а из лап настоящего дракона о двенадцати головах. А затем отказался от девушкиного недвусмысленного предложения. Того, которое всегда делают девушки мужчинам. Здесь Добрыня тоже проявил стойкость куда большую, нежели британский коллега, прыгавший в кроватку к любой, какая только была похожа на королеву Гвиневру.
Но как бы то ни было, парадигма в чисто рабочее время была та же: увидел незнакомого рыцаря – дай ему по шапке. Вот и Добрыня – увидел. Правда, не рыцаря перед мостом, требующим подраться с ним за право пропуска. Тут был шатёр. Но вызов от него исходил не меньший:

На шатри то де подпись была подписана,
А подписано было со угрозою:
«А еще кто к шатру приедет, – дак живому не быть,
А живому тому не быть, прочь не уехати».

Что делает богатырь? Правильно: вздымает подбородок и заходит внутрь. Но богатырь-то наш, русский. Потому, увидев, что –

А стояла в шатре бочка с зеленым вином;
А на бочке то чарочка серебряна,
А серебряна чарочка позолочена,
А не мала, не велика, полтора ведра, -

- самым естественным образом надирается:

Он перву ту выпил чару для здоровьица,
Он втору ту выпил для весельица,
А он третью ту выпил чару для безумьица.

После чего начинается закономерное, что в наше время заканчивается ночью в полицейском «обезьяннике»:

Сомутились у Добрынюшки очи ясные,
Расходились у Добрынюшки могучи плеча.
Он разорвал шатер дак рытого бархату,
Раскинал он де по полю по чистому,
По тому же по раздольицу широкому;
Распинал де он бочку с зеленым вином,
Растоптал же он чарочку серебряну;
Оставил кроваточку только тесовую,
А и сам он на кроваточку спать де лег.

Но полиции тогда не было, так что на третьи сутки после погрома встретил похмельный Добрыня недоумевающего хозяина. Какова первая реакция богатыря, только что упившегося чужим вином и в благодарность разорившего жилище благодетеля? Правильно:

«А вы зачем же пишете со угрозами,
Со угрозами пишете со великими?»

В общем, подрались. А поскольку ни один, ни другой перебороть противника не смог, то в дело вмешались подъехвашие свидетели. Тоже богатыри, естественно.
Суд их был мудрый: Добрыня подвергся порицанию за дебош в чужом шатре, а Дунай – это он был хозяином движимого имущества – за наглую надпись. И в итоге порешили еахть на суд к князю Владимиру.
Ну, как говорят в былинах, долго ли коротко, но сюзерен, выслушав стороны, принял решение:

А говорыт тут Владимир таковы слова;
«И за это Дунаюшко ты не прав будешь;
И зачем же ты пишешь со угрозами?»
А посадили Дуная во темный погреб же
А за те же за двери за железные,
А за те же замочики задвижные.

Ну, разве это не замечательно, если проанализировать информемы? Богатыри наши – парни резкие, на насилие всегда готовые. Если что, удержу не знают, а чужое предостережение для них вызов. Так же как чужое имущество.
Поэтому: Добрыня встретил чужое становище. Он решил, что отсюда исходила угроза – хотя бы его собственному самомнению.
Добрыня напал на чужое становище и разорил его.
Хозяин становища ответил адекватным насилием. Потому что закон для него тоже не писан: всё решает поединок тут же на месте.
Лишь в результате ничьей на боевом поприще тяжущиеся обращаются к суду верхней инстанции.
А теперь изложение всего вышесказанного в устах почти современников и свидетелей:

И нет у них недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен. …
Все они постоянно носят мечи, так как мало доверяют друг другу, и коварство между ними дело обыкновенное. Если кому из них удастся приобрести хоть немного имущества, то родной брат или товарищ его тотчас начнёт ему завидовать и пытаться его убить или ограбить. …
Сражаются они копьями и щитами, опоясываются мечом и привешивают дубину и орудие, подобное кинжалу. …
И если один из них возбудит дело против другого, то зовёт его на суд к царю, перед которым (они) и препираются. Когда же царь произнёс приговор, исполняется то, что он велит. Если же обе стороны недовольны приговором царя, то по его приказанию дело решается оружием (мечами), и чей из мечей острее, тот и побеждает.

Так что былина былиною… Обычная, казалось бы, попевочка про встречу двух рыцарей, искателей приключений и чести со славою. А на деле – реальная память о реальных русах…
Tags: Русские - повелители славян
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments