Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Categories:

Русские - повелители славян

Интересные аллюзии к скандинавской мифологии предлагает внимательному читателю одна из самых известных русских былин – «Добрыня и змей». Конечно, в том, что я скажу ниже, содержится очень много лишь косвенных соображений, но когда они складываются, получается интересная картина.
Итак, у нас есть река Почайна. Прямо скажем, река со странностями:

Тая река свирипая,
Свирипая река, сердитая:
Из за первоя же струйки как огонь сечет,
Из за другой же струйки искра сыплется,
Из за третьей же струйки дым столбом валит,
Дым столбом валит да сам со пламенью…

Так что маменька Добрыни вполне справедливо наказывает ему не купаться в оном опасном потоке.
Судя по писанию реки Почайны, этот водный ресурс очень похож на «адскую реку» скандинавской мифологии – Gjoll. Это одна из двенадцати, что пошли от Élivágar, ледяных рек, которые текли в Гиннунгагапе (Ginnungagap) - хаосе-пустоте, что существовал до создания человечества:

Вне Муспельхейма (Muspelheim) -

- мир огня на юге-

- лежит пустота, называемая Гиннунгагап, к северу от неё — Нифльхейм — мир грозной темноты и холода. В этом мире появился родник –

- или же колодец –

- Хвергельмер (Hvergelmer), и потекли из него двенадцать рек. Имя этих рек — Эливагар. Реки замёрзли и заняли Гиннунгагап. Когда ветер, дождь, лёд и холод встретят тепло и огонь Муспельхейма в центре Гиннунгагап, родится место света, воздуха и тепла. /152/

В общем, Дух Божий метался там над водами, пока мозги Имира не были подброшены в воздух. Впоследствии через Гьёлль по мосту Gjallarbrö проскакал Хермод, чтобы просить повелительницу ада Хель отпустить любимого всеми бога Бальдра.
Этакая древнескандинавская река Стикс.
А далее у нас есть Змей. Который обитает в этой реке.
Змей у нас тоже со странностями. Такого в славянской мифологии – кроме данной былины - нет.
То есть, вообще говоря, Змеи-ящеры-драконы присутствуют в мифологии практически всех народов. И в славянской - тоже. Достаточно вспомнить бесконечно дружелюбного Змея Горыныча. Но это, так сказать, чудовище не хтоническое. Скорее, просто персонаж, присутствующий в мире людей и, в общем-то, занимающийся понятными людям делами: девиц воровать, с женщинами совокупляться, дань требовать, с богатырями сражаться… Но вот обитают эти антропоментальные рептилии преимущественно в горах. Отсюда – Горыныч. И плюются огнём.
Зато хтонический – и к тому же водный - Змей есть в мифологии скандинавской. Это Ёрмунгир, мировой зверь. Он на стороне Зла, он окружает весь мир, он пока кусает от злости сам себя за хвост. Но в день последней битвы Добра со Злом – в Рагнарёк – змей поднимется и отравит небо.
Тогда его убьёт бог Тор. И это будет третья битва Тора со Змеем. В первой ему удалось лишь одну лапу пресмыкающегося от земли оторвать – и расстались они в состоянии боевого перемирия. Во второй Тор настиг Змея именно в реке, подманил его бычьей головой на крючке, подсёк и почти размозжил ему голову молотом. К сожалению, помешал великан, сидевший с Тором в одной лодке. Он подрезал леску и тем позволил Змею скрыться в глубинах. Гуманист оказался.
Что интересно, Добрыня в былине проявил такой же несвойственный воину-богатырю слюнявый гуманизм. Поначалу-то –

- Ударил он змею было по хоботам,
Отшиб змеи двенадцать тых же хоботов,
Сбился на змею да он с коленками,
Выхватил ножище да кинжалище,
Хоче он змею было пороспластать.

Но Змей – или змея, в разных вариантах по-разному – взмолился о пощаде и в качестве ответной услуги пообещал –

- Мне ка не летать да на святую Русь,
А не брать же больше полону да русского,
Не носить же мне народу христианского.

Вот тут Добрыня и уступил. Это очень странно. Как писал великий В.Я.Пропп, -

- Во всём русском фольклоре герой никогда не знает никакой пощады по отношению к врагам. Он не вступает с ними ни в какие соглашения, а всегда только уничтожает их. Эта норма здесь нарушена.

Хотя скрупулёзно отметим, что Добрыня, как и Тор, не совсем чтобы очень хотел уступить, но… как-то так само собою получилось:

Отслабил он колен да богатырскиих.
Змея была да тут лукавая,
С под колен да тут змея свернулася,
Улетела тут змея да во ковыль траву.

То есть опять же есть некая схожесть с мифом о Торе: тот тоже не хотел змеюку отпускать, но как-то так само вышло…
Ну, дальше следуют разные приключения. Змей, естественно, оказался хозяином своего слова – как только освободился из Добрыниной тяжёлой хватки, тут же украл племянницу стольнокиевского князя Владимира Забаву Путятичну. Кому поручить вызволить девушку из лап холоднокровного сластолюбца? Добрыне, конечно. За удачное оказание услуги обещано поощрение:

«Не достанешь ты Забавы дочь Потятичной,
Прикажу тебе, Добрыня, голову рубить».

Делать нечего, отправился Добрыня на контртеррористическую операцию, заложницу освобождать. И вот тут оказывается уже наш змей вполне себе традиционным – теперь живёт он уже в горах, в пещере змеиной.
Обменявшись версиями на тему, кто первым нарушил заповедь, заключённую на реке Почайне, и не придя к согласию, оппоненты начали драться. С трудом и небесною помощью, но одолел Добрыня. А затем пошёл –

- по пещерам по змеиныим –

- и освободил множество пленников.

Стал же выводить да полону он русского.
Много вывел он было князей, князевичев,
Много королей да королевичев,
Много он девиц да королевичных,
Много нунь девиц да и князевичных…

Лишь Забаву найти не мог. Пока не дошёл до самой последней пещеры, где, наконец, и обрёл гарантию целостности своей шеи.
Примечательно, что освобождённая прелестница немедленно сделала освободителю предложение, что обычно высказывают девушки юношам. Чтобы взял её замуж. Но Добрыня нагло отверг матримониальное предложение, сославшись на низкое своё – буквально: «крестьянское» - происхождение.
Подлинная причина такой холодности непонятна. Но она разъясняется, если почитать эпическое произведение дальше.
По некоторым вариантам былины далее Добрыня передаёт Забаву Алёше Поповичу, дабы тот отвёз её к дядюшке, а сам едет «поляковать». То есть крутиться по чисту полю и искать богатырских приключений. Ну, вот как с Дунаем.
В этом анабазисе он встретил некую поляницу – деву-богатыршу. Как водится, подрался с нею. Не слишком удачно:

Ударил поляницу булатной палицей,
Да ударил её в буйну голову.
Поляница тут назад приоглянется,
Говорит поляница таковы слова:
— Я думала, меня комарики покусывают,
А это русский богатырь пощёлкивает.

Да что там «не слишком удачно»! Прямо скажем: совсем неудачно сложилось боестолкновение для нашего героя. Опять пришлось услышать ему роковое предложение.

Схватила она Добрыню за жёлты кудри,
Говорила ему таковы слова:
— Ай же ты, удалой добрый молодец!
Хочешь биться со мной — не сносить тебе головы,
А не хочешь биться — давай свадьбу играть,
Стану тебе женой законною.

И на сей раз отвертеться от дамского предложения Добрыне не удалось. Сыграли свадебку в Киеве, три дня гуляли. На том былина и кончилась.
А нам остаётся развести руками в недоумении. Какую связь имеет история с купанием Добрыни в огненной реке с, например, битвой с жестокою поляницею? А что общего у приключения с Забавою Путятичной с тем же первым боем со Змеем?
Скажем определённо: ничего. Совершенно очевидно, что одна былина распадается на три совершенно разных истории: историю битвы со Змеем, историю освобождения Забавы (из лап совершенно другого Змея, отметим попутно) и историю встречи с поляницею, каковая история явным образом относится к чисто рыцарскому циклу. То есть ко всем этим многочисленным былинам о поездках наших богатырей во чисто поле, где они и завоёвывают рыцарскую славу в битвах с Идолищами, Жидовинами, поляницами и друг с другом.
И пришиты эти части друг к другу достаточно грубыми швами. Чтобы вывести Добрыню на уже побеждённого Змея во второй раз, вводится неживая байка о том, что богатырь пощадил злого врага. Чтобы вывести героя на поединок с поляницею, вводится тезис о том, что скромняга отказался от принцессы из-за своего социального происхождения. Хотя все мы твёрдо знаем – в том числе и из самих былин, - что допуск на пиры княжьи в составе старшей дружины само по себе означает приравнивание к боярскому достоинству.
Поэтому вывод напрашивается один: мы имеем дело с двумя позднейшими вставками-привязками.
Мы ими заниматься не будем, а вот первая часть для нас интересна. Она же и древнейшая, она же и, так сказать, философская. Из разряда тех опять-таки традиционных для почти всех народов сюжетов, где герой, представляющий человечество, борется за существование с чудовищами хтоническими, изначальными, человеку враждебными. И именно в этой части былины мы видим ряд элементов, сближающих её со скандинавскими мифами.
Разумеется, прямого заимствования тут нет. Ну, так мы и не говорим, что русы были скандинавами. Но они были выходцами из скандинавов. А также из славян, финнов и прочих местных народов. Ибо раз русы – симбиоты, то и мифология их должна была быть симбиотична.
И по этой причине мифы, легенды и предания должны были сплавляться в их среде в весьма причудливую новую мифологическую ткань. В которой, в частности, змей уменьшился до зла уже не мирового, а местного, норовящего портить жизнь людям, имеющим дела на здешних реках. Причём не исключено, что на Руси он для выходцев из Скандинавии олицетворял опасность для их кораблей от самих рек с их порогами, перекатами и водоворотами, а для выходцев из Славиний – опасность от корабелов, нападающих на селения и уводящих людей «в полон».
Это как раз и объясняет, почему в одну былину были объединены три разных цикла. Да ведь развивались русы в среде, сотканной из местных реалий жития на Восточно-Европейской равнине! Где уже не какой-нибудь вредный бог Локи хулиганил по-детски, отрезав волосы у спящей жены Тора Сиф, но где охота за людьми, и тем более за девушками была большим бизнесом. И занимались им все – начиная от тех же русов и заканчивая степняками, у которых змеи нередко были тотемными знаками. И любимый богатырь, когда-то бившийся за место под солнцем с порождением дочеловеческого мира, ныне бьётся за свободу захваченных в плен соотечественников…
И не потому ли молоточки Тора-Добрыни так популярны были в русской среде?
Tags: Русские - повелители славян
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments