Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Category:

Варфоломеевская ночь Древнего Египта

Тот, кто хоть немного знаком с историей Древнего Египта, не мог не обратить внимания на краткий период, называемый специалистами "амарнским". речь идёт о времени правления одного из самых загадочных песонажей той эпохи - фараона Аменхотепа IV (1372 - 1354 до н.э.). Он был бы вполне обычным правителем, если бы однажды не решился на неслыханное: вместо родного египтянам обширного пантеона из множества богов со звериными головами фараон-реформатор ввел культ одного-единственного бога: бога Солнца - Атона. И сам принял имя Эхнатон — «Угодный Солнцу».
Таким образом, была введена новая религия, впервые в не мифической, а документальной истории построенная на принципе единобожия. Иными словами, произошло событие, сравнимое с рождением христианства или ислама!

Поменялась не только религия — поменялась жизнь. Аменхотеп-Эхнатон, ставший к тому же верховным жрецом нового культа, запретил смертную казнь и охоту на животных. Этот фараон в отличие от своих предшественников не вел завоевательных войн. При нем утвердились идеалы любви, что отразилось в литературе и в искусстве. Во множестве дошедшие до нас рельефы и фрески из новой столицы Ахетатона гораздо гуманистичной и лиричней тех, что были прежде. Если до Эхнатона, а также после него фараон изображался как «большой бог» - статичной воинственной фигурой, а все остальные, включая царицу и детей, - фигурками, едва достигавшими по высоте его колена, то при царе-реформаторе утвердился совсем иной канон: равновеликие фигуры фараона и его приближенных, красивые, уютные интерьеры, сценка отдыха на лоне природы, атмосфера любви и дружбы. Не случайно именно в период Амарны сложился канон женской красоты - изображения царицы Нефертити до сих пор поражают гармонией линий.

Как и отчего произошла эта революция, сегодня можно только догадываться — в мысли и чаяния давно умершего фараона уже не проникнешь. Но вот ее последствия, возможно, предопределили ход мировой истории на многие тысячелетия вперед.
...Неподалеку от Египта, даже фактически на его территории — на Синайском полуострове - несколько сотен тысяч человек также меняют свою религию. Меняют трудно, буквально с кровью, вновь и вновь возвращаясь к старым культам и вновь и вновь получая кару за это. Их вождь объявил им новый закон, продиктованный, по его словам, самим Господом. Заповеди строго диктовали поклонение именно единому богу — настолько строгому, что нарушение Закона каралось немедленно и беспощадно.
Речь идет о так называемом «исходе» евреев из Египта. Угнетаемые фараоном на тяжких работах, подвергаемые преследованиям, возбужденные проповедником по имени Моисей, евреи решили покинуть страну, в которой провели несколько столетии неплохой, в принципе, сытной жизни. Что-то произошло между правителем государства и группой его подданных -настолько серьезное, что четыре (по некоторым оценкам, шесть) сотни тысяч человек вынуждены были покинуть свои дома и навсегда удалиться в эмиграцию. И едва оторвавшись от войск фараона, они принимают также монотеистический культ!
Интересное совпадение: две монотеистических реформации по соседству друг от друга. Но больше того - они соседствуют и по времени!
Правление Эхнатона, согласно общепринятой хронологии древней истории, выпало, как уже говорилось, на середину XIV века до н.э. Второй прорыв к единобожию - исход евреев из Египта под предводительством Моисея - датируется концом XIV века до н.э. но иудейским источником, либо серединой XIII века до н.э. по источникам христианским. То есть это событие удивительно близко к эхнатоновской реформации как в пространстве, так и во времени. Что значит против трех с лишним тысячелетий, отдаляющих нас от Эхнатона и Моисея, промежуток в 50-100 лет? Мы вправе воспринимать двух подвижников современниками.
Но только ли современниками? Не могло ли быть между ними более близкой связи?
...Организовать одновременный уход нескольких сот тысяч человек, до того четыре с половиной столетия живших бок о бок с египтянами в долине Нила, — дело более чем нелегкое. Для этого необходима не только гигантская сила убеждения, не только применение определенного насилия, но и наличие явной общей угрозы. Ибо даже самые сладкие посулы никогда не сорвут с насиженного
места всю нацию.
К тому же известно, что исход евреев повлек за собой немало... египтян!
Какая угроза может вызвать такие действия? Естественно, только угроза для жизни. Если речь идет не о людях, а о нациях, — тотальная война на уничтожение.
Впрочем, есть и самые непосредственные свидетельства о том. что евреи уходили из Египта как угодно, но только не мирно. Библия подробно рассказывает, как все происходило.
Согласно книге «Исход», указание, что евреям следует покинуть Египет и следовать на «землю обетованную», дал сам Господь, использовав в качестве проводника своей воли Моисея и его брата. Для этого те должны были посетить фараона и убедить его в необходимости отпустить евреев. Впрочем. Бог тут же объявил, что «ожесточит сердце фараоново и он не отпустит народа», за что и будут явлены «в земле Египетской множество знамений» самого неприятного свойства. (Исх. 4, 21, Исх. 7, 3)

Что и произошло. Фараон, манипулируемый извне чужим богом, действительно отказался «отпустить народ», за что весь Египет подвергся тем самым «знамениям» — начиная от безобидного превращения жезла в змею и заканчивая выпадением лягушек, бурей, «осязаемой тьмой» и смертью всех египетских первенцев — «от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах». (Исх. 11, 5) В конце концов, он вынужден был уступить, но затем пожалел об этом, погнался за ушедшими евреями и в конце концов погиб, поглощенный водами Красного моря. Египтяне же, потерявшие и скот, и детей, оказались еще и ограбленнны-ми: следуя совету Бога, каждая еврейская женщина пошла «выпросить у соседки своей... вещей золотых и вещей серебряных, и одежд» зная, что завтра все они уйдут из страны и отдавать ничего не придется! «...И оберете Египтян», — добавил Господь! (Исх. 3, 22) Но если очистить этот рассказ от различных фантазийных наслоений, то на поверхности останется очевидное: серьезный конфликт евреев с египтянами.
Полных подробностей происшедшего мы, вероятно, не узнаем никогда, но те результаты, которые донесла до нас история, однозначно указывают на боевые действия, в которых погибло немало людей вплоть до фараона, и вызванную ими эмиграцию громадной по тем временам массы людей, объединенных не столько по национальному, сколько по религиозному признаку.
А теперь взглянем на одну из последних по времени попыток религиозной реформации - в Европе, в XVI-XVII веках. Смена даже не бога, а всего лишь традиции исповедания его культа привели к больше чем столетию резни и войн, когда, как во время знаменитой Варфоломеевской ночи, сосед уничтожал соседа и друг - друга.
Глухие отзвуки какой-то реальной войны, сохраненные в Библии, свидетельствуют о том, что и в древнем Египте было все то же самое. На войне, как на войне - здесь убивают, здесь уничтожают и урожай, и скот, и первенцев врага, здесь и обычные военные контрибуции, превращенные легендой в безвозвратое «заимствование» по Божестенно-му наущению!
Все описанное больше всего напоминает сильно затертые временем реальные события реальной гражданской войны в Египте времен еврейского исхода. То есть времен Эхнатона! Скорее всего, даже вызванной Эхнатоном, его реформами, сразу же, кстати, прекращенными после его смерти.
И в этом случае сторонники Моисеева закона - вовсе не особый этнос, а та часть населения долины Нила, которая склонилась к идее единого бога, всемогущего, невидимого, не изображаемого с головой зверя! И бегство из Египта было не национальной, а религиозной эмиграцией, общей для всех, кто придерживался единобожия. То есть тем же, чем стала в средневековой Европе эмиграция французских гугенотов - исходом той части населения, которая проиграна свою главную битву!
Между прочим, семь лет длился хаос в Египте после смерти Эхнатона! И закончился сменой династии...
Так реформы ли Эхнатона, о которых его преемники тотчас постарались забыть, вычеркнув имя осквернителя бога Амона из текстов, повлияли на Моисея, выросшего в доме египетского фараона? Или, напротив, четыре с половиной века жившие в долине в долине Нила бок о бок с египтянами потомки Авраама, Исаака и Иосифа передачи им веру своих патриархов единого бога?

Для совершенно точного ответа данных маловато. Хронологию и ту некоторые исследователи считают сильно искаженной и запутанной. Остается следовать логике.
Об Эхнатоне мы все-таки знаем немало. Знаем его родителей и более чем сложные его с ними отношения, знаем основные вехи его царствования, знаем его жену и примерное место, где она может быть похоронена, наконец, знаем, когда фараон-реформатор умер.
А вот о Моисее мы не знаем ничего, кроме того, что записано в Библии. Других историчеких источников практически нет.
Но при Эхнатоне исход моисеевых сторонников был едва ли возможен - они, скорее, были союзниками фараону. А вот после смерти Эхнатона, которая предоставила египетским «традиционалистам» великолепный шанс вернуть все на круги свою, Моисей должен был стать лишним. Со всеми теми, кто вслед за фараоном начал исповедывать новый культ.
И тогда логично возникновение горячей дискуссии между Моисеем и преемником Эхнатона. Скажем, с его зятем Тутанхамоном. Логична война «до последнего первенца» и бегство со всеми сторонниками. Логично и то, что победители постарались стереть саму память о реформации и реформаторах!
Этой проблемой занимались многие историки, религиоведы, культурологи. Крупнейшие знатоки Древнего Египта Джеймс Бристел и Артур Вейгелл прямо называют Эхнатона первым монотеистом в истории. Солидарен с ними психоаналитик Зигмунд Фрейд, специально исследовавший этот вопрос в работе «Моисей и монотеизм», причем «патент» на открытие единого бога он выдает Эх-натону. Такую гипотезу считал возможной протоиерей Александр Мень, в своей «Истории религии» указавший на возможную преемственность единобожия Моисея от фараона-еретика.

Еще одним косвенным, но живописным подтверждением того, что в Библии отражены перипетии реальной войны в древнем Египте между сторонниками и противниками монотеизма, является любопытная реликвия. Вблизи города Эль-Ариш, расположенного на Синайском полуострове, была найдена могильная плита с надписью. Сообщается о страшном урагане и последовавшей девятидневной тьме, о походе фараона к восточным границам страны, где он и его армия были поглощены водоворотом.
Правда, Эль-Ариш лежит на берегу не Красного, а Средиземного моря, но, вероятно, здравомыслящим людям и без того с трудом верилось, что воды моря раздвигались и сдвигались доя прохода эмигрирующих евреев. Но вот Средиземное море в отличие от Красного «расступаться», а потом захлестывать армии могло! По крайней мере, при знаменитом извержении вулкана на острове Санторин, уничтожившем, как считается, высокую критскую культуру и вызвавшем голод, социальные смуты, войны, вторжения варваров и общую деградацию известных нам тогдашних культур Средиземноморья. Та же Библия описывает последствия именно вулканического извержения: пепел «во всей земле Египетской», вызывавший «воспаление с нарывами», испорченная вода в «воссмсрдевших реках», и густая «осязаемая тьма»! Страшный взрыв вулкана Кракатау на Яве в конце прошлого века вызвал гибель 36 000 человек и выбросил столько пепла, что громадные пространства Азии погрузились в сумрак на несколько дней. А доисторическое извержение на острове Санторин было в пять раз мощнее! И это считается доказанным настолько, что даже зафиксировано в книге рекордов Гиннесса.
Так что цунами, вызванное столь грандиозным катаклизмом, вполне могло смыть армию фараона на той узкой дороге между морем и пустыней. И, кстати, погнать древних «гугенотов» в глубь Синая — подальше от ставшего непредсказуемым моря и прочих бедствий разбушевавшихся стихий.
Есть, правда, сложности с привязкой ко времени: по некоторым утверждениям, извержение это произошло в XVI, а то и в XVII веке до н.э., а Эхнатон жил ощутимо позже. Но во-первых, археологически доказано, что критская минойская культура переживала два периода упадка и разрушений — в XV и XIII веках до н.э., и первый из них явно связан с природным катаклизмом вулканического характера. Таки м образом, разрыв по времен и с правлением Эхнатона укладывается в размер статистической погрешности. А с другой стороны, по мнению некоторых исследователей, официальная древняя история сильно — веков на пять — дополнительно «удревлена». Например, известный американский историк и культуролог Иммануил Великовский доказал это сопоставлением множества древнеегипетских, древнееврейских, античных источников, а также сведений о природных явлениях и катастрофах, В итоге выявились две параллельные линии событий в египетской и еврейской истории.
Так что даты из учебника еще ничего не доказывают. Зато тот же Великовский, убежденный, что раз египетская шкала сдвигается ближе к нам, то и у античных греков должна быть отражена история соседних фараонов, делает необычную, но остроумную реконструкцию. Базируясь на десятках фактических деталей, он утверждает, что известный по мифам и древнегреческой классике царь Эдип из Фив... и есть фараон Эхнатон, живший в Фивах на Ниле! Это Эхнатон был изгнан из дома своим отцом Аменхотепом III, это он воспитывался на чужбине, а, став взрослым, вернулся в Фивы и - нет, не убил своего отца физически, но стер память о нем, убрав его имя со всех пилонов и стел, что в Древнем Египте было равносильно убийству. Это Эхнатон стал мужем своей матери царицы Тейи (Тийи). После 16 лет правления у него появился соправитель - сын Сменхкара, который отстранил отца от власти, и, ослепшего, отправил в изгнание. Зять Эхнатона, Тутанхамон, отнял у него трон. Оба они погибли, а жена-мать Эхнатона Тия покончила жизнь самоубийством.
Трагедия Эдипа, вся до мелочей, разыгралась перед бесстрастным лицом Сфинкса, Так поплатился странный фараон за разрыв с традицией, за поклонение единому богу.
Tags: Заметки по истории
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment