Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Папка. Врезка про славянских богов

Славянские боги представлялись маленькому Ингвару в виде картинок. Не в виде идолов, когда рассматриваешь их на капищах, покуда волхвы кладут требы до того, как приступят к самому интересному - к настоящему жертвоприношению. Не в виде людей, как старые асы и ваны, о которых рассказывали скальды. Нет, каждый славянский бог являлся в виде совсем не связанных с людским миром образов.
"Род сидит выше всех богов", - рассказывала бабушка, вывезенная из древлян матерью после своего замужества.
"Потому что самый сильный?" - спрашивал мальчик.
"Нет, не потому, что самый сильный, - терпеливо отвечала бабка. - Это только у людей так - как сильный, так и среди других навыситься норовит. Потому выше, что он всё родил. И родит. Вот урожай - это он родит. Ну, не сам, но волею его. И род людской. И мир весь".
"И землю?"
"Нет, Мать-Земля всегда была. Дивией зовут её. Или Дивою. Они со Сварогом, богом Неба, - первобоги", - строго поправляла бабка.
Имя её Ингвар помнил не полностью, потому что та умерла рано, ещё когда он совсем мал был. Так и осталась она в памяти - баба Слава.
"А Солнце?" - спрашивал Ингвар, уже зная ответ - на Дажьбога постоянно ссылались все русские славяне.
"А Солнце-Дажьбог и Ветер-Стрибог - сыновья Сварога и Дивы, - отвечала баба Слава. - Стрибог ещё дождями ведает. Но за дожди можно и Дажьбога помолить. Они же братья, помогут".
И Ингвар представлял себе Рода. Почему-то в виде большого, даже огромного, тёмно-серого филина, распялившего крылья свои посреди ночного неба. А крылья те постепенно уходили в чёрный цвет, чем дальше от тела. А там вовсе растворялись перья в чёрном небе, превращаясь в него и создавая его...
А Дива виделась девою, в белом платье, подол которого вырастает из самой земли, а рукава превращаются в крылья, только белые. И с крыльев этих стекают белые летние облака.
Одним из облаков был Стрибог. Он был облаком, которое раздувало щёки, а затем он дул изо всей силы, рождая ветер. И Дажьбог был ему точно братом, только жёлтым. И тоже раздувался - но только сам, упирая руки в круглые бока. Но лопнуть не мог, потому что словно испарялся всё время светом и теплом, сбрасывал оболочку, одежду свою жаркую. И никак не мог сбросить. Потому что тут же надувалась новая.
А вот Сварог представлялся мальчику в образе человека, но только громадного-прегромадного. Первобог казался строгим бородатым мужчиной, вот вроде отца. Борода и волосы его были полностью белыми, будто седыми. Но не седыми. Ибо не был Сварог стар. И волосы его шевелились под дуновением Стрибога. Но шевелились в то же время и как бы сами по себе. Извивались, словно змеи.
А потому был Первобог тоже страшен маленькому Ингвару, как и Филин-Род.
Змей тоже присутствовал в рассказах бабки. Его она называла также Ящером, и был тот не похож на Мирового Змея Иггдрасиля из тех стихов о богах, что рассказывали русские скальды. Он олицетворял зло, опасность, угрозу и был многоголов и жесток. "Так ведь и беда никогда не приходит одна, - объясняла баба Слава. – Она как головы у Змея – идут одна за одной, как ты их ни рубишь".
Ящер вылезал обычно из подземного царства бога мёртвых Велеса. Что он там делал, как жил и что делил с Велесом, Ингвар по рассказам бабки не очень понимал. Видно, сложно было для разума пятилетнего. А там уж не до того стало – взяли мальчика в русь. Ну, не в саму русь, конечно, - до воинских-то испытаний. Но всё ж забрали от мамки и бабки, посвятили Перуну, богу воинов. А там и померла баба Слава. В Ирий ушла, на небо…
Перун-Громовержец, это уж было известно, противостоял Волосу, богу скота, а значит, богатства. До сих пор – как всегда и бывало – скотина дрожит и боится во время грозы. И шла та вражда, по рассказам бабки, с времён вековечных, когда Перун во владения Волоса с войною пришёл. Ведь Волосовы владения – земля тоже, со всем, что на ней кормится, а сюда воинство небес грозовых явилось. Долго бились боги, а никто не победил.
И только русы одни соединяют в себе эти две стихии. Потому как и воюют, и торгуют одинаково хорошо, и оба занятия равно своими считают. Те же варяги, к примеру, или норманны – те воюют хорошо, захватить-пограбить горазды. А вот расторговаться на пустом месте, обменяв стеклянные "глазки" на рухлядь меховую, а ту - на серебро, на которого часть малую снова "глазок" для торговли с весью или мерею прикупить – нет, тут даже и кульфинги против руси не тянут.
А всё потому, что русы – сварожьи внуки, а потому с самого начала двумя полами мира владеют. И клянутся Перуном и Волосом. И неважно, что многие Одина да Тора почитают – по сути-то одни они. Вторые это боги, людские, как дэвы да асуры, коих предки давние почитали…
А вот Велес, подземный бог мёртвых – из первых. Да Желя, смерти богиня. Да Морена, богиня зимы, голода и немочи. А с другой стороны противостоят им тоже боги из первых – богиня размножения и весны Лада, бог семени и мужской силы Ярило, да дочь их Леля – богиня любви и детей. Этих Ингвар представлял не очень отчётливо. Велес, бог мёртвых, виделся ему мрачным, тёмного лица существом с телом скелета, покрытого сморщенною кожею. Желя казалась большим гибким змеиным жалом, выскакивающим сквозь землю прямо из царства Велеса и выхватывающим людей их этого мира. Морена просто являла собою картину ледяной вьюги над ночным зимним полем – только пустота и чернота вокруг под вой тоскливый. Иногда, правда, она представала в виде соломенного чучела с круглой головой. Но это было здесь, на земле, когда Морену люди творили, дабы сжечь на проводах зимы. А вот в голове Ингвара она была вот этим самым – ночной тоской над завьюженным полем…
Зато Ярилу и представлять не надо. Вон он, на шее у каждого третьего в виде выточенного из дерева уда мужского болтается. А то и конского или вовсе - медвежьего. Да у девок в вёдрах катаются, собранные во время весенних обрядов.
Лада виделась цветущим по весне деревом или берёзою с серёжками. Волховицы её, правда, часто в виде беременной бабы изображали. Но тут у них что-то вроде спора с простыми девками получалось, особенно на Купалу. Те-то себе губы свои между ног красным намазывали да догола раздевшись Ладу и славили.
Ну, а Леля как раз в представлении Ингвара девкою и была. Только не купальскою, а скромной и застенчивой…
И став уже взрослым, вспоминал подчас Ингвар те свои детские страхи и образы. И ловил себя на том, что хоть и отдавал должное Одину и Тору, как все русы, хоть и знал, что попадёт в Вальхаллу как воин, - а всё ж были для него славянские боги роднее как-то. Материнскими, что ли, были…

Вот такой пантеон у меня получается:

Первобог – Сварог, бог неба
Сын его – Дажьбог, бог Солнца
Сын его – Стрибог, бог ветра и дождя
Богиня жизни, Мать-Природа, Мать-Земля – Дивия
Богиня смерти – Желя
Богиня зимы, голода, немочи, болезни – Морена
Богиня весны, размножения – Лада
Её дочь – Леля, богиня девичьей любви и детей
Ярило – бог семени и мужской силы
Род – бог урожая, рождения
Перун – бог грозы, молнии, войны, Громовержец
Велес – бог мёртвых, бог подземного царства
Волос – бог скота и богатства
Змей, Ящер – бог зла, опасности
Tags: Папка
Subscribe

  • Русские среди славян

    3.3. Но и их – встраивали! Уже известный нам Торольв из "Саги об Эгиле" – не совсем "транзитник". Он – сборщик дани от имени своего конунга. Но…

  • Русские среди славян

    3.2. Как налаживаются контакты… Конечно, команда среднего норманнского корабля была в состоянии захватить любую местную деревеньку, а то и городище.…

  • Русские среди славян

    А с будущей челядью как быть? Нет, безусловно, за девками с парнями, положим, поохотиться можно. И даже с успехом. Если неожиданно и изгоном.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Русские среди славян

    3.3. Но и их – встраивали! Уже известный нам Торольв из "Саги об Эгиле" – не совсем "транзитник". Он – сборщик дани от имени своего конунга. Но…

  • Русские среди славян

    3.2. Как налаживаются контакты… Конечно, команда среднего норманнского корабля была в состоянии захватить любую местную деревеньку, а то и городище.…

  • Русские среди славян

    А с будущей челядью как быть? Нет, безусловно, за девками с парнями, положим, поохотиться можно. И даже с успехом. Если неожиданно и изгоном.…