Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Папка

Ингвар ощутил томительный укус боли где-то в груди. Вот ведь вроде и виделись они с матерью нечасто. И ласку её он помнил смутно, чисто по-детски. Как на руках у неё, на коленях хорошо, тепло было. "Аючки", - требовал он тогда, как иногда вспоминала мать.
Но она была, всегда была здесь. В русь ли он ходил, как тогда с альдейгьюборгскими, по северному ли пути, с хазарами ли то греками воевал – а мать всегда присутствовала. Не рядом, но… тут. В жизни. В его, Ингвара, жизни.
И вот теперь она собралась уйти. Насовсем. Вослед отцу.
Ингвар помотал головой.
- Мама, - сдавленно сказал он. – Не делай этого. Не оставляй нас.
Мать длинно посмотрела на него. Словно искала что-то в глазах сына.
Ингвар держал этот взгляд, наговаривая про себя слова: "Ты нужна мне. Не уходи. Ты нужна мне". Но в глубине мозга зародилась, выросла и начала упрямо пульсировать другая мысль: "А ты – великий князь. Ты теперь – великий князь. Без отца – великий князь. Без неё – один великий князь. Один".
И он едва не взвыл, когда вокруг этого короткого слова – "один" – вцепились друг в друга два чувства, две мысли. Остаться совсем одному, обедневшим на целый мир с родителями. И остаться совсем одному, обогатившись на целый мир во главе с одним собою…
И мать, старая, мудрая мать, похоже, видела всё, видела, как извиваются в нём змеи-мысли, кусая друг друга за хвост. Взгляд её был твёрд, ни одобрения, ни осуждения не ощущалось в нём. Было понимание. Мать – сама княгиня. Великая княгиня. И в древлянах она происходила из княжеской семьи. Хоть и нет у них одного великого князя, но зато те несколько княжьих родов, что есть, кичатся древностью своею. Странные люди. Придерживаясь славянского обычая, одна часть из них считает себя потомками готов. И по этому поводу пытаются величаться над другими родами. И вот мать как раз их тех, других. Молодших князей, как у них там принято называть. Отец специально взял замуж невесту из таких. Чтобы противовес был в древлянах этим готским велегласам. Дескать, из Амалов вы? А наша Бусичанка – великая княгиня русская! Опять же – и с местными, киавскими славянами из племени лендзян сближение обеспечилось. Те тоже нет-нет а вспомнят "время Бусово", когда готы венедов победили да вождей их распяли.
Опять унесло Ингвара в воспоминания детские. Как баба Слава, помнится, песни старинные древлянские пела. Дескать –

- И разгневался тут буйный Бус-король,
И созвал своих воев тысячи,
Чтобы вышли они на готов тех,
Погубить хотя Аровульфа-короля.
И выплеснулись венеды ярые
Из лесов своих водой вешнею,
И обрушились на готов они,
Грозя затопить войско их,
Своей яростью,
Растрепать его
Своими стрелами,
Завалить его
Своими копьями,
В землю вбить
Своими дубинами.

И хоть не любят друг друга лендзяне с древлянами, а вождя того оба своим считают. Хотя в своих же других сказах поют про то, как пришли в эти места – одни с Дуная, другие с Вислы. А венеды в их сказаниях тогда же готами и уничтожены были, не стало их. А готов гунны прогнали. Как бабка речитативом пела, -

- И звались те карлики гуннами.
От духов нечистых пошедшие,
Ведьмами злыми вскормлённые,
Страшнолицые и кривоногие.
И стали те гунны свирепейшим племенем,
Малорослым, отвратительным и сухопарым,
Понятным как род людской только лишь потому,
Что переговаривалось на подобии человеческой речи.
А были те гунны рождены средь болот,
От совокупления фоморов с горбатыми ведьмами,
И был дан им дух злобный и неспокойный,
И души чёрные, смертью людей питаемые.
И было зло от них велико и сильно,
И летело оно перед ними, словно крик их визгливый,
И плыло зло за ними, словно пыль за конями их.
Они двигались, как лавина, и крушили всё,
Что встречали на своём пути.
И ни стар, и ни мал,
Ни муж мудрый, ни дева нежная –
Никто не оставался в живых,
Повстречавши их.
И всех обращали в величайший ужас одним своим видом.
И многих тогда победили они
И принесли в жертву своим жутким богам.

На печенегов похожи, да…
Вот только, рассказывают иные в Деревской земле, не всех готов гунны победили. Дескать, древляне и есть потомки готов, что от гуннов отбиться смогли: те, мол, тервингами назывались, что и значит по-славянские – "деревляне".
Вот тоже – интересная вещь! Русы ведь тоже изначально пришельцами были. Вышли – кто родом, кто виком, кто ватажкою охотничьей, кто товариществом – с северного пути на восточный. Стали оседать, осваиваться. Но вот родовством не считались, древностью друг перед другом не величались. Пришёл в русь – всё. Не родович ты ничей. Русинг ты, и нет разницы, попал ли ты сюда из норманнов, кривичей или славян. Даже когда войском целым приходили норманны – как вон даны Хрёрековы, в том числе и прапрадед Ингвара Кетиль Длинный Пояс, в Альдейгьюборг – скоро русью становились. А ведь как воевали, с теми же русами местными, под руку Хрёрека их нагибая. До сих пор растхофские альдейгьюборгских не любят, даром что от тех прежних, поди, и не осталось никого. Двадцать лет ведь бились, если сказителям верить. И вроде бы Хрёрекровы люди туда сели в итоге – а сегодня что? А сегодня Альдейгьюборг с Растхофом – враги.
А что? И киавские так же ведь русы отдельной Русью стали. Когда дед Одд Стрела людей своих собрал и из Альдейгьюборга сюда подался. Правда, не злом ушёл, потому нет вражды у киавских русов с Альдейгьюборгом. Но всё ж и не свои они – разные. Но сами по себе – всё равно все русы.
Вот тем они, русы, от местных и отличаются – что от кривичей, что от славян, что от северян. Русы из разных родов в общее – и ведь не назовёшь племенем, но что-то вроде того – слились. Это уж потом разделились, потому как на разных участках восточного пути сели. А местные только языком одним объединяются – и то северяне говорят так, что не враз поймёшь их славянский. А в остальном – как жили родами разными, так и делятся всё меж друг дружкою. Потому русам их и нагибать под себя не трудно. Да больше того – многие в русские с охотою идут. Хоть и платишь дань, да зато под силою сидишь, которая над всеми родами местными стоит и стоять будет. Потому вон и среди даже древлян русских родов уже немало. А женитьбы отца на матери Забаве только тому поспособствовала. Да и те, кто от Амалов себя ведёт, тоже, по сути, такие же. Дани-то выходы к полюдью всё равно на русские погосты да подворья свозят. И нагибал их отец к тому с помощью русских же древлян, в войне той с ними…
Tags: Папка
Subscribe

  • "Русские до славян" вышли в бумажном виде

    Вот же ж! Совсем забыл признаться в стыдном. Будете смеяться, но у меня опять вышла книжка. "Русские до славян". Продолжение…

  • Вышли "Русские до истории".

    Как забавно! Пока я в Луганске презентовал одни книги, вышла новая. Уже не публицистика - попытка научно-исторического расследования. Вот такую…

  • Ещё одна работа окончена

    Вчера, точнее, сегодня ночью отправил в издательство книжку "Русские до славян". Трудом далась большим, но и удовольствием немалым, с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments