Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Папка

…На Вручий шли на трёх лодьях. Путь недальний – Уж да Норынь. Два плеска весла для русов.
С одной из лодий всю дорогу раздавалось пение, то весёлое, то печальное. То жрица Жели со своим выводком положенные ритуалы отрабатывала. В светлый мир-де княгиня уходит – и мы радуемся за неё. Но от нас она уходит – и мы печалуемся…
Мать до конца своеволила. Отказалась принять участь в Самвате. «Да не надо оно мне, чтобы вся эта людь чужая на меня таращилась, - поджав губы, упрямо качала она головою. – Тут вон и лендзян много. Даже и не русских. Они сюда расторговаться заявились, а тут им на забаву великая княгиня себя сжигать будет? Не дождутся».
Не любили древляне лендзян. Впрочем, взаимно. Русы для тех и других – не повелители только лишь, но судьи сторонние и защитники. И полюдье потому охотно принимают.
А то! Живёшь, скажем, ты в роду своем, в веси какой. С соседней весью у тебя, естественно, проблемы. То парни ваши чужую девку в лесу изловили, поигрались с нею, – назавтра соседи с дубьём против твоей веси идут. То – святое дело! – на охоте добычу или угодья не поделят. То в драке праздничной кто-то засапожник вытащит. А кровь – она того, отмщения требует. Или судиться надо, виру требовать. А кто будет это делать? Князёк местный? Так деревлянские его и слушать не будут. Оттого и резались годами подчас соседние верви. Даже одного племени. Не говоря уже о людях разных племён. Тут вон и вовсе - кого ещё парням молодым пограбить сбегать, как не чужака, когда они зимами бездельными в задруги сбиваются? Соседней-то верви иной раз спасу нет! А уж на чужаках силушку да удачу спробовать и сам Перун велел...
Это в ранешные времена, говорят, узко жили. Одно и то же племя, по разным речкам рассевшись, через три, много пять поколений себя разными уже народами ощущало. Эвон волыняне с древлянами теми же, оно ж и с лендзянами. И с дреговичами. До сих пор ведь обычаи у всех одни, боги те же. Так и понятно - все они из дулебов. Ан вон отделили их друг от друга леса дремучие, вековечные - и разошлись на племена разные. И - розные, кстати. Волыняне древлян не любят, те лендзян, эти - древлян же. Тех вообще никто не любит.
Да, но в разделении том друг другу зато не мешали. Поди вон, с десяток дней через лес к соседям походи! Никакая девка не нужна будет. А кроме девки с тех и взять нечего. Горшок, что ли, глиняный или порты драные? А как размножились люди-то в лесах этих, без войны-то, так и снова друг с другом встретились. И то: ползёт ведь род себе вдоль речки, выжигает лес-от под пашню себе. А встречь ему другой. Только теперь уж не из одного они племени, а из разных. Вот и начинается: то ватажки озорные к новообретённым соседям наведаются, то скот вон уведут, то девку схитят. Засапожнички, опять же, в ход идут..
И что делать, когда вот такие милые соседи друг к другу таким образом честь оказывают? Да ничего - только мстить. Нет, ничего плохого в этом, по мнению Ингвара, не было. Вон Одд, дед, папкин отец, даром что русом стал – а за убийство отца своего Грима Кетильсона аж в Траундалаг ходил отплачивать. И славно как отплатил – в один дом почти весь род врагов загнал, да и сжёг всех! И отомстил, и честь оказал – не собакам да лисам на растрату оставил.
Иное дело, что князь со всего этого мстительного дела свою долю получать должен. По крайней мере, на Руси так заведено. Тем же, кстати, дедом Оддом. Дескать, хватит русским резать друг друга! На князе отмщение ваше! Это на Северном пути конунги слабы против ярлов. Даром что при самом Харальде Прекрасноволосом дед Одд своё мщение свершил, да в самую войну того с ярлами, да в самом логове поддерживавших его бондов – в Траундхейме. А ничего с этим Харальд сделать не мог – только что поклялся в ответ извести Одда Стрелу, отчего тот на Восточный путь и подался, в Альдейгюьборг. А в Уппсале вообще недоразумения сидят, Олаф с Эриком. Волками друг на друга смотрят, соправители, а власти нет вообще.
Но здесь, на Руси, порядок. Наиграются мужи вольные смерды, изозорничаются друг по другу – ан когда русь с полюдьем придет, тут и рад народ к суду княжьему броситься.
А князь русский что! – правильно ему над разделёнными соседями властвовать. Одного так рассудит, другого сяк. Ну, и… княжья доля, вестимо. За суд.
И глядь – все его справедливость славят. Защитил ведь князюшко-то! Теперь пошатовские-де за девку ответили! А что Непею холку взмылили – так он сам виноват, какая-де честная драка с ножичком! И в том же Пошатове древлянском князя за справедливый суд тоже благодарят – Колетину лендзянскому окорот-де уделал, не так наглеть будут! И дань, следственно, его – справедливая. Кому же ещё, как не защитникам нашим, русам, её давать?
А там уж Гомей радимичский ждёт князя, руки потирает: в лето северские посемские забаловали, полстада увели. Де, тому пять лет, как радимичи еромчинские у них трёх тёлок угнали, вот теперь пусть с приплодом и возвращают. Ан будет вам приплод – сейчас князюшко приедет, ужо задаст вам суд справедливый, а то и повесит кого!..
Да и Киава довольна. То тебе деревлянские гордые приезжали, торг дорогой устраивали. А северские с Чернигова озоровать приходили. А теперь русь под Чернигов сожгла, а рядом стражу русскую поставила, в Коровеле. И не забалуешь теперь!
А осенью вообще в полюдье выйдет, к весне вернётся, продукта всякого привезёт! И прямой доход с них. Потому как – богачество своё русины где оставят? в Самвате же! По кабакам, по мастерским, по базарам. А что по руси увезут - в Царьград, Итиль, а то и дальше – опять же прибыток, бо вернутся русинги сюда же, и серебром позвенят здесь же…
Tags: Папка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments