Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Одна из угроз национальной безопасности России – износ основных фондов

Сельское хозяйство
В мире считается, что развитая страна должна располагать в год не менее 1 тонны зерна на душу населения, чтобы обеспечить полноценное питание граждан. [15] С учётом импорта считается, что Российской Федерации необходимо иметь ежегодно не менее 75 миллионов тонн зерна.
Перед началом рыночных реформ на 1000 га пашни в РСФСР имелось тракторов в 3 раза меньше, чем в США, зерноуборочных комбайнов - в 2,1 раза меньше. Да и качество имеющейся техники было гораздо хуже американской.
Особенно сильный удар по обновлению фондов был нанесен в 90-е годы. Тогда, по сравнению с 1990 годом поставка селу тракторов и грузовых автомобилей сократилась в 38-40 раз, зерноуборочных комбайнов в 15 раз, плугов - в 100 раз. В 90-е годы были разворованы и погибли материально-технические ресурсы многих хозяйств.
При сохранении сложившихся тенденций сельское хозяйство в ближайшие годы лишится отечественного машинно-тракторного парка. [16]
Сельские умельцы кое-как из трех полуразвалившихся тракторов собирали один. Но как надолго должно было хватить “запасов” техники, оставшейся со времен Советской власти?
Российскому сельскому хозяйству ныне требуется минимум 2,6 миллиона тракторов, 520 тысяч комбайнов, сотни тысяч единиц другой техники...
Согласно данным статистики, в 1994-1997 гг. машинно-тракторный парк сельского хозяйства России ежедневно сокращался на 225 тракторов и 67 зерноуборочных комбайнов. Это равносильно тому, как если бы каждый день в течение последних лет уничтожались 4 крупных сельскохозяйственных предприятия.
В 1990 году в агропромышленном комплексе страны насчитывалось 111 тысяч тракторов “Кировец”. В начале века число сократилось до 43 тысяч, из которых свыше трети машин выработали свой ресурс. В 1998 г. “Кировский завод” поставил селу всего 3,7% машин от объема 1990 г. По мнению тогдашнего министра сельского хозяйства и продовольствия РФ Виктора Семенова, если в течении двух-трех лет не предпринять мер к обеспечению сельхозпроизводителей машинами, то проблемы с АПК отпадут сами собой по причине кончины отрасли [17]. Однако меры приняты не были и…. ОБОШЛОСЬ.
Отсутствие четкой государственной политики поддержки отечественных производителей привела к тому, что, например, в 1995-1998 гг. на закупку западной сельскохозяйственной техники было потрачено 931,6 миллионов долларов. Если бы эти средства были потрачены внутри страны, то удалось бы закупить технику, обеспечить рабочими местами 137 тысяч человек и сэкономить бюджету 215,1 млн. рублей [18]. Закупки зарубежной сельхозтехники - мина замедленного действия, т.к. привязывает наших сельхозпроизводителей к импортным запасным частям, которые весьма и весьма недешевы...
С 1990 по 1997 гг. выпуск сельскохозяйственной продукции сократился на 63%. Не используются или используются с убытком свыше 60% пригодных для пахоты земель. Из сельскохозяйственного оборота по различным причинам уже исключено 30 миллионов гектаров пахотной земли [20]. В результате производство зерна сократилось со 104, 3 миллионов тонн в среднем в 1986-1990 гг. до 47 миллионов тонн в 1998 г. и 45 миллионов в 1999 г. [21]

Металлургия
За годы реформ по “схеме Гайдара” были скуплены за бесценок 77 предприятий металлургии. Из 38 миллионов тонн проката, выпускаемых предприятиями металлургии, только 35% потреблялось российской промышленностью. [22]. Это поставило металлургию в полную зависимость от экспорта, превратив в заложницу мирового рынка. В случае если начнется широкомасштабная замена оборудования, стране потребуется не менее 60 миллионов тонн металла в год. Но способны ли будут наши предприятия, привязанные к мировым ценам, лишенные оборотных средств, закупить такое количество металла?
Или же правительству страны придется действовать уже изрядно подзабытыми директивными методами?

Автомобильный транспорт.
Количество автомобилей неуклонно растет. А более 2/3 имеющихся в России автомобилей старше 3 лет. Им (в особенности подержанным импортным машинам) требуется колоссальное количество запасных частей, которые многим не по карману. Это увеличивает аварийность на наших дорогах, внося свою долю в те ежегодные 30-40 тысяч погибших и умерших в результате автокатастроф.
Вот данные официальной статистики.
За 2009 год в Российской Федерации произошло 203 603 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых погибли 26 084 человека, а 257 034 человека получили ранения.
За январь-октябрь 2010 года в Российской Федерации произошло 164 036 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли 21 328 человек, а 206 489 человек получили ранения [23].

Водный транспорт.
На долю водных перевозок в мире приходится до 70% всего объема транспортировок.
Почти 60% судов транспортного флота России, еще остающегося в строю, подлежала списанию еще в 1998 году.
Согласно аналитическим материалам МАП РФ по защите конкуренции на рынке судостроения, в настоящее время отечественный флот практически исчерпал срок службы.
По данным Союза российских судовладельцев, сокращение российского флота вынуждает ежегодно расходовать на фрахт зарубежных судов от двух до четырех млрд. долларов. Если в 1991 г. отечественный флот перевез 65% экспортно-импортных грузов, то в 1997 г. на его долю пришлось лишь 6% - в 10 раз меньше [24].
Россия как морская держава утратила свои позиции на рынке морских перевозок, скатившись с 6-го места в конце 80-х на последние места в мировых рейтингах. Торговый флот основных пароходств сократился втрое - до 247 судов суммарным дедвейтом (грузоподъемностью) 3,2 млн. тонн
Из-за того, что морские перевозки из-за этого осуществляются на зарубежных судах стоимость импортного продовольствия на наших прилавках по оценкам специалистов на 20-30% дороже [25]. Удельный вес зарубежных судоходных компаний в перевозке грузов в Россию весьма высок, кроме того, более 30% из них перерабатывается в зарубежных портах [26].
“При определенных обстоятельствах, Россию можно поставить на колени буквально за две-три недели”, - считает бывший начальник Балтийского морского пароходства Виктор Харченко.
Но это хотя износ судов дело хотя и печальное, но (как бы не цинично звучало высказывание) еще не совсем смертельное. Проблема в другом. Как явствует из материалов “Счетной палаты”: “Проведенная в 1998 году комплексная проверка показала, что техническое состояние отдельных шлюзов и других гидротехнических сооружений не соответствует требованиям, что может привести к авариям с затоплением значительных территорий и прекращением судоходства на отдельных участках Единой глубоководной системы России... Практически прекращено проведение необходимых эксплуатационных мер по обеспечению безопасности многих гидротехнических сооружений, что может привести к негативным последствиям и поставить под угрозу жизни тысяч людей”.
Шлюзы, как, впрочем, и большинство ГЭС европейской части страны, возводились в 30-50-е годы. Страшно представить, что произойдет, случись авария на Рыбинском, например гидроузле. Ярославскую область просто смоет.
Сейчас на территории России 60 тысяч гидросооружений, многие из которых подпирают по шесть и восемь кубокилометров воды, из которых шесть тысяч работают больше ста лет, 6,5 тысяч, они требуют капитального ремонта, 400 - находятся в аварийном состоянии...[27]
Сегодня средний возраст российских кораблей, еще не плавающих под мальтийско-либерийскими знаменами составляет свыше 25 лет. В настоящее время начала реализовываться программа пополнения флота новыми судами. Но без поддержки государства она не реализуема. Впрочем, как констатируют в частных беседах чиновники Минтранса, российского торгового флота уже почти нет [28]. Мы не только в отношении границ, но и в отношении осуществления торговых связей под российским флагом оказались отброшенным на триста пятьдесят лет назад.

Авиация
Хотя эта отрасль не относится к базовым (хотя для ряда регионов России она является таковой, т.к. только благодаря авиации там осуществляется 50% перевозок, а несколько крупнейших городов страны – это города авиастроителей), но то, что там происходит, является неплохой иллюстрацией к творящемуся в стране.
По некоторым оценкам, к 2015 году 80% самолетов российского авиапарка полностью выработает свой ресурс [29].
В 1990 году в СССР было выпущено около 500 самолетов, из них для Минобороны – 450 штук. Отрасль насчитывала непосредственно работающих 1,5 миллиона человек и имела в своём составе 300 предприятий. Практически 1% работающих трудился в авиации. В мире существовали только две страны, способные самостоятельно спроектировать и изготовить самолет или вертолет – СССР и США.
Ныне ситуация просто удручающая. В 1998 году в ВВС было поставлено 1,6% требуемой авиатехники. [30]. В 1992 году по инерции был закуплен 81 авиалайнер. В 1999 году – четыре.
Для примера, если в советское время плановой экономики - на Самарском заводе выпускали по 6-7 Ту-154 в месяц, то сейчас такое же количество самолетов не всегда получается осилить и за год - нет заказов. Подержанная, но дешевая иномарка, например, Boeing 737 - главный конкурент Ту-154 на рынке.
Сейчас в самолетостроении главную роль играют не конструкторы и инженеры, а менеджеры и маркетологи.
Большинство эксплуатируемых самолетов было разработано в 1960-1970-х гг. и поэтому в техническом отношении они давно устарели по сравнению с новейшими зарубежными и отечественными разработками. Из авиапарка СССР, доставшегося Российской Федерации, полторы тысячи самолетов уже списаны, значительная часть оставшихся летает на продленном ресурсе. Число пассажирских самолетов со сроком службы свыше 10 лет составляет около 75%, со сроком службы свыше 20 лет - 17%. За период 1995-2000 гг. в России было выпущено и продано около 50 авиалайнеров, из них в 2000 г. – 4 штуки. А необходимый объем поставок для обновления до 2000 г. был - 70 машин в год. В 2001-2005 гг. требуется в год около 200 машин. Но где деньги? Единственное. что “выручает” авиаторов. - более чем двукратное, по сравнению с 1990 годом, сокращение объема перевозок.
К тому же полностью разрушена система контроля и обеспечения надежности авиатехники, построенная на принципе глубокой обратной связи между производителями и эксплуататорами техники (Аэрофлот и ВВС), когда каждый дефект любого агрегата вплоть до электролампочки учитывался и доводился до конструктора и изготовителя. Именно это, а не низкое качество наших самолетов является основной причиной растущей аварийности.
В 2001-2011 гг. России должно было потребоваться около 400 авиалайнеров [31], а до 2015 года российские авиакомпании должны закупить около 500 лайнеров, но в основном закупались иностранные модели. Недавно были достигнуты соглашения о закупке новых Боингов.
В результате этих действий уничтожается сама возможность возрождения высоких технологий России, и, следовательно, реальной модернизации.
По утверждениям специалистов, чтобы обновить парк российских авиакомпаний техникой отечественного производства, нужно 10 миллиардов долларов, а для закупки и обслуживания зарубежной техники потребуется около 40 миллиардов [32].

Здания и сооружения
Уже подзабытая трагедия в Самаре, когда сгорело здание местного ГУВД, ещё раз продемонстрировала, до чего неустойчива система жизнедеятельности наших городов.
Больше половины зданий в стране не соответствовало нормам пожарной безопасности еще в начале века. В Москве 30% административных зданий не соответствует противопожарным нормам. По Российской Федерации этот процент увеличивается вдвое [33]. 5,5% жилого фонда Москвы в 2000 г. находилось в аварийном и ветхом состоянии, еще 18% - в неудовлетворительном [34]. Власти столицы признали, что постоянное недофинансирование капитального ремонта жилого фонда города является «миной замедленного действия» и грозит в перспективе «коммунальной катастрофой» [35] .
Общероссийская проблема так называемых «хрущевок», рассчитанных на 20-25 лет эксплуатации наслаивается на проблему панельных девятиэтажек, построенных чуть позднее, но качество их строительства вряд ли было лучше.

Коммунальное хозяйство
Жилищный фонд страны характеризуется недопустимо высоким сверхнормативным износом из-за многолетнего недоремонта жилья. По данным Росстроя, ежегодно ремонтировалось не более 10% жилья, подлежащего капитальному ремонту. Жилищный кодекс Российской Федерации возложил бремя капитального ремонта на собственников жилых помещений, в том числе финансирование ранее не выполненных обязательств государства [36].
Ситуация усугубляется тем, что наша система теплоснабжения разрабатывалась без особого учета условий, в которых она будет эксплуатироваться. Параметры по качеству воды, температуре, качеству труб не выдерживаются. В результате система изнашивается «в разы» быстрее, чем предполагалось. Износ труб в регионах 30-80%. И всё зависит от случайных факторов. Бывает, что текут трубы, которым, казалось бы еще служить и служить, а бывает, совсем наоборот. Ведь аварийность очень сильно зависит от многих факторов, в том числе и от температурного режима: с падением температуры воздуха нагрузка на сеть увеличивается. Самое печальное в том, что износ оборудования котельных и теплотрасс коммунального хозяйства в большинстве случаев не имеют никакого отношения к РАО ЕЭС, которое, якобы, может их отремонтировать после реструктуризации. Всё это хозяйство находится на балансе муниципалитетов и никакие иностранные инвестиции сюда не пойдут.
По словам президента Российской Ассоциации Водоснабжения и Водоотведения (РАВВ) Станислава Храменкова, сказанным в 2008 году, износ систем водоснабжения в среднем по России составляет 58%. Ежегодно заменяется около 9000 км водопроводных сетей, но темпы нарастания износа превышают объемы необходимого восстановительного ремонта. Основная проблема – недостаточность финансовых средств. По данным Росстроя России, для того, чтобы обновить всю инженерную инфраструктуру водоснабжения необходимо 2 трлн. 531 млрд. руб. [37]

Средства информационных коммуникаций
Принято считать, что с ними-то как раз у нас всё в порядке. Вовсю развивается «информационный бизнес» - мобильные телефоны, компьютерная связь (Интернет), в каждом городе появляются собственные телеканалы, не говоря уже о кабельном телевидении.
Но пожар в Останкино высветил тот факт, что и тут у нас не всё благополучно.
Среди первых версий причин вспыхнувшего пожара на телебашне была названо короткое замыкание, связанное с изношенностью оборудования, ведь передатчики Останкино давно требовали замены...[38].
А бывший заместитель министра связи Анатолий Батюшкин в интервью «МК» [39] на вопрос: «Сколько телебашен сейчас в аварийном состоянии» ответил тогда, что самое лучшее положение было у Останкинской башни, потом – Санкт-Петербург, Нижний Новгород, а на периферии 40% инженерных конструкций в предаварийном состоянии.
И в конце интервью из сердца этого профессионала вырвалось: «… если серьезно, постепенно всё приходит в колоссальный упадок».

Кадры
Машины - машинами, но ведь и люди имеют свойство стареть, им требуется повышать свою квалификацию. А между тем притока молодежи в промышленность нет, система подготовки специалистов разрушается, идет дисквалификация людей, которые месяцами сидят без работы. Еще в 2001 г. считалось, что если система подготовки кадров для промышленности деградировать прежними темпами, то к 2011 г. у нас некому будет работать на современном оборудовании. Время наступило. Кто будет осуществлять заявленную президентом Медведевым модернизацию? Китайские специалисты? Они не поедут. В Китайской Народной Республике зарплаты квалифицированных специалистов в промышленности стали выше чем в Российской Федерации.
Уже сейчас приходится говорить о том, что нынешним уже 60-70 летним ведущим работникам смены просто нет [40].
Как отметил как-то директор Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Виктор Ивантер, «У нас много брокеров и мало инженеров». [41]
А сейчас и брокеров-то нет по причине самоликвидации за ненадобностью бирж.

«Оборонка»
Здесь ситуация мягко говоря, не очень благоприятная. Перевооружение российской армии реально так и не начато. Есть много опытных экземпляров, но ничего пока не идет в большую серию. А ведь без этого нет и кадров. Хотя, как заявляется, в ближайшее время должно начаться реальное перевооружение.

Население
Наряду с техникой старится и физически “изнашивается” население России.
В России заболеваемость на 40% выше, чем в Европе.
Болезнь становится нормой, а норма - патологией.
С середины 1991 года смертность в Российской Федерации превышает рождаемость. Число умерших по прежнему превышает число родившихся в 1,5 раза.
Ежегодно исчезает Курская область или Хабаровский край. При этом тридцать процентов умерших - люди трудоспособного возраста. Большинство из них - мужчины от тридцати до сорока пяти лет. [42]. Основная причина смертности - пьянство и курение. По критериям Всемирной организации здравоохранения при потреблении более 8 литров алкоголя на душу происходит деградация населения. А у нас по официальным данным потребляется 15 литров, а по неофициальным 21 литр на душу, включая грудных младенцев. В результате в 4 раза возросло количество врожденных уродств, в несколько раз - число умственно отсталых.
Свыше 90% молодых россиян нельзя назвать здоровыми.
Каждый третий призывник не может вообще быть призван в армию по состоянию здоровья, еще 15% признаются лишь “ограничено годными” для службы (в 1985 г. первых было 5%, вторых - 4%). Среди тех, кого признают негодными призывные комиссии, 51% составляют умственно отсталые, 6% - больные эпилепсией, 8-9% - больные другими психическими расстройствами.
Ежегодно в стране регистрируется более миллиона случаев заболевания сифилисом - бушует самая настоящая эпидемия.
В стране 800 тысяч детей-инвалидов. Численность населения почти сравнялась с Японией, нас меньше, чем в Китае, Индии, Индонезии, США. Вчетверо меньше, чем в Европе. А ведь люди - главное богатство страны.
Среди молодых женщин очень велик процент бесплодных.
У нас выделяется на здравоохранение 50 долларов на человека в год, в то время как в США - 4 тысячи долларов. У нас тратиться на здравоохранение около 2% ВВП, менее, чем во всех других странах СНГ. В США на это уходит 14%, в европейских странах от 7% до 11%.
Как признавал уже бывший Председатель комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко в «Независимой газете»: “Какие бы программы сейчас ни принимали, убыль населения будет продолжаться, смертность будет превышать рождаемость. Кроме того - резко снизится качество родившихся - это ведь потомки нездоровых людей”
А если сохраняться нынешние тенденции, то к 2040 году численность населения Российской Федерации сократится в 2 раза [43], причем будет нарушена пропорция в численности между славянами и другими народами России, что приведет к колоссальным политическим последствиям.

Миграция
Справедливости ради стоит заметить, что проблемы демографии стоят перед всеми народами так называемой «европейской цивилизации». Недавно Федеральное управление статистики Германии объявило, что население страны сократится на 17 миллионов в течение следующих 50 лет. А из-за низкого уровня рождаемости самую многочисленную возрастную группу будут составлять немцы от 58 до 63 лет (сейчас - 35 - 40 лет). Падение рождаемости началось около 30 лет назад. Правящие политические партии Германии обсуждают реформу пенсионной системы…[44]
Именно поэтому в ближайшие 25 лет для сохранения нынешней пропорции между работающими и иждивенцами Европейский Союз при собственном населении в 350 миллионов должен будет принять около 160 миллионов иммигрантов [45]. Даже если цифра завышена, тенденция налицо.
Публицисты спокойно пишут о том, что «к середине XXI века значительная часть Европы, включая Россию, будет заселена выходцами из Азии и Африки. … Русские в России при этом станут национальным меньшинством» [46].
И хотя согласится с ними нельзя, но сбрасывать со счетов и то, что и такая тенденция существует необходимо.
НО: у нас надежд на миграцию реально нет! Славянское население в массе покинуло Среднюю Азию и Закавказье, пополнив население РФ почти на пять миллионов человек. Коренные жители этих новых государств едут на заработки, но массе своей не хотят оставаться в нашем суровом климате среди недружественно настроенного населения.
Из Украины и Белоруссии ожидать массовой многомиллионной миграции не приходится.
То есть попытки организовать массовый переезд просто обречены на неудачу, да к тому же вызовут колоссальные социальные и политические издержки. Причем это НЕ РЕШИТ ПРОБЛЕМЫ. Как заметил один предприниматель:: «3% рынка не делают».
В настоящее время за счет мигрантов в московских роддомах рождается 6-7% детей, при этом следует учесть, что значительная часть из них – дети выходцев из Украины и Белоруссии. Да к тому же в Москве сосредоточено до ¼ всех иностранцев. То есть слухи о «заполнении» страны выходцами из Средней Азии относятся к области мифов. Да, они есть, и раздражают часть коренных жителей Российской Федерации. Но всего их единовременно в стране находится не более 3 миллионов иностранцев. И это при наличии почти 80 миллионов трудоспособного населения.
А между тем, население нашей планеты ежегодно увеличивается на 140 миллионов человек. На одну нынешнюю Россию!
Во всех странах население растет. По данным Бюро переписи в США на 1 апреля 2000 г. там проживало более 281 млн. человек. Население с 1990 г. Штатов увеличилось на 34 миллиона (на 13,2%). В Бразилии в начале века проживало 167 миллионов, и за 10 лет прирост составил 22,8 миллиона. По итогам переписи население Индонезии ещё в 2000 г. достигло 203 миллионов человек. Более половины индонезийцев, около 60% проживают на Яве, где в некоторых районах проживает на 1 кв. километре по 12 тысяч человек. [47]
Так что необходимо больше внимания уделять как сохранению жизней уже живущих россиян. Так, до 800 тысяч их ежегодно гибнет от инфекционных заболеваний. А если подсчитать смертность от ослабленного в результате инфекций здоровья, то это число ещё более возрастёт.
Причём некоторые меры, при относительно невысокой стоимости могут дать весьма значительный эффект. Например, как предлагалось на заседаниях Общественно-консультативного совета при УФМС россии по г. Москве и Общественного совета города Москвы в качестве одного из шагов по наведению элементарного порядка необходимо сформировать объединенный банк данных медицинских заключений, выданных иностранным гражданам, пребывающим на территории РФ, с возможностью обращения в него в режиме on line, а также обязать медицинские учреждения, имеющие лицензию на оформление медицинской справки о состоянии здоровья иностранных граждан, (прежде всего частные) предоставлять информацию о выявленных случаях социально опасных заболеваний иностранных граждан в соответствующие инстанции.
Необходимо также стимуляция рождаемости граждан Российской Федерации. А для этого, кроме материального благополучие, необходимо «ощущение счастья» и уверенность в завтрашнем дне. Это даст эффект на порядок больше, чем миграция. Так, ежегодный прирост в 1% (что вполне возможно, именно так было в 80-х) даст ежегодное увеличение население на 1,4 миллиона. Что почти в 5 раз выше запланированного прибавления населения за счет миграции, как запланировано Концепцией миграционной политики.
К тому же следует учесть, что одно дело «заданные цифры», а другое дело – реальность. Возможен ли вообще такой приток, как заявлено. С 1991 года в РФ на постоянное место жительства переехали около 8 миллионов человек, Причем более чем 2/3 из них русские. Во всей Средней Азии, кроме Казахстана, откуда эмиграция в Российскую Федерацию почти прекратилась, осталось чуть более 900 тысяч русских, и еще столько же, для кого русский язык – родной. В Закавказье русских осталось не более 400 тысяч. Рассчитывать же на массовую русскую миграцию из Украины, Белоруссии, Прибалтики и Молдавии всерьез не приходится.
А что касается «резерва» из так называемых гастарбайтеров – иностранных рабочих из Средней Азии, то как показало исследование «Миграционная ситуация в Москве и Московской области: реальность против мифологем», которое провел в прошлом году Фонд развития международных связей «Добрососедство» с использованием средств государственной поддержки, выделенные Институтом общественного проектирования в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации, ¾ из работающих у нас мигрантов хотели бы вернуться на родину (76%). Не собираются возвращаться в свою страну 14% респондентов. Каждый десятый затруднился ответить. В ответах на этот вопрос значимой разницы между представителями различных стран нет, однако можно выделить некоторые различия по возрасту и сфере занятости опрошенных мигрантов. В частности, мигранты старшего поколения в основном намерены вернуться на родину (90%), тогда как среди 18-34 летних таких 74% респондентов.
Но это не говорит о том, что миграция вовсе не вносит свой вклад в демографическую ситуацию. Но надо реально её оценивать, к тому же речь должна идти о её качественном составе, а также об адаптации и интеграции приезжающих и их детей.
Для того, чтобы облегчить переезд к нам, наиболее разумным было бы введение поправки в законодательство, согласно которой облегченный порядок получения гражданства должен действовать для потомков выходцев с территории нынешней Российской Федерации. К примеру, срок получения российского паспорта для потомков выходцев с территории СССР может быть год или два при условии проживания в РФ, а для потомков выходцев с территории РФ – месяц-два при условии готовности его получить.

Заключение
Все отрасли народного хозяйства длительное время работали на старом запасе опыта управленческого персонала, квалификации и буквально энтузиазма работников. И то же самое относится ко всем остальным сферам функционирования современного Российского государства и его общества. Но всему приходит конец.
Прежних советских кадров почти нет, и, как писал в свое время классик, самые храбрые и умелые солдаты, с самыми храбрыми и умелыми командирами будут немедленно уничтожены, если не будут иметь хорошего оружия, боеприпасов и продовольствия.
И, добавлю от себя, - если у главного командования не будет стратегического плана ведения компании.
В стратегии развития страны надо учитывать тот факт, что центры “первого мира” заинтересованы в неэквивалентном обмене со странами “мира третьего”, тем более, что промышленность развивающихся государств не в состоянии удовлетворить их потребности в добывающей технике, на которую уже сейчас цены завышены и снижаться не будут, т.к. негласные соглашения на этот счет будут выполняться весьма строго. А среди стран-экспортеров сырья объединение вряд ли возможно. Население их растет, потребности его то же и предложения на рынке сырья будут еще долго превышать спрос.
Плюс к этому перед страной стоит проблема модернизации её промышленности и замена изношенных основных фондов.
По данным Экспертного института, инвестиционные потребности России в 2000 году на ближайшие 20-25 лет составляли 2,5 триллиона долларов. [48]
Эти вложения сделаны не были.
Но их необходимо делать. В год требуется около 100 миллиардов $.
И ни одна страна мира не найдет таких денег.
Следовательно, эту проблему придется решать за счет внутренних резервов. Откуда их взять? В этом состоит основной вопрос внутренней политики страны.
Иначе, говоря словами классика, «нас сомнут».

Но следует учитывать, что заграница нам много средств не даст.
России следует немедленно начинать модернизацию, пока еще остались хоть какие старые ресурсы в виде остатков кадров и оборудования.
Как ее осуществлять, какими методами, дабы не пойти еще раз дорогой 30-х - не мне предлагать рецепты. Я лишь обозначил проблему.
Пока можно начать хотя бы с малого. Тактических ходов сейчас можно найти много, но все они должны быть подчинены главной цели - скорейшей замене изношенного оборудования.
Все эти задачи уже стояли перед страной 20 лет назад, но не были выполнены. Осознание комплекса этих проблем - залог их разрешения.
Иначе может произойти как с Древним Египтом или Хорезмом, разрушение ирригационной системы которых привело к гибели этих цивилизаций.
Руководство нашей страны по мере сил и имеющихся ресурсов пытается разрешить эту проблему. Но насколько комплексно оно к этому подходит, и, значит, насколько успешно она решается?

И последнее
Шансы преодолеть надвигающийся кризис есть, но их остается все меньше и меньше.
В начале века считалось, что дабы компенсировать потерянное Россией за годы “преобразований”, даже при условии выделения до 20% от нынешнего объема ВВП, потребуется не менее 30 лет, т.е. жизнь почти двух поколений [49]. Самые оптимистические исследователи утверждают, что это время затянется на 20-25 лет .[50]
А ведь тем временем остальной мир не стоит на месте. В общем объеме мирового национального продукта доля Росси составляет менее 2% [51], при том, что доля нашего населения менее 3%.
Можно, правда при решении задач обновления обойтись и минимумом, например, как предлагает главный редактор журнала «ЭКОС» Виктор Руденко «вспомнить, что такое государственная и производственная дисциплина, что закон нужно выполнять, а федеральные программы – финансировать в полном объеме. Мотивация есть – это угроза гибели страны» [52].
Но где взять средства на «федеральные программы» и какова мотивация должна быть у тех, кто должен «вспомнить» в этом и заключается основной вопрос.

Посткриптум
При Президенте России В.В. Путине, во время роста цен на нефть и другое сырье в нашей стране наконец-то начался экономический подъем. Цены на сырье, ставшее при Ельцине главным предметом экспорта, держаться на неожиданно для многих высоком уровне, позволяя на вырученные средства начать обновление производства и замены устаревшего оборудования, проведение реальной модернизации экономики в интересах большинства граждан России.
Но надолго ли хватит нынешнего подъема, или же он упрется в отсутствие энергетической базы [53], в износ основных фондов, в необходимость вложения колоссальных средств, которых попросту нет?

Однажды страна уже обожглась на шальных нефтедолларах. Нынешняя благоприятная конъюнктура чревата повторением тех же ошибок.
Нельзя рассчитывать на благоприятные для нас цены на сырье центры «первого мира» заинтересованы в неэквивалентном обмене с «миром третьим», тем более, что промышленность развивающихся государств не в состоянии удовлетворить их потребности в добывающей технике, на которую цены завышены уже сейчас и снижаться не будут, негласные соглашения на этот счет исполняются строго. А политическое объединение стран-экспортеров сырья в обозримой перспективе вряд ли возможно.
К тому же в руках импортеров есть рычаги давления не только политического и финансового, но и военного.

А может быть всё не так уж и страшно?
Ведь оборудование, которое 20 лет назад работало по две-три смены за сутки, т.е. часто практически безостановочно, сейчас, из-за сокращения объемов производства, действует одну, максимум две смены (часто по 3-4 часа за смену), т.е. используется гораздо менее интенсивно. Помимо этого, далеко не все оборудование (станки, механизмы) задействовано в производственном процессе. Например, средний коэффициент загрузки оборудования составляет 62-64%. Но и на простаивающее оборудование, согласно требованиям бухгалтерского учета, начисляется износ!
Получается разрыв между формальным (отраженным в системе учета) и фактическим износом оборудования, который может достигать 2-3 кратной величины. Необходимо отметить ту важную особенность, что износу подвергается фактически только активная часть оборудования (трущиеся части или расходные материалы), которая на предприятиях объединения регулярно заменяется на новое (т.н. техническая переоснастка оборудования). Пассивная же часть оборудования практически не затрагивается (не изнашивается), хотя оно также формально считается изношенным.
Сложившийся в порядок использования оборудования позволяет производить качественную продукцию на агрегатах, формально имеющих глубокий или полный износ (заметим, что моральный износ оборудования на объединении гораздо ниже физического). [54]
Тоже касается и многих других отраслей.
Да и рождаемость вроде бы стала повышаться. И производительность труда. И взамен бараков и изживших свой век «хрущевок» кое-где строятся новые дома. И мы – «мигрантопривлекательная» страна. И, в том числе и потому, что «от добра добра не ищут», «не валим» из страны, как к этому нас призывают странные деятели интернета.
Так что может быть, всё нормально и зря паникуем?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments