Посему приведу рапорт свой, хотя и не нынешнего числа, но о фланговом марше нашем, в коем ещё раз всякому разумному человеку понять даю, зачем это устроено было так. Ибо оному человеку внятно вполне, как позиция наша облегчает действие лёгких партий, о результатах которого и в рапорте же сказано.
Это один стратегический механисмус действует! А они хотят Чичагову армию целую отдать, чтобы тот Минск взял неведом для чего!
Нет, это же ни в какие ворота не лезет! Приезжает какой-то полковник свитский, который пороха не нюхал - и начинает внушать фельдмаршалу, что тот делать должен! А по итогу речений сих и получается - вместо сплошной линии окружения стратегического некая большая армия обрана в кучу, должная занять зачем-то Минск. И что? Во-первых, она всё равно недостаточно большая, чтобы выдержать удар всей армии Наполеона. А во-вторых, вы, прежде чем стратегничать, стратегов бы вырастили, что ли. А то ведь история дама коварная и мстительная: она явно ещё отомстит мальчонкам свитским да адмиралам без флота, решившим в стратегию поиграться
"Село Красная Пахра
Армия, находясь ныне на Старой Калужской дороге и положением своим прикрывая Тулу, Калугу, Орел, удачно совершила то движение, которое всеподданнейше излагал в донесении моем от 6-го числа.
Армия, делая фланговое движение на сию дорогу, по переправе через Москву-реку, для скрытности сего направления, вводила неприятеля на всяком своем марше в недоумение, направляясь сама к известному пункту, маскировалась между тем фальшивыми движениями легких войск, делая демонстрации то к Коломне, то к .Серпухову, за коими и неприятель большими партиями следовал. Ариергард, перешед реку Пахру, следовал и находится параллельно от армии к Москве в десяти верстах и с самого поворота от Коломенской дороги не был тревожим неприятелем. Неприятель, потеряв из виду нашу армию, оставаясь в недоумении, посылает сильные отряды на разные пункты для открытия нас. 7-го числа генерал-майор Иловайской 11-й с частию казаков и Мариупольскими гусарами, узнав его у селения Знаменска, атаковал четыре его конные полка, взяв в плен за 200 человек с полковником, 16-ю офицерами и 40 унтер-офицерами, много положил их на месте и разбил совершенно.
Разъезды наши также приводят много пленных, так что вчерашний и сегодняшний день по 500. Ныне, став на сей дороге и приближась к тылу неприятельскому к Можайской дороге послал я с генерал-майором Дороховым сильный отряд действовать на оной, от которого имею сегодня рапорт, что он уже успел взять 6 офицеров и 200 рядовых. Между тем Ахтырского гусарского полка подполковник Давыдов с 150 человеками легкой кавалерии уже давно живет между Гжатска и Можайска и удачно действует на неприятельские коммуникации.
Главная забота, которою теперь занимаемся, есть укомплектование войск. Сегодня ожидается из Калуги генерал-майор Ушаков и с ним пехоты формирования Милорадовича до 6000 человек, два Рязанские полка формирования князя Лобанова, которые, говорят, довольно хороши. С Ушаковым и за 1000 лошадей для кавалерии. Сверх того Рязанское ополчение дает мне 800 лошадей, Тульское 500 и 12 эскадронов порядочной казачьей конницы формирования князя Щербатова.
Я при сем случае всеподданнейшим долгом щитаю свидетельствовать перед вашим императорским величеством об успехе, с коим большая часть Тульского ополчения сформирована; се видел посылаемой от меня вашего величества генерал-адъютант Уваров.
Сии прибывающие лошади и конница весьма мне вовремя, ибо многие части кавалерии от беспрестанных действий весьма ослабели, так что из четырех эскадронов едва составиться могут два, как то: 2-й и 3-й кавалерийские корпуса. Теперь же, достигнув предполагаемой точки операций армии, для действия в тылу неприятеля кавалерия весьма нужна. Войска Донского атаман Платов уверяет меня, что много у него казаков в скором времени прибыть должны к армии, из коих оных голову полагает уже в Воронеже.
Получив повеление вашего величества об укомплектовании армии одной дивизии другою, я рассудил, не уничтожая дивизий, но один полк пехотный и один егерской в каждой употребить на укомплектование прочих четырех, за тем остающихся. По 60 человек от расформированных полков при приличном числе офицеров, унтер-офицеров, музыкантов и от обеих расформированных полков по одному штаб-офицеру, составив от каждой армии команды, вместе отправить под начальством старшего штаб-офицера и с знаменами в Нижний-Новгород на предмет, желаемый вашим величеством. Сим способом дивизии те же самые останутся, четыре полка в каждой укомплектуются, а расформированные полки будут переобразовываемы и по-мере гого прибывать к армии.
Генерал-адъютант граф Винценгероде стоит на Тверской дороге, имея отряд и по Ярославской, и вместе с действиями армии на Можайскую дорогу будет и он на оную действовать.
Генерал Дорохов рапортует сейчас, что он открыл по дороге от Можайска к Москве корпус, состоящий из пехоты, конницы и артиллерии генерала Ламюза. Прочее ваше величество усмотреть изволите из подносимых в подлиннике рапортов Дорохова касательно дороги Можайской, сейчас полученных.
Фельдмаршал князь Г.-Кутузов"
Ну и, коли уж дело опять о бумагах зашло, а на аванпостах наших затишье, то и паки приведу здесь, скольки работы приходится на день.
Далее уж не буду того сам себе доказывать, что лениться мне только после смерти придётся, но зане хочу потом вспоминать, каково было в сии дни спокойные, о которых историки едва и вспомнят.
"№ 23 Главная квартира Красная Пахра
Полевой почтамт при дежурстве моем восстановлен с 11-го числа сентября. Прием письменной корреспонденции будет ежедневно, тоже и раздача получаемых бумаг и писем".
Милорадовичу Беннигсен за моею апробациею:
"Главная квартира село Красная Пахра
Предлагаю вашему высокопревосходительству атаковать неприятеля, против вас в деревне Десне остановившегося, завтра 13-го числа в 5 часов пополуночи и потому извольте разделиться на три колонны: правая пойдет от дер. Ватутинки на дер. Толстиково, где, переправясь по мосту, на реке Десне находящемуся, продолжает ход свой так, чтоб взять неприятеля в левый фланг при дер. Ракиткине. Средняя колонна выступает немного позднее и идет прямо по Московской дороге. Левая, состоящая из одной кавалерии, может сделать скрытной марш и итти чрез сельцо Фоминское, дер. Кнутову, дер. Марьину, сельцо Филимонцово, где остановится в лесах; когда же услышит сия колонна, что неприятель при Десне нами атакован, тогда идет чрез дер. Летово на большую дорогу к дер. Малые Сосенки, стараясь отрезать неприятелю отступление. Впрочем представляется все на ваше благорассмотрение. Из главного лагеря армии отряжен будет 4-й корпус и 2-й кавалерийской на подкрепление к вашему высокопревосходительству. По прогнании неприятеля авангард ваш возвращается к Десне, а 4-й корпус в лагерь. В сей день имеет генерал-лейтенант Раевской сделать фальшивую атаку на неприятеля, против его находящегося, и отнюдь не завязывать дела, дабы тем развлечь силы его. От первых пленных нужно будет узнать о действительных неприятельских силах, дабы отсель послать такое число войск, на которое бы вам отступить можно было.
Генерал от кавалерии Беннигсен".
Ермолову:
"Его светлость приказал генералу Милорадовичу сделать завтра в 5 часов пополуночи атаку на неприятеля, генералу же Раевскому потревожить неприятеля, противу его находящегося, одною фальшивою атакою и для того приказал вас уведомить, чтобы в 4 часа послать отсюда из лагеря 4-й корпус и 2-й кавалерийской единственно для подкрепления генерала Милорадовича, который оные употребит, если нужда того востребует".
Милорадовичу, чтобы унять аппетиты Беннигсена на жертвование солдатом русским:
"Лагерь при Красной Пахре.
В 7-м часу пополудни
Поелику вашему высокопревосходительству назначено завтра атаковать неприятеля, то желательно мне, чтобы вы от пленных узнали наверное, нет ли поблизости больших неприятельских сил, могущих подкрепить ариергард и чрез то завязать генеральное дело, наведши неприятеля на нас. Я, ожидая большие подкрепления, хочу сим повременить, а подкрепясь новыми силами, дать неприятелю генеральное сражение, и потому избегайте сего случая. Ежели бы и предвидели, что вам удобно атаковать неприятеля, то и тогда вольствуйтесь занятием Десны.
Князь Г.-Кутузов"
Вот только в тот же день пришлось нам отменить наступление сие. И снова закрутилась карусель приказов и распоряжений, кои только через меня и могут апробированы быть.
Милорадосичу:
"В 8-м часу
Предполагаемая атака вами на неприятеля по встретившимся обстоятельствам отменяется, почему ваше высокопревосходительство остаетесь в прежнем положении".
Ему же – от Толя, ибо Милорадович возопил буквально, что его совершенно запутали:
"Известие, данное вашим высокопревосходительством генералу Коновницыну, я распечатал и имею честь вас уведомить, что повеление первое было от генерала Беннигсена атаковать, второе повеление, от его светлости посланное в семь часов, повторяло первое повеление. Третье и последнее повеление было в восемь часов от Беннигсена, которыми отменилась атака. Не менее того должен я вам доложить, что так как вам не велено атаковать, а полагают, что вы можете быть атакованным, то и приказано 4-му корпусу и 2-му кавалерийскому быть готовым на ваше подкрепление, буде вы будете атакованы.
Полковник Толь".
Барклаю:
"Предположенного расформирования некоторых полков на пополнение других, о коем предложено было вашему высокопревосходительству от 9 сентября под № 142 2, признаю я полезнейшим в действие не производить как для того, чтобы удалить от полков и команд расчеты между собою и с департаментами коллегии, так и потому, чтобы не посылать из армии из лучших людей команды, и особливо, чтобы сохранить состав полков. Вместо же того полагаю обратить на укомплектование армий прибывающие вновь формированные полки, разделяя их сколько возможно с меньшим раздроблением баталионами или более по полкам.
На сей конец прибывшие из Калуги 6 пехотных баталионов под командою г. генерал-майора Ушакова предлагаю вашему высокопревосходительству распределить по пехотным полкам иачальствуемой вами 1-й армии. За сим в 1-ю и во 2-ю армию поступят из Рязани вскоре ожидаемые полки, а дабы мне известно было, сколько каких чинов в каком полку недоставать будет, доставьте ко мне как наипоспешнее ведомости. Между тем в Нижний-Новгород для формирования новых полков отделить команды по 30 человек старослужащих с пристойным числом офицеров и унтер-офицеров из каждого баталиона из пришедших под командою генерал-майора Ушакова и впредь сие принять основанием, но егерские полки сформировать из двух в один, как уже назначено было, и в наполнение их егерские баталионы, ныне прибывшие, обратить.
Пришедшие под командою генерал-майора Ушакова эскадроны, чтобы усилить кавалерию и существование эскадронов сохранить, Литовского полка эскадрон причислить к своему полку и прочие, как то: Александрийского гусарского 1, Татарского уланского 2, драгунских—Стародубовского 1, Тверского 1, Житомирского 1 и Арзамазского 1, прикомандировать до времени к полкам по роду их службы, гусар к гусарам, а драгун к драгунам и улан к уланам.
Генерал-фельдмаршал князь Г.-Кутузов"
О раненых:
"№ 176 Село Красная Пахра
До сведения моего дошло, что во время бытности вашего превосходительства в Коломне собран там гошпиталь с множеством больных, коих число ежедневно умножалось и теперь дошло почти, как говорят, до 3000. Между тем неприятель сильными партиями находится даже за Бронницами. Невзирая на толь крайнее положение, больные в Коломенской гошпитали были оставлены почти без присмотра. Мог ли я думать, чтобы ваше превосходительство оттуда удалились, не сделав вашего о сих нещастных распоряжения? Сие самое ставит меня в необходимость препоручить под личную ответственность вашу пред государем императором распорядиться так, чтобы больные немедленно отправлены были водою в Елатьму или Касимов с преподанием всей помощи, какую положение их требует. Для ускорения же сего на первой раз с сим вместе я послал туда майора Рудаковского с тем, чтобы он всеми мерами старался дать пособие, требуя на то помощи от гражданств, а денег от коломенского казначейства.
Генерал-фельдмаршал князь Г.-Кутузов"
И ещё пять предписаний об осмотре госпиталей.
Лобанову-Ростовскому:
"№ 183 Село Красная Пахра
В разрешение отношения вашего сиятельства под № 423 о недостатке провианта для ваших войск прилагаю у сего ведомость транспортам, идущим из Калуги во Владимир, и предлагаю воспользоваться теми, кои найдутся вам подручными. Сверх того я рассудил, чтобы знатнейшие места, на Оке реке находящиеся, для сбережения их и соблюдения правительства, в них учрежденного, заняты были малыми нашими гарнизонами и вследствие того ваше сиятельство откомандируете от себя в Коломну, Серпухов и Каширу в каждый из них по две роты, которых должность будет охранение тех мест и берегов реки, где они находятся, от малых партий неприятельских и ловить всех солдат, от войск отлучающихся.
Генерал-фельдмаршал князь Г.-Кутузов"
Казакам прибывающим:
"Вручитель сего посылается для узнания, где оные полки находятся, какими маршами следуют и когда прибыть к армии надеются. При сем ожидать буду рапорта о том, где могут и протчие, следующие за ними с Дону полки, теперь находиться.
Предписываю притом иттить вам скорыми маршами, дорогою соблюдать спокойствие в жителях, в противность чего строго мне ответствовать будете. Сверх того из всякого города, которой проходить будете, мне о следовании вашем предварять, о числе же сих полков буду ожидать рапорта".
О выздоровевших солдатах и их отправке в армию:
"По воле его светлости господина генерал-фельдмаршала предписываю вам отправиться без малейшего отлагательства на Коломну, Касимов, Владимир и Ярославль, а оттоль и обратно, где пересмотреть в вагенбургах и гошпиталях раненых, и тех, кои выздоровели, из принадлежащих 1-й и 2-й армиям обратить к оным, поручив их офицерам выздоровевшим или другим, сюда следующим, и дав им сообразно обстоятельствам маршруты к достижению армии; в чем же надобность встретится, требуйте пособии силою сего от военных и гражданских начальников. На прогоны и непредвидимые надобности отпущается вам триста рублей, о расходе коих представите отчет; я полагаюсь на ваше усердие к службе, что вы поручение сие исполните с успехом".
Начальнику Нижегородского ополчения:
"Вследствие рапорта вашего сиятельства от 7 сентября за № 74 г, коим вы доносите о формировании вверенного вам ополчения 3-го округа и о том, сколь много для скорейшего движения сбора людей споспешествовать может остановление проходящего чрез Нижний-Новгород казачьего полка, — я с мнением вашего сиятельства совершенно согласен, почему предлагаю вам, предъявив сие одному из проходящих полков, силою оного таковой остановить и употреблять по благорассмотрению вашего сиятельства".
Барклаю о лошадях:
"По приказанию его светлости посылаются у сего к вашему высокопревосходительству приведенные из Тульского ополчения 497 и собранных Войска Донского атаманом Платовым 180, а всего 677 лошадей, которых просит вас приказать распределить в полки и артиллерию по роду их способностей".
Ему же:
"Милостивый государь мой Михайло Богданович!
При будущих представлениях к награждению медицинских чиновников желательно б мне было, чтоб таковые представления всегда делаемы ко мне были с согласия инспектора над медицинскою по армии частию действительного статского советника Виллие. Прося о сем ваше высокопревосходительство, имею честь быть с совершенным почтением, милостивый государь мой, вашего высокопревосходительства всепокорный слуга
князь Г.-Кутузов"
Богданову – чтобы приостановил вывоз из Тулы имущества оружейного завода, ибо не сдам я Тулы:
"В разрешение рапортов ко мне вашего превосходительства сего месяца от 8 и 9 чисел за № 4511 и 45722 предлагаю:
1-е, вывоз тягостей из Тульского оружейного завода приостановить; 2-е, все транспорты, следующие чрез Тулу, отправлять уже к армии в главную квартиру; относительно же предписания вашего Тульской казенной палате о выдаче сумм по требованиям проходящих транспортов и начальников военных лазаретов для содержания и продовольствия больных и казенных лошадей я не только разрешаю вас в сем случае, но еще долгом поставляю объявить мою благодарность за таковое благоразумное распоряжение вашего превосходительства.
Подписал: князь Г.-Кутузов"
То же – Яковлеву в Брянск:
"Милостивый государь мой Петр Иванович!
В разрешение на отношения вашего превосходительства ко мне от 9 сентября за № 6512 и 6453 2 предлагаю: вывозом брянских запасных парков и прочего, как не настоит еще никаковой опасности вверенной вам губернии, приостановиться впредь до предписания; распоряжения же ваши нащет скупки лошадей во всей их силе одобряю.
Пребываю с истинным почтением, милостивый государь мой,
вашего превосходительства всепокорный слуга".
Ланскому – снова о раненых:
"На рапорт ваш ко мне сего месяца от 10-го числа за № 677 коим испрашиваете моего разрешения согласить подрядчика, который бы взял на себя продовольствие больных и раненых, уведомляю ваше превосходительство, что я на сие не могу дать моего предписания по той наиболее причине, что я уже поставил правилом возложить сие на попечение господ гражданских губернаторов".
Всё? Нет, но большая часть. А ещё множество разговоров, устных распоряжений и прочего такого. Устаю, сил нет. Глаза под вечер слезятся. Маняшка опять дуется: хоть и мила невообразимо в форме казачка, но то недосуг заниматься с нею, то сил нет…