
Нудная погода с надоедливым, натужным дождём всё утро пыталась лишить такого зрелища жителей этого города, а котором бывал Наполеон и который связан с несколькими эпизодами жизни императора. И где теперь остановились донцы на своём втором за 200 лет пути на Париж.

Пока ждали решения небес о судьбе парада, делегация казаков отправилась к деревне Ла-Ротьер возложить венок памяти к стеле, посвящённой битве возле этого места. Она произошла 1 февраля 1814 года между Наполеоном и войсками союзников под командованием прусского фельдмаршала Блюхера. Французы здесь в течение дня отражали атаки союзников, среди которых было 3 пехотных и один кавалерийский русские корпуса. Но в конце концов они были охвачены с левого фланга превосходящими силами, вытеснены из центральной позиции и принуждены отступить за реку Сену в город Труа.

В этом городе, точнее, в одном из его пригородов – Сен-Пар-окс-Тертр – также располагается один из интересных памятников той эпохи: так называемый "Казачий крест".

Он поставлен в 1897 году на братской могиле казаков, похороненных здесь в 1814 году. По словам, походного священника казаков отца Владимира, памятник представляет собою образчик уважения к православной вере: статуэтка Христа на кресте выполнена явно католическим скульптором, но со знанием и учётом православных канонов.

Сюда тоже был возложен венок и отслужена поминальная молитва.

Тем временем дождик до конца излил свои страдания и уступил место более интересным событиям.

А проход казаков по Монтье-ан-Дер действительно таковым стало, как признал мэр города Жан-Жак Байе. Зрелище, в котором открытую бричку с сидящими в ней мэром и двумя его заместителями сопровождал целый взвод настоящих русских казаков, действительно вызвало ажиотаж среди местного населения. В местечке, где живёт всего чуть более 2 тыс жителей, и которое не видело казаков с 1814 года, когда оказалось на пути продвигавшейся на Париж конницы Платова, всё тянулось на цокающий звук копыт.

Люди выходили из машин, из домов, отрывались от дел и даже от столика в кафе, чтобы посмотреть на живописную кавалькаду и поаплодировать ей. Если же учесть, что бричку мэра тянули приземистые и мощные, как трактор, лошади местной арденнской породы, а за ними приплясывали тонконогие и точёные жеребцы-дончаки, то получилась ещё и презентация для любителей коней. А поскольку городок с этими животными связан исторически – первые конюшни здесь были возведены ещё в 600 годах нашей эры, и сам Наполеон в 1806 году приказал построить здесь одно из 30 имперских конных хозяйств /оно до сих пор существует, и в его помещениях живут участники похода/, - то ценителей здесь достаточно много.

"Наш мэр вообще большой затейник – в самом лучшем смысле слова, - прокомментировала это событие корр. ИТАР-ТАСС одна из местных жительниц. – Поэтому наш город, хотя и невелик, но хорошо известен во Франции устраиваемыми здесь мероприятиями. Теперь в нашей копилке воспоминаний будет ещё и нынешнее чудесное зрелище!"

Сам Жан-Жак Байе отметил во время последовавшего приёма и фуршета в мэрии: "Мы благодарны, что у нас в городе остановился такой замечательный поход, что мы оказались свидетелями этого по-настоящему сумасшедшего предприятия! Наверное, только русские казаки на такое способны!" "Французы очень уважают русских, и сегодня мы ещё раз убедились в том, как хорошо, когда между Россией и Францией такие дружественные связи", - добавил мэр.
В этот день 200 лет назад, 7 октября 1812 года, на позициях главной русской армии продолжалось затишье. Однако тем временем к ней с Тихого Дона подходило значимое подкрепление: это шли 24 полка и полурота конной артиллерии. Каждый полк имел в своём составе 1 полкового командира, 16 офицеров, 10 урядников, 1 писаря и 550 казаков – т.е. всего 578 человек.