Штейнгель прибыл в Придруйск.
Одновременно Чернышёв зашёл в Бялу, где в замке Радзивилла потопил 15 пушек, а с имения взял денежную дань.
Но главное: вижу, принял Наполеон решение об отступлении своём. Известился сегодня от партизан наших (днесь только направил Давыдову предписание производить действия разведочные по противнику, дабы мы здесь сообразиться с ответными действиями могли, - ан он сам уже сим озабочен!) о выступлении из Москвы больных и раненых под прикрытием дивизии Клапареда и отряда Нансути.
Посему не преминул я на приятеля царского царю и донесть: опасен становится Чичагов на месте своём, коли он так и не даёт точных данных о движении армии его:
"№ 20 Деревня Леташевка
Полученные мною вчерашнего числа и сегодня бумаги от генерала от кавалерии Тормасова, адмирала Чичагова и генерал-лейтенанта Эртеля при сем щастие имею всеподданнейше вашему императорскому величеству представить в оригинале.
При сем долгом поставляю довести до сведения вашего императорского величества, что я не имею подробных известий о движениях армии адмирала Чичагова, и хотя сегодня же получил его рапорт с нарочным, но и в том не вижу ни направления его и какую он избирает дорогу, ни о том, какую дирекцию дал корпусу генерал-лейтенанта Эртеля, что ваше величество из приложенного при сем письма увидеть изволите. Вследствие того писал я к нему прежде получения еще от него рапорта письмо, которое при сем в копии представляю, в коем я его прошу о доставлении подробных сведений о движениях, кои он предпринимает, или впредь предпринять намерен.
Фельдмаршал князь Г.-Кутузов".
Очень смешон Чичагов в роли полководца! Он сообщает, что "Волынская губерния войсками нашими от неприятеля очищена. Во время преследования его нами он отступал повсюду. На дороге находили мы разломанные его повозки, разбитые бочки и палых лошадей, что все доказывало поспешность его к удалению.
В течение сего времени взято нами пленных 5 офицеров и 333 унтер-офицера и рядовых. Сего дня перехожу я со вверенною мне армиею в Литовско-Гродненскую губернию. П. Чичагов».
Это – рапорт? Где я искать должен одну из армий моих – по всей Литовско-Гродненской губернии?
А это? – 5 офицеров и 300 нижних чинов в плен взятых за сколько? две или три недели уже? Да у меня партизаны в день столько берут, и армия им для того не нужна; армия на месте стоит и отдыхает!
Да знаем мы и отчего, да как отступал Шварценберг: держал он операционное направление своё ближе к Наполеону, прикрывая главную дорогу его. Вот увидишь: ещё остановится перед тобою Шварценберг, и будешь ты метаться меж двух огней!
Приведу, кстати, выписку из журнала военных действий за последние дни:
"ЖУРНАЛ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
С 1 ПО 3 ОКТЯБРЯ 1812 г.
№ 5 Деревня Леташевка
Октября 1-го. Армия оставалась в прежней позиции.
Нижегородский гражданский губернатор доносит, что прибывшие к Нижнему-Новгороду 5-й казачий Уральский, 3-й и 4-й Башкирские полки выступили из оного для присоединения к корпусу генерал-лейтенаита графа Витгенштейна вследствие данного о сем предварительного предписания.
Генерал Милорадович рапортует, что неприятельские аванпосты на тех же самых местах и что казаки, беспокоя их по ночам, заставили усилить цепь свою.
Генерал-майор Дорохов в дополнение вчерашнего рапорта своего доносит, что в Верее взято не 352 рядовых, а 377 человек и 15 офицеров, отправленных в Калугу, что полковник — строитель верейских укреплений, два инженерных офицера и более 300 человек найдено убитыми. Печеный хлеб, для коего неприятель собирал муку в окрестных деревнях, роздан войскам, а мука — разоренным крестьянам и обывателям. Собранными священником соборной церкви Иваном Скобеевым до 1000 человеками срыты палисады и укрепления. Солдаты получили хорошую денежную добычу. Пленных в авангарде взято 41 человек.
Октября 2-го. Армия оставалась на прежде занимаемой ею позиции.
Начальник Калужского ополчения генерал-лейтенант Шепелев рапортом доносит, что по дошедшему к нему сведению от партизана подполковника Давыдова, находящегося близ Вязьмы, неприятель полками и сильными партиями тянется по Большой Московской дороге от Смоленска, препровождая в немалом количестве как артиллерию, так и парки.
Генерал-майор князь Урусов рапортует, что он с пятью полками прибыл в Тулу, где остановился впредь до дальнейшего повеления для доведения 2 людей к лучшему познанию оборотов и движений.
Полковник князь Кудашев отправляет партии с Серпуховской на Калужскую дорогу, из коих одной приказано было следовать в Чириково, а другой на Красную Пахру. Вторая партия, узнавши, что неприятель обходит ее с левой стороны к Воронову, обратилась назад. Хорунжий Басов, встретив неприятельский обоз за Чириковым, напал на оный с 50 казаками, взял 20 человек в плен, 2 коляски и 3 брички. Посланная к городу Подольску партия открыла, что в оном стоит неприятельская пехота с двумя орудиями. Полковник князь Кудашев, будучи в сношениях с полковником Ефремовым, известился от него, что неприятель находится в больших силах в селениях Юме и Никонове, князь Кудашев пошел к Лопасне.
Вторым рапортом, сего же числа полученным, полковник князь Кудашев доносит, что посланная от него партия открыла в селе Васильевском фуражирующих кирасир, напала на них и прогнала до деревни Петровской, где они предприняли оборону, но есаул Анафин, ударив на них, взял в плен 27 кирасир, 10 положил на месте, а остальные спаслись бегством.
Октября 3-го. Адмирал Чичагов доносит, что Волынская губерния войсками нашими очищена от неприятеля, который во время преследования нашего отступал повсюду. На дороге находили мы разломанные его повозки, разбитые бочки и палые лошади, что все доказывает поспешность его к удалению. В течение сего времени взято нами пленных 5 офицеров и 333 унтер-офицера и рядовых.
Генерал Тормасов рапортует, что неприятель ретируется с великою поспешностию к Бресту-Литовскому. Ариергарды его, настигаемые легкою нашею конницею, потеряли убитыми до 2000 и пленными более 500 человек. Корпус князя Шварценберга столь стеснен был в отступлении, что не имел времени присоединить отряды генералов Зигенталя и Мора, кои наши авангарды отрезывают и не допускают соединиться с главным корпусом.
Гвардии капитан Сеславин рапортует, что, не доходя 4 верст до села Богородока, встретился с неприятельскою конницею и
пехотою, из коих, взяв 15 человек и положив много на месте, пошел сам в Ожегово.
Кроме сих пленных, присланных сего числа в главную квартиру, доставлено еще из авангарда 37 рядовых и 1 офицер, да от полковника князя Кудашева 26 человек.
Фельдмаршал князь Г.-Кутузов".
В ожидании же сражений, кои вскоре воспоследовать должны, занимался обустройтвом госпиталей: уж больно не хочется, чтобы при командовании моём оказалась такая же картина, как в Вязьме встретили мы, где из армии Барклая ещё из-под Витебска раненые бес призора и даже пищи лежали.
Правила о устройстве перволинейных временных госпиталей надиктовал я:
"1-е.
Устроенные пред сим в разных местах госпитали оставить, где есть удобность, на попечении внутреннего комиссариата, где же по отдалению их заведывать оными неудобно — на попечении гражданского начальства.
2-е.
Продовольствие впредь раненым и больным, из армии отправляемым, в пути и на месте до принятия окончательных к тому мер со стороны внутреннего комиссариата или гражданского начальства обеспечить посредством подрядчиков; содержание ж их в госпиталях существовать имеет по первому пункту.
Примечание: 1-е. Из средств, в первом пункте предположенных, употребить то, которое по предварительным исследованиям откроется надежнее и выгоднее. 2-е. По условию с подрядчиками во основание к торгу принять цены справочные, в уступке от оных заключаться будет выгода казны.
3-е.
По назначению места госпиталя дежурным по армии генералом медицинская часть устраивается по распоряжению главного медицинского инспектора, а генерал-интендант обязан отправить в каждый госпиталь одного опытного чиновника для занятия места комиссара, а другого на место эконома; по недостатку чиновников комиссары избираются из воинских чинов по сношению с дежурным генералом Соединенной армии, а экономы требуются от гражданских губернаторов, равно как нужное число помощников и канцелярских чиновников. Начальники губернии вообще обязаны содействовать всеми мерами к благоустройству госпиталей.
4-е.
Они имеют обязанность об отводе годных строений для госпиталей без стеснения или излишнего раздробления больных. Материал для нар и проч. исправление, солома, дрова и работники для починок и по хозяйственной части даются от земли.
5-е.
Как не предвидится возможности снабдить госпитали полным числом вещей и также построение оных при важных издержках не обещает скорых успехов, то возлагается на г. генерал-кригс-комиссара Татищева снабдить госпитали оными по возможности, между тем изготовить нужнейшее число тюфяков или простынь для покрышки соломы, подушечных наволочек, суконных одеялов, рубах, нужнейшей посуды и прочих необходимых предметов, возлагая сие на попечение особых чиновников, от генерал-интенданта отправляемых, под руководством начальников губерний собранием их от земли или покупками.
6-е.
Предметы для перевозки раненых сверх собираемых добровольными пожертвованиями, если по отдаленности внутреннего комиссариата не могут быть доставлены от оного, доставляются покупкою на общем комиссариатском основании по мере надобности и возможности.
7-е.
Для лучшего успеха по хозяйственной части госпиталей предоставляется генерал-интенданту с утверждением главноуправляющего по части продовольствия назначить главного смотрителя госпиталей по некоторым губерниям, поручая генерал-кригс-комиссару, когда он от армии отлучаться может, обозрение и устройство сих госпиталей.
8-е.
Все хозяйственные счеты госпиталей поступают в полевую комиссариатскую комиссию, а сведение о числе больных и проч.—- к директору госпиталей.
9-е.
Директор госпиталей по обязанности, на него возложенной, заведывает внутреннею полициею и благоустройством госпиталей, наблюдает, чтоб ведены были точные -списки больных и выздоровевшие отправлялись в полки. Он печется, чтоб больные получили все нужное по мере положения и возможности, почему все те недостатки, кои могут быть тотчас исправлены, поручает исправить комиссару, а о прочих уведомляет главное дежурство и генерал-интенданта. Для лучшего выполнения сей обязанности госпитали разделяются на дистанции, кои поручаются штаб-офицерам под его ведением.
10-е.
Караул, конвой и прислуга для больных даются по назначению главного дежурства из военных чинов.
11-е.
Развозные и подвижные госпитали остаются на осознании положения от июля сего года, равно и прочее во оном, до временных госпиталей касающееся, остается в своей силе".
Продиктовал письмо и Ланскому, сие положение разъясняющее:
"№ 430 Главная квартира деревня Леташевка
Милостивый государь мой Василий Сергеевич!
Возвращая вашему превосходительству представленную мне записку о мерах к устройству перволинейных временных гошпиталей, поручаю войти с кем следует в сношение, дабы меры сии приведены были в действие. Какие предписания считаете вы нужным дать сверх того от меня г.г. губернаторам тех губерний, где гошпитали уже существуют или учреждены будут, нащет исполнения ими требований ваших и директора гошпиталей, — уведомьте дежурного моего генерала.
Особенно прошу ваше превосходительство распорядить так хозяйственную часть гошпиталей, чтобы не могло быть никакой запутанности в щетах и чтоб полевая комиссариатская комиссия поверяла оные в свое время, а также назначением опытных и надежных чиновников на место комиссаров и економов упредить злоупотребления, — все сии предметы должен я возложить на ответственность вашу.
Верный щет по гошпиталям людей и исправное збережение их аммуниции не менее требуют хорошего распорядка. Я надеюсь, что ваше превосходительство ничего и по сему не упустите.
Губернаторам тех мест, где теперь гошпитали состоят уже некоторое время на посредственном их попечении, возвратить суммы, кои бы они могли издержать для гошпитальных потребностей, а естли находите нужным — снабдить их еще оными на некоторое время впредь. Пока меры, теперь к устройству гошпиталей принимаемые, будут действительны, то предоставляю вам каждому из них отпустить до десяти тысяч рублей.
О сумме, употребленной губернатором калугским, прилагаю при сем рапорт его ко мне, из коего вы усмотрите, что калугскому гошпиталю нужно скорое во всем пособие, ибо больные не имеют белья, нуждаясь и в других необходимостях.
По рапорту вашего превосходительства № 978 утверждаю, чтобы и путевое продовольствие больных происходило подрядом. Но разумею сие так, что в подвижном гошпитале, за армиею повсюду следующем, и где состоят одни только слабые или больные, коих предвидится скорое выздоровление, могут они иметь продовольствие обыкновенное от состоящего при армии провиантского ведомства, как и прочим здоровым оное производится, разве по предписаниям медицинских чиновников будут им нужны особые припасы. О чем не оставьте, ваше превосходительство, войти в рассуждение с главным медицинским инспектором и, что положено будет, мне донесите.
Ваше превосходительство не упомянули в записке вашей, нашет перевозки больных из подвижного гошпиталя в местные или из одних местных в другие, — обстоятельство сие разрешаю тем, дабы в таковых случаях требовать заблаговременно от земского начальства за указные прогоны подвод, кои и должны быть к известному времени выставляемы на тракт, по коему транспорты больных следовать будут.
Подлинное подписал тако: князь Голенищев-Кутузов".