По разумению моему, дело вышло провальным: Беннигсен паки доказал свою нераспорядительность и неумение управлять действиями воинскими, что и показал под Фридландом. Но Мюрата побили, с места согнали, посему сражение может считаться выигранным.
Но вот ведь Промысел Божий! – хороший генерал наш Багговут убит при том; а ведь как настаивал на сражении сём!
Как проходило дело.
Еще с вечера вчерашнего армия начала переправляться через р. Нару — войска Бенигсена у Спасского, а главные силы у Тарутина.
Графу Орлову-Денисову удалось совершенно бесшумно придвинуться к аванпостам нашим, где войски и провели ночь без огней. Он был у крайней опушки леса, на тропинке из Страмилова в Дмитриевское, в двух вёрстах против левого фланга Мюрата.
Всё было бы хорошо, ежели бы не известный поководческий гений Беннигсена: когда начало ачинало светать, ни одна из назначенных им колонн не дошла к месту назначения, не говоря, чтобы успеть развернуться на опушке леса. Меж тем, неприятельский лагерь пробуждался; пссему, опасаясь обнаружения своего и не желая упустить благоприятного случая для нападения, Орлов-Денисов решился на атаку неприятеля с своими лишь десятью казачьими полками.
Он захватил противника совершенно врасплох, причем французы успели второпях сделать лишь несколько выстрелов, после чего в беспорядке побежали за Рязановский овраг. Таким образом, весь лагерь левого крыла и 38 орудий были захвачены казаками.
Пока граф Орлов-Денисов собирал свои рассеянные по лагерю полки, показалась на опушке колонна Багговута. Однако вместо того, чтобы атаковать с ходу, войски его стали развёртывать артиллерию, которая вскоре открыла артиллерийский огонь по биваку французскому. Сие дало время неприятелю опомниться; он также открыл стрельбу артиллериею у него оставшейся; при этом храбрый Багговут был убит в самом начале перестрелки, что вызвало смятение в его корпусе.
Мюрат сим обстоятельством воспользовался. Он отвёл несколько угрожаемый левый фланг назад, обозы стал уводить, а на казаков бросил кирасир, чего, конечно, храбрые, но гораздо менее вооружённые сыны Дона вынесть не могли.
Бенигсен – тупая ганноверская башка: неожиданное нападение хотел разыграть будто как нормальный бой: вместо того чтобы немедленно атаковать противника, он терял время на стрельбу и равнение колонн, что в данном случае было совсем неуместно. Таким вот образом тупоумие, нерасторопность и нераспорядительность Беннигсена свела на нет всю много обещавшую атаку.
Сей попытался исправить положение, выдвинув вместо замешкавшегося 4-го корпуса Остермана 3-й Строганова. Вскоре к сражению присоединился и Остерман, но время было упущено, и вместо окружения более чем вероятного Мюрат получил возможность в порядке ретироваться к Воронову. Казаки Орлова-Денисова и 1-й кавалерийский корпус преследовали его до Спаса-Купли.
Ввиду неуспеха сражения и не желая далеко отрываться от главной свой операционной линии, на дорогу Калужскую опирающейся, я остановил левое наше крыло, под личным начальством выдвигавшееся.
Под конец дня несчастный Багговут был отомщён: хотя отряд Дорохова не успел выйти на Московскую дорогу, но посланный от него урядник Филатов из полка Власова с солдатами принял участие в преследовании неприятеля и убил генерала Дери.
Это ли победа когда и цель, поставленная перед боем, не достигнута? При Бородине я, хоть и отступил потом, но победил; что же здесь? Конечно, и такой успех ободрил армию после 6 недель перерыва в действиях воинских, но всё ж Мюрат лишь оттеснён, и, следственно, армия Наполеона противу нас в полной силе выступает. Ежели уже не выступила – пока внятных донесений о движениях его не получал.
В сей же день Витгенштейн штурмовал Полоцк. Некоторое продвижение есть; есть надежда, что завтра он Гувион Сен-Сира опрокинет. Авангард наш выбил неприятеля из д.Громы; французская кавалерия прогнана нашей конницей к окопам. Однако же Сен-Сир послал в промежуток нашего центра и левого крыла кавалерию, которая овладела нашей батареей. Пришлось прерывать атаку и пускать конницу нашу на ликвидацию сего прорыва; оная опрокинула неприятеля и отбила батарею. Ополченцы, составляющие центр наш, бросились в штыки и взяли иередовые укрепления.
После того Внтгенштейн двинулся против левого фланга французов; те стали отходить в укреплённый лагерь. Издалека мне трудно судить, зачем он это сделал, но тут Витгенштейн приостановил наступление. Это не дало ему завершить день блистательно, взятием Полоцка; но тем не менее входящий в состав корпуса его отряд кн. Яшвиля к вечеру подошёл к городу сему.
Эссен в Вокржавнице опрокинул 2 эскадрона саксонцев, подошёл к р. Бялке и завязал стрелковое дело с Шварценбергом и Ренье, стоявшими на правом берегу. Однако же завладеть переправою у Селец Эссену не удалось; неприятель стал обходить правый фланг его. В результате Эссен отступил, потеряв 400 человек.
Молодец былинный Давыдов произвёл поиск в Лосмино; потеря французов — 150 убитыми, 405 пленными. Потеря Давыдова—4 убитых, 17 раненых. Цифры, конечно, эпические, почему и назвал я молодца сего былинным; однако же для поднятия духа нашего полезны и столь баснословные донесения. Как говаривал батюшка Александр Васильевич, "да пиши больше; чего их, супостатов, жалеть!"