Отряды гр. Орлова-Денисова и гр. Ожаровскаго посланы на разведку к Красненской дороге, где действуют с отличною распорядительностью ; Орлов-Денисов в Пронине разогнал неприятельские депо, взял в плен 1 300 человек, захватил при том 1 000 лошадей, назначенных под артиллерию. Но самое важное - 400 телег с хлебом и вином и стадо рогатого скота! Утешительная новость! Для армии сего, конечно, мало крайне – но ведь и прибыток нежданный карман не обижает.
Авангард Милорадовича, который 8 ноября сошёл с большой дороги, добрался практически до армии главной - в обход Смоленска, на Касокову, Алексеево, Ляхово, Сверчково и ныне уже встал перед армией, в Червонной. По большой дороге преследует французов небольшая часть кавалерии, но сие не опасно в их расстроенном состоянии; Милорадович же с его изрядной частью войск, нужен будет для дальнейшего обогнания Наполеона. Тем более что сам же донёс, будто пленные вообще подтверждают, что гвардия, которая в Смоленск прибыла в воскресенье, третьего дня начала выступать из Смоленска по Витебской дороге. Наполеон был ещё третьего дня в Смоленске.
Место Милорадовича у села Лучинки приказал занять Остерману-Толстому, заодно повелев удвоить осторожность, дабы не пропустить генерального движения Бонапартова. Для сего он должен приказать не только патрулировать сколь можно далее вдоль по цепи казачьих постов, но и послать по всем сим дорогам к стороне Смоленска сильные казачьи партии.
Таким образом. генерал Милорадович преследовать будет генерала Зайончека по его следам, между тем граф Орлов-Денисов старается затруднять марш в голове его колонн. Платов преследует неприятеля по Духовской дороге. Вследствие этого сохраняется главное, чего добиваюсь я – куда бы ни направился Наполеон генеральным маршем своим, везде его ждали бы войски мои и не выпускали, таким образом, из состояния всё того окружения стратегического, в коем держу я его.
Тем временем не очень хорошие дела у Витгенштейна. Под давлением Виктора и Удинота, из которых первый атаковал авангард наш под командованием генерал-майора Алексеева у Аксенцев, подошли к Смолянцам, куда Алексеев и отошёл. Отряд полковника Ридигера вытеснил неприятеля из местечка Лукомля, но, узнав об отступлении отряда Алексеева, сам отступил к местечку Чашники.
Впрочем, то дела тактические, мелкие. Их таких же, хотя и с противоположным результатом, оказалось дело у Чичагова. Здесь корпус графа Ламберта разбил при Новом Свержене отряд бригадного генерала Коссецкого и, окружив его совместно с отрядом генерал-майора графа Орурка под местечком Мир, взял в плен 400 поляков.
Ренье отошёл к Волковиску и занял его арьергардом; Шварценберг двинулся из Волковиска на Слоним.
K Чичагову присоединился отряд Лидерса, отправленный в начале войны в Cep6ию.
Это в целом. А для сохранения картины обыденного дня наступления нашего прикладываю вновь листы из журнала военных действий:
«Лейб-гусарского полка Штабс-Ротмистр Нащокин, быв отряжен 28 Октября от Генерал-Адъютанта Графа Ожаровского к селу Хморе, узнал, что неприятель в числе 900 человек находится в оном селе, на рассвете атаковал его ротою егерей и малым числом кавалерии. Бой продолжался 4 часа; но видя неравенство сил, отступил одну версту, окружив селение цепью казаков. Неприятель в 12 часов ночи построил каре и пробив цепь, отступал к селению Михайловке. Штабс-Ротмистр Нащокин немедленно пустился вслед за ним, и нагнавши взял в плен 2 Офицеров, и 102 человек рядовых; а сего числа напав на неприятеля при Михайловке, взял в плен 53 человека.
Полковник Князь Вадбольский взял рассеянных по разным деревням около д.Лаптева 46 человек.
Партизан, гвардии Капитан Сеславин напал у села Волкова на небольшую колонну из арьергарда Генерала Зайончика, разбил и взял 6 Офицеров и до 70 человек рядовых.
Посланными от Генерал-Майора Карпова 2-го партиями взято 22 человека рядовых.
Генерал Милорадович, от 31 Октября, доносит, что Генерал-Майором Юрковским в селении Червонно взято 50 человек.
Генерал-Майор Бороздин доносит, что Полковник Крыжановский настиг неприятельский отряд, состоящий из 700 человек под командою Майора Абержу, и после сильного неприятельского сопротивления, частью побил, а остальных 370 человек взял в плен, в числе сих последних сам командующий, 18 Штаб и Обер-Офицеров и один Штаб-Лекарь. При чем выхваляет храбрость Полковника Крыжановского.
Генерал Платов, от 29 Октября, донес, что преследуя разбитый корпус Вице-Короля Итальянского Евгения, стеснил оный на переправе через реку Вопь при деревне Ярцово, и не смотря на упорное его сопротивление, атаковал с двух сторон и рассеял. При чем неприятель кроме множества убитых и потонувших, потерял 23 пушки и 200 человек пленных. Еще доносит, что в двудневное поражение корпуса Вице-Короля Евгения, бывшее 26 и 27 Октября, вместо взятых 62 пушек, оказалось по счету 64 пушки. Теперь Генерал Платов сильно преследует остатки корпуса Вице-Короля Евгения, тесня его с тылу и с флангов. Между тем как Генерал-Майор Иловайский 12 заскакав уже в Духовщину, будет поражать его при городе.
Генерал-Адъютант Граф Орлов-Денисов 31 Октября напал на неприятеля, идущего к городу Красному, и побив более 500, взял в плен более 400 человек.
Он же доносит, что сего числа преследуя неприятеля отрядом своим, взял в плен до 300 человек, в числе коих несколько Офицеров».
Сказать, что доволен я?
А что ж, доволен.
Беннигсен аж зелёный ходит, видя победу и славу мою.