Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Вот я какой, оказывается!..

... Редколлегию журнала заинтересовал Ваш рассказ "Ута". Первое, что привлекает внимание, - удивительно живой и яркий язык, который более, нежели сюжет, погружает во времена, когда разворачивается действие современной (или, лучше сказать, "явной", от "на яву"?) части рассказа. Причем это касается не просто ГДР, а, скорее, жизни стран соц. лагеря в целом, жизни обитателей этих стран и восприятия себя в едином культурном пространстве. Но это, конечно, далеко не самое главное. Сам сюжет - история возвышенной и чистой любви героя к давным-давно почившей женщине - насыщен удивительными для нашего неромантического времени глубочайшими и искреннейшими чувствами, благородством, нежностью, состраданием, отчаянием... Кажется, что Вам пришлось разделить весь спектр и всю мощь этих чувств между двух персонажей: для одного это было бы слишком. Мир же снов (видений, мечтаний?) героя - как это ни странно, не менее реалистичен, чем его обыденная жизнь. В какой-то мере это роднит его с героем "Сильвии" Нерваля. Но, возможно, следовало бы вспомнить Юстейна Гордера (ведь, согласитесь, сложно найти более романтически настроееного автора с мировым именем среди ныне живущих!) или даже Кортасара, так как чем дальше, тем объемнее становится Ваш рассказ, и тем больше размышлений он вызывает. Например, в финале образы Уты и Эккехарда предстают уже не просто двумя людьми со своими личными качествами, но двумя образами Германии вообще: Эккехард - это "дранг нах остен", это мертвый Никлот, это руины Радигоща, это триста всадников Арконы у пылающих ворот храма, это, конечно, Вязьма, Курск и Ленинград. Но была ведь и другая Германия. Помните, как в "Ивановом детстве": "Книжка?! Немецкая?! Да у них нет книжек! Они их на площади жгут!"? Были и Дюрер, и Иордан, и Гейне, и... Их имена тоже можно долго перечислять. И как раз эту Германию олицетворяет собой Ута - Германию мыслящую, чувствующую и создающую. Далее. Удивительная сцена с Александром и Рутгером. Мало кто в наше время задумывается (да и раньше задумывался), что среди европейцев, помимо балтов, только германцы стоят так близко к славянам по языку и культуре. И история это подтверждает, начиная от Великого Переселения Народов (вспомните поэму "Ортнит") и вплоть до восстания пресловутого Никлота, союзником которого были некрещеные саксы. А внутри этого периода - такие знаковые события европейской истории, как битва при Бравалле, и везде славяне (справедливости ради - зачастую против других славян) выступали вместе с германцами. Даже славянские гусли имеют прямой германский аналог в виде саксонской арфы времен Теодориха... И это все заключено Вами в одной этой сцене - два сына разных народов, еще не разделенных политическими и религиозными (мы помним 1054 год еще впереди) ухищрениями...

И этот список можно продолжать. Однако формат письма-приглашения, к сожалению, не безграничен. ...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments