Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Папка

- Жалость воину не подобает, - отрезала мать.
Ингвар вздохнул:
- Я знаю, мамочка. Но он так смотрел… Когда цыплятам лапки отрывали, я вовсе ничего… То есть, как все. А тут… Он такой был… Вот как братца Олейфа кто мне стукнуть велел бы…
Мать посуровела. Олейфу только-только исполнился годик. Мать сама ещё кормила его грудью. И сам того не ведая, старший сын поднял в Забаве тревогу – сродни той, что она испытывала шесть лет назад. Когда русы свалились им на голову, вручевским древлянам…
Нет, впервые русы вторглись в древлянские земли почти тридцать лет назад. Забавы ещё на свете не было. Как раз отец её мужа, Орвар Стрела привёл их. Правда, тогда русы до Вручего не дошли, ограничившись покорением готских древлян или, как те себя торжественно величали, тервингов. Странные они. Хотя говорят на славянском языке, обычаем нисколько не отличаются, богов чтут тех же самых, но от других древлян себя выделяют. И то бы ничего – каждый род себя от других родов отличает. Но тервинги себя от совсем древних предков ведут, от готских, не славянских. Как это получилось, Забаве никто не рассказывал, да по уму женскому ей тем и интересоваться ни к чему было. Но поскольку принадлежала она к семье княжеской, то так или иначе в окружающем мире понимала побольше простой смердки-чернавки. Потому вполне согласна была с предположением, что коли уж свычаи-обычаи родовые на самом деле поддерживали в семьях женщины, а не волхвы и старейшины – те лишь наружно, законы и поконы блюдя, да других заставляя, - то и готскими древлянами без баб не обошлось. Верно, когда сюда то ли от гуннов спасаясь, то ли вместе с ними, гуннам служа, пришли венедские славяне, то мужчин готских пвырезали, а женщин взяли себе. Закон и покон стали славянскими, а вот обычай бабы готские сохранили. И когда уж сюда пришли древляне с волынянами, да дулебы, да лендзяне, да прочие, называвшиеся уже именно славянами, - тут и зашли ссоры-которы разные из-за земли. Тут и заявили венеды-тервинги о древних своих правах на земли многие – как раз потому, дескать, что от готов ещё роды свои ведут.
Через какое-то время уладилось-приладилось всё: волыняне на закат остались, за Горынью, лензяне на восход ушли, к Днепру, ну, а тут древляне остались, поделив землю с тервингами. И хотя с тех пор породнились многие, девиц друг у друга умыкаючи, - какой и обычай-то у тервингов переняли – ан вели те себя наособицу. Вот и в той первой войне с русами решили древляне готские, что сами с пришельцами справятся. Мол, кто на них в лесах их, когда они ещё с королём Ерманариком всех округ покоряли! А тут русы всего-то на дюжине лодий приплыли. Вот те им и показали Ерманарика – Искоростейн сожгли, а людей из него вывели да в полон отправили, на киаовскую землю.
После быстрого и жестокого штурма главного города древлян готских Одд не стал расширять войну. Он разослал деревлянских же послов с призывом к прочим родам пойти под русскую руку, как-то сумев обуздать жажду наживы у своих воинов и удержав их от дальнейшего прочёсывания поселений племени. Впрочем, потом, уже оказавшись в Самвате, русском стольном граде, Забава не раз слышала, как это решение подавалось в рассказах ветеранов. Русам просто нечего было брать в древлянских селищах. Разве что полону нахватать – так ведь его ещё надо разыскать по лесам, куда, естественно, разбегалось всё население только при слухах о приближении русских кораблей.
Но тогда вождь русов Орвар, глядя на согнанную перед ним толпу лучших людей деревлянских, пояснил глумливо, что, дескать, попросту применил верные способы вразумления местной старшины и склонения её к миру. А те, мол, давно уже были успешно опробованы на севере, откуда пришли русы. А именно: показательное разрушение одного города – и, главное, его разграбление - со всеми богатствами прежде всего верхних людей, старейшин, жрецов, воинских начальников. После чего следует призыв к прочим верхним оградить себя от подобной участи. Что весьма просто: поклониться русам данью и принести присягу верности. То есть, разъяснил Одд, признать русского вождя своим великим князем, которому подчиняются светлые князья древлянс кой земли. И отвечать ему за защиту нетяжкой данью – мехами на общую стоимость примерно в щеляг с дыма. В стоимость этого же щеляга могли входить мёд, воск, выделанная кожа – это как уговор будет. Можно было и челядью выход свой внести. А что – с волынянами по-за Горынью вечно какие-нибудь которы случались, да юнаки набегами на соседей баловались, уважение и связанное с ним положение себе в задругах зарабатывая. А в иные годы и девок отдавали: поди, прокорми в голодное лето ораву лишних ртов.
Такова будет воля русская, завершил речь свою, до сих среди древлян пересказываемую, Одд. А кто ей противиться будет, тот враг русам. А врагу они свою волю показывать умеют.
Tags: Папка
Subscribe

  • Новый солдат империи - завершена работа...

    Вышел последний том трилогии "Новый солдат империи" - "Плата кровью". Можно распрямить спину - как мог, попытался показать…

  • Тревожно стало...

    Что-то загадочное: либеральная газетка упомянула "Мстителя Донбасса". Одним словом, конечно, но неужто что-то в лесу сдохло? Или в…

  • Обалденный отзыв на книжку мою...

    Здравствуй, дорогой незнакомец. Книга "Новый солдат империи. Воин Донбасса" Пересвет Александр Анатольевич не оставит тебя равнодушным,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments