Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Свобода диктатуры

Театру на Таганке до полувекового юбилея остался один год.
В 1964-м здесь был сыгран выпускной, по сути, спектакль курса студентов Щукинского училища "Добрый человек из Сезуана" по пьесе Бертольда Брехта. И хотя на самом деле название должно бы переводиться как "…из Сычуани", а герои самого Брехта носят китайские имена, в спектакле главным стал сам его дебютный характер. И для зрителей, обрётших новый театр, и для театра, ставшего по тем временам новым явлением в искусстве, и для артистов, многие из которых вошли в список легенд российской культуры.
И для его режиссёра Юрия Любимова. Точнее, для позиции, которую он, надо отдать должное, сохранял всю жизнь: главенствующая роль в театре принадлежит режиссёру. А исполнители должны выполнять его волю.
Он сам это подтверждал позднее, при первом расколе труппы в начале 1990-х годов, когда из театра ушло целое содружество актёров. Они создали тогда новый театр, во главе которого стал Николай Губенко – один из тех, кто играл в самом первом спектакле Любимова на Таганке.
Вот о конфликтах, собственно, и речь. Любимов действительно может быть назван авторитарным руководителем. Он действительно диктатор.
Эти слова обычно вызывают коннотации негативные. Демократия безусловно признаётся гораздо более ценным приобретением в истории человеческого общества. Но всегда ли это верно в искусстве?
История Театра на Таганке заставляет об этом сильно задуматься.
Он ведь начинался с успеха. Огромного, оглушительного. Массового. И кассового, в том числе. Это был успех, которому не всегда удавалось противостоять идеологам из соответствующего отдела ЦК КПСС. Кто уж там лично поддерживал "Таганку" – председатель КГБ Юрий Андропов, сам ли генсек Леонид Брежнев – определить сложно, да и не в том дело. Главное, что ЦК КПСС с театром справиться не мог. И вроде бы ничего откровенно конфронтационного! – но многие ощущали "воздух свободы" именно на спектаклях "Таганки".
Вопрос: а кто приоткрыл "форточку"? Не диктатор ли, хоть и театральный? Не он ли и мог сопротивляться давлению – в силу характера и убеждений, - как не способен устоять ни один демократически избранный комитет? Не потому, что не хотел бы. Потому, что сложен из разных воль, характеров, побуждений. Из разных гибкостей позвоночника, в том числе.
Что и показала дальнейшая история театра. Когда в 1982 году Любимов, находившийся в Лондоне, был лишён советского гражданства и оказался против воли в эмиграции, режиссёром "Таганки" стал Анатолий Эфрос. И это привело к громадному конфликту, из-за которого из театра ушли такие артисты как Леонид Филатов и Вениамин Смехов, так как суждение было вынесено однозначное: "Эфрос разрешил себе войти в чужой театральный "дом" без приглашения хозяина и вопреки его воле".
И вновь – характерна сама лексика!
Театр хотел вернуться к диктатору. И вернулся - в 1988-м, когда Любимову открыли дорогу назад, на Родину.
Но там театр поджидал другой конфликт. Закончившийся расколом на два коллектива. И что характерно: и "сепаратная" труппа во главе с капитальным Губенко играла "по-любимовски". При всём желании сказать новое слово – а получалось действительно талантливо, спора нет! – слово это звучало с прежним "произношением". Восстание против диктатора, хотя и успешное, носило его же знамёна…
Менее чем два года назад, на любимовской "Таганке" поднялось новое восстание. Оно закончилось уходом авторитарного 95-летнего режиссёра. Кто прав, кто виноват – судить, видимо, не посторонним. Но театр возглавил Валерий Золотухин – ещё один замечательный выходец из "гнезда любимовского".
А недавно он скончался. И кого блудные артисты попытались позвать в качестве главного режиссёра? Да все того же, авторитарного и диктаторствующего, по их же собственным прежним жалобам, Юрия Любимова.
Отчего так? – судить опять-таки не посторонним. Но говорит это в любом случае об очень простом и зримом факте: Театр на Таганке в поисках спасения смотрит в прошлое, а не в будущее. В сторону той самой, давшей так много гениев, театральной диктатуры. В сторону диктатуры, давшей так много творцов-повстанцев. В сторону диктатуры, которая давала простор воздуху свободы…</div>
Tags: Заметки на манжетах жизни
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments