Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Положение Китая с академической точки зрения

Научное сообщение академика Михаила Титаренко официально называлось «Итоги XVIII съезда Коммунистической партии Китая и перспективы развития Китая и российско-китайских отношений». Но речь шла о более широком охвате темы.
Мне показалось интересно.
Вот тезисы:
1. Состоявшийся 8-14 ноября 2012 г. 18-й съезд КПК, объединяющей 82,5 млн. членов, стал ключевым политическим событием в КНР за прошедшие 5 лет. Съезд определил основные направления развития страны на ближайшие годы и избрал новое, пятое поколение руководителей.
Избранное на съезде новое руководство КПК характеризуется высоким профессиональным и политическим уровнем. Впервые в высшем китайском руководстве представлены не только технократы, но и профессиональные экономисты и юристы, обладающие опытом руководства крупными экономическими регионами, значительно превышающими или равными по своим масштабам европейским государствам.
2. Китай совершил мощный рывок в своем развитии: ВВП вырос в 4 раза, по этому показателю страна переместилась с шестого на второе место в мире, доходы на душу населения увеличились в 3 раза, Китай стал обладателем крупнейших золотовалютных запасов (более 3 трлн долл.) и превратился в основного двигателя по выводу мировой экономики из кризиса, его мощь начала быстро трансформироваться во внешнеполитическое влияние.
3. Крупные сдвиги произошли за последние годы в уровне развития науки, техники и образования.
При этом за 20 лет – с 1991 по 2011 гг. в КНР произошел заметный рост занятых в НИОКР – в 3,3, а также рост расходов на НИОКР с 34,9 млрд юаней в 1995 г. до 861,0 млрд юаней в 2010 г. (почти в 25 раз за 15 лет, что составило 1,83% ВВП.
Однако до последнего времени в сфере науки и техники ученые КНР в основном занимались копированием лучших зарубежных научно-технических разработок и их адаптированием к уровню развития производства в стране. Собственный инновационный потенциал Китая продолжает оставаться пока ограниченным.
Принята «Государственная программа долгосрочного и среднесрочного планирования развития науки и техники в 2006-2020 гг.».
Выделено три основных направления развития науки и техники в КНР – энергоресурсы, водные ресурсы и охрана окружающей среды.
4. Накануне съезда остро дали о себе знать накапливавшиеся социальные, национальные и экологические проблемы, показав естественные пределы созданной 20 лет назад экономической модели. Выбор новой стратегии и пути развития страны стал предметом острой дискуссии в руководстве партии накануне съезда.
5. Рост социальных диспропорций и возникновение 5 глубоких социальных разрывов (между Центром и регионами, между приморскими и внутренними провинциями, между городом и деревней, между богатыми и бедными, межу ханьцами и нацменьшинствами) заставили уделить на этом съезде пристальное внимание вопросам социальной справедливости и преодолению неравномерности развития регионов.
После завершения съезда новый лидер Си Цзиньпин выдвинул лозунги о китайской мечте и возрождении китайской нации, которые стали общенациональной мобилизующей идеей.
6. По-прежнему на первом месте стоит задача по завершению индустриализации страны. В целом ставится задача сменить экстенсивную модель развития на интенсивную, инновационную.
Руководство страны учло негативные последствия превращения Китая в мировую фабрику, что привело к колоссальному ухудшению окружающей среды. С учетом этого четыре основных направления экономического, политического, культурного и социального строительства дополнены новым стратегическим направлением – экологическим.
7. Важнейшим вопросом, вызывающим острую борьбу в партии, на протяжении длительного времени остается вопрос о путях реформирования политической системы. Все большее число граждан, особенно представителей предпринимательского класса и городской интеллигенции, высказываются за расширение своего участия в политической жизни.
8. Международные разделы материалов съезда выдержаны в спокойных, подчеркнуто дружелюбных тонах. На первом месте стоят отношения с развитыми странами, затем с большими развивающимися странами, соседними государствами и развивающимся миром в целом. Китай, судя по всему, отводит себе роль посредника и модератора в отношениях развитого и развивающего мира с целью их гармонизации.
Поставлена задача предотвратить конфронтационные тенденции развития отношений Китая с США. В Пекине молчаливо наблюдают за действиями США и не критикуют их. В ходе недавней встречи Си Цзиньпина с Обамой поставлена задача расширить поле стратегического диалога и сотрудничества между двумя странами.
9. В докладе впервые заявлено намерение Китая стать «мощной морской державой». Наглядной демонстрацией этого стал спуск на воду авианосца «Ляонин», доработанного на основе недостроенного советского авианосца «Варяг» и заявление о закладке еще 5 авианосцев большей мощности.
Армия традиционно пользуется в Китае самым высоким, в каком-то смысле даже более устойчивым авторитетом, чем КПК и остается главной опорой власти. Она не испытывает дефицита в новобранцах. Ее резервом является более чем 260 миллионное народное ополчение.
10. Запад не ослабляет своих усилий и в том, чтобы посеять недоверие к России в Китае. Активизировались и выступления внутри России тех, кто прямо указывает на КНР, как якобы главную угрозу для нашей страны, и выдвигает разного рода схемы антикитайских альянсов России с США, ЕС, Японией, Индией. Многие представители крупного бизнеса в России, равно как и крупный китайский бизнес, ориентирующийся на ТНК, проявляют пассивность либо явное нежелание активизировать инвестиционное и другое сотрудничество на российско-китайском направлении.
11. По нашему мнению, российской стороне ни в коем случае не следует ставить под угрозу с таким трудом наработанные за последние годы позитивные результаты в отношениях с Китаем, позволившие вывести их на уровень всеобъемлющего доверительного стратегического партнерства. Принципиальное значение имеет окончательное решение территориальных проблем, закрепленное межгосударственными соглашениями, обеспечение спокойной обстановки на нашей протяженной границе с Китаем. Выгоден нам и представляет надежную базу для отношений двух стран подписанный в 2001 г. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве с Китаем. Во многом совпадают взгляды России и Китая на важнейшие международные проблемы.
12. Сказанное, однако, не значит, что России следует становиться чьим-либо «младшим братом». У нашей страны, как одной из великих держав, есть свои собственные интересы, диктующие потребность развивать отношения со всеми странами на принципах равенства, взаимной выгоды, неделимости безопасности.
Развивая стратегические отношения с Китаем по всем возможным направлениям, необходимо отслеживать и негативные моменты, которые также наличествуют в политике КНР – прежде всего усиление националистических настроений. В КНР продолжают появляться исследования, карты, книги относительно «неравноправных договоров» с Россией, и эти факты нельзя оставлять без внимания.
13. Серьезной корректировки требует сфера нашего экономического сотрудничества с КНР. Необходима проработка – в каждом конкретном случае – одобренной сторонами в сентябре 2009 г. «Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока Китая на 2009-2018 гг.», где имеется явный крен в сторону использования лишь наших сырьевых ресурсов. Крайне невелики китайские инвестиции в России – около 2,7 млрд долл. за все годы. На фоне того, что сам Китай за 30 лет реформ привлек почти 1,5 трлн долл. прямых инвестиций, а его собственные внешние инвестиции уже превышают 300 млрд долл., вышеназванная цифра выглядит просто мизерной.
14. Ускоренный подъем восточносибирских и дальневосточных регионов РФ - это главная предпосылка возрождения России. Дальнейшее промедление грозит утратой российского Дальнего Востока. Поэтому можно только приветствовать предпринимаемые в последнее время по инициативе Президента В.В. Путина решительные меры для того, чтобы сдвинуть, наконец, с мертвой точки проекты подъема Сибири и Дальнего Востока, навести в регионе порядок. Главное здесь, конечно, наши собственные усилия и ресурсы. Но в планах подъема наших восточных регионов, интеграции в экономическую жизнь АТР важно всемерно использовать возможности наших восточных соседей, в первую очередь Китая, принимая во внимание достигнутый им высокий уровень финансово-экономического развития, наличие у него значительных инвестиционных возможностей, проявляемую в КНР готовность к расширению экономических связей с Россией.
15. Коллектив Института Дальнего Востока РАН прилагает всемерные усилия для всестороннего научного обеспечения восточного вектора российской политики и интеграции России в цивилизационное пространство АТР. Однако высокопрофессиональный коллектив Института также нуждается в различных формах поддержки, необходимо кадровое омоложение уникальных научных школ китаеведения, корееведения, японоведения, вьетнамоведения.
Tags: Наука, Политическая история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments