Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Парочка неоконченных очевидностей

Подумалось тут в очередной раз по прочтении обмена мнений по Путину.Обмен обычный: Путин плох, ибо... и далее с одной стороны следует набор невнятностей, из которых непонятно, а что, собственно, нужно от лидера, а с другой - столь же невнятный набор эмоций на тему, что жить стало лучше и Путин классно отбривает Америку. А подумалось в очередной раз вот что: насколько ж отупел народ, что бьётся друг с другом из-за личности лидера, искренне полагая, видимо, будто Путин лично ворует/распустил кавказцев/угнетнул свободу/увеличил бюджет/навёл порядок/распустил РАН и проч. В то время как в реальности без него, конечно, не обходится, ибо он лидер, но на деле ни одно законченное государственное решение не является плодом личного произвола, но всегда становится продуктом компромисса элит. Не царь, чай.
Впрочем, и царя, злоупотреблявшего личными решениями, не согласованными с элитами, ждала, как правило, судьба Петра III или Павла I.
Но потом подумалось: не стал народ тупым, а был всегда. Ибо так же рассуждалось, например, про Сталина. Да даже и про Хрущёва с Брежневым.
Но народ тупым быть не может: его мнения, по крайней мере, в мэйнстримах, - такой же компромисс идей, оформляющихся в основные ментальные векторы массового сознания. А поскольку у большинства людей мышление редко поднимается выше обывательского, бытового запроса на анализ реальности, то и получается, что сложная работа лидера сводится этим бытовым сознанием к простым свойствам его личности. Типа "Сталин был злой, потому посадил кучу народа". Или: "Путин - гэбэшник, потому выстроил власть под себя".
На деле же лидер - явление. Как и любой человек, который тоже - явление. В самом прямом смысле - ибо даже свойства личности являют себя через поступки человека. И сам человек проявляет себя поступками, деятельностью своею. Грубо говоря, не Сталин злой, оттого и сажал, а сами посадки выявили какие-то свойства его личности, обусловившие именно такую реакцию.
И получается, что человек - не сумма личности, а сумма его поступков. Интеграл, так сказать.
Но очевидно, что поступки диктуются не только свойствами личности. Но прежде всего - обстоятельствами. Внешними воздействующими факторами, если точнее. То есть поступки - это функция суммы воздействующих факторов, включая фактор личностных качеств.
И тогда, собственно, роль личности в истории можно уподобить нелинейному графику между точкой а=рождение и точкой b=смерть. Либо же между любыми двумя произвольными точками, если мы хотим рассмотреть деятельность личности за какой-то отрезок времени. Ось же ординат, очевидно, должна пролегать через мораль - разумеется, соответствующую данному времени. Иными словами, точка 0 по оси y соответствует норме морали для своего времени. Ежели, к примеру, во времена Спартака было нормой развешивание взбунтовавшихся рабов на крестах, то Марк Лициний Красс продолжал оставаться нравственным человеком и даже добряком, расставивший кресты с пленными повстанцами вдоль Аппиевой дороги. Оговорюсь: пример, конечно, частный; обыденная мораль многократно сложнее, и по меркам этой самой интегральной морали того времени Красс всё-таки идеалом нравственности не являлся. Но в данном случае именно пример иллюстративен: не нам, с нашей нынешней моралью, осуждать Красса за жестокость, когда он был всего лишь законопослушен.
Собственно, далее всё просто. Нравственность или безнравственность личности, в том числе и личности лидера, определяется просто. Она является площадью графика функции в заданных временем и моралью координатах. Поступки могут быть нравственными или безнравственными, оттого график их функции нелинеен, непериодичен и нерегулярен. Тем не менее достаточно просто интегрируется на уровне первокурсника технического вуза.
Но точно так же по оси ординат могут быть отложены и другие критерии, кроме моральных. Польза, например, Да что угодно. Соответственно, не тупой эмоциональный взгляд на роль и качества лидера в ту или иную эпоху может быть сформирован таким образом, а вполне разумное, в меру возможностей подобранных критериев объективное суждение о том.
Tags: Политическая философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments