Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Category:

Повести исконных лет

Словене же сии прежде в землях жили, где ныне лендзяне повисленские живут, на Руси ляхами прозываемые, дабы со своими киевскимии лендзянами не путать; овых по той же причине по-русски прозывают – полянами; но ворота в Киеве по-старому Ляндскими зовут. Се потому, как старики в Киеве сказывают, что слово то одно и то же означает: расчищенную от леса землю, лендзь, что по-русски звучит "полья".
Так прошли словене оттуда по Бугу и Припяти и поворотили на полунощь, бо жили уже иные славяне по горам сим: лендзяне, деревляне, а к заходу волыняне и бужане; а по ту сторону Припяти до Двины сидели дреговичи; а по горам Карпатским хорваты белые. А на Днепре сильно повоевали словене венедов и кривичей, но не смогли одолеть их и пошли дальше. И взяли много женщин из венедов, потому что шли словене сперва полком, а женщин своих и родичей оставили на Поодерье, и по сей поодричи близкими родичами словен считаются, и обычаи у них те же, и дома ставят одинаково, и хоронят так же: покойника сжигают, а прах его в урну собирают и на холме ставят, и не хоронят прах 40 дней. Поганы бо суть и невегласы – считают, что сии 40 дней покойный с ними пребывает. И в том видим мы силу Веры Истинной: не ведают поганые, что число сие потому священно, что Сын Божий на сороковой день после Воскресения Своего во плоти на Небо вознёсся, однако же и поганский свой обряд погребальный невольно заветной мерою меряют. И се остаётся лишь скорбеть по душам их – не в Царство Божие бо возносятся, но в геенну попадают, света истинной веры не приемля.
И была земля свободна за кривичами лишь, за лесом Оковским, и прошли словене кривичей и дошли до озера Ильмень, и спустились далее по Волхову до Ладоги и повоевали тут Ладогу – сидели бо в Ладоге уже русы. Но сих мало было, и стали вместе жить словены с русами. Оттого гордятся ныне словене, считая себя от рода русского. Но немногие словене сели тут, потому что не их был город Ладога, и многие варяги и русы приходили сюда из-за моря и воевали тут, и дань на словен возлагали. Оттого, сказывают, охотно пошли они под руку великой княгини Эльга, когда она ходила тут, устанавливая погосты и ловы, и знаки межевые ставила. А князя своего у них не было, а управлялись старейшинами, и говорили старейшины те, что отдают-де народ свой под руку русскую, зане с издревле с русами соседят, а Ладога – общий город у них, потому сами они русские, из рода сего ладожского.
Города же своего у словен нет. Не правы те, кто говорит, будто их город – Новгород. Новгород установила великая княгиня Эльга, повелев единую стену возвести вокруг трёх посёлков – Чудина, Славена и Нерева, когда подводила под руку свою русь хольмгардскую, что на острове близь Новагорода нынешнего стояла. Потому и назвала она город сей Новым – ибо град русский на острове так и звался: по-русски – Гардом, а по-славянски – Городом. Так княгиня Эльга всегда поступает, когда иную русь под руку своей киевской руси заводит: рядом с русским городом свой погост или город ставит, в коий отныне дань свозить надлежит, - тако старый город не нужен становится, и той руси, что под Эльгу нейдёт, места более нет на Земле Русской. Оттого много варягов ныне в Константинополь служить едут – то русы, кои под власть киевской руси не пошли.
А откуда пришли древляне и волыняне и дреговичи, то не ведаем. Иные говорят, что всегда они тут жили, только назывались раньше иначе и с готами прежними воевали, с королём их Эрманарихом, о чём песни до сих пор поются. А другие говорят, что все эти народы преже волынянами были, и было сие племя величайшее средь славян. Но пришли обры и повоевали славян: племена многие покорили, а иные сами разошлись с земли той славянской, и волыняне среди них. А же пришед в леса эти, разделились волыняне, по рекам разным рассевшись: древляне на Тетереве и Уже, а волыняне – по Случи и Бугу, а бужане по Бугу же, а дреговичи – по ту сторону Припяти. И города у них: у древлян – Искоростейнн и Вручий, у волынян – Волин и Луческ, а у дреговичей – Туров, а у бужан – Бужеск, а у белых хорват – Перемышль. Все они платят дань руси.
А лендзяне, полянами рекомые, живут вокруг Киева, но их же город – Вышегород, что ныне удельный город Эльги-княгини, и есть здесь храмы Божии и монастырь. А Киев преже не город был, а земля здешняя так именовалась - Киаова, а что значит это слово, того не ведаю; но ведомо, что есть ещё города с таким именем на Дунае и по Ляшской земле. А прежде, когда русь впервые сюда пришла, стояла тут крепость хазарская, Самват называемая, а что значит сие – того не ведаю. И долго хазары в ней сидели, покуда руси за службу не передали, и есть остатки стен её до сего дня.
А по ту сторону Днепра, по Десне и Сейму, сидит народ, рекомый северянами. И хотя языка сей народ славянского, но обычаи имеет собственные. Сие, сказывают, оттого, что преже звался этот народ савирами и жил в степи, и был се народ гуннский. А когда умер царь их Аттила, а иные сказывают, что убит он был наложницей своею из готского народа, и сам я, когда в Климатах жил, слыхал песни такие от тамошних готов, то перессорились народы те, что под гуннами ходили. И савиры среди них воевали и побеждены были неким народом, и тогда ушли они из степи и сели по Десне. А в то же время пришёл туда же некакий народ славянского языка из самой угорского земли, но не той, что ныне у угров в Моравии, а древней, откуда уже угры в степь вышли и потом от печенегов на Дунай прогнаны были. А на той земле ныне земля Болгарская, но тоже не та Болгарская, что на Дунае, а се Болгарская земля на реке Итиль, кою славяне Волгою кличут. Сие ведаю точно, ибо родился сам в Болгарии Дунайской, в городе Плескове. В сём вижу я тоже промысел Господень, ибо позвала меня духовным отцом великая княгиня Эльга, которая родом тоже из Плескова, только кривичского, а ныне – русского.
И так повоевали пришлые савиры с пришлыми славянами, имя которых уже не помнит никто же, и не смогли победить одни других, и сели вместе, и увидели, что так хорошо, потому что савиры хорошо в седле воевать, а славяне – пеше, и вместе у них получалось хорошо отбиваться от хазар, кои хотели на савиров дань тяжкую возложить. И стали зваться северяне.
По многим летам одолели хазары северян и дань наложили, но не тяжкую, по щелягу с дыма в год. А на полянах и радимичах и вятичах имели хазары дань тяжкую – по беле и веверице с дыма. А от северян забирали молодых мужчин в воинство своё, но не в рабы, как белей славянских, а в воины, а после урочных лет отпускали. Потому и по сей день сильна конная дружина у северян, и русь они учат воевать конно. Однако же дань теперь они руси платят, ту же, что и хазарам, как то великий князь Эльги распорядился, когда перенимал у хазар подданные племена их.
А се расскажу, как русы на земли сии пришли, и кто первее сел тут, и откуда есть пошла Земля Русская.
Tags: Повести исконных лет
Subscribe

  • Вот и "Славяне до русских" вышли

    "Славяне до русских" в продаже! С каким удовольствием над ней работал! Много нового удалось открыть, сформулировать, передать…

  • Славяне до русских

    В дальнейшем, однако, — в VI — VII веках — по непонятной причине в пражско-корчакской культуре распространяется курганный обряд…

  • Славяне до русских

    Глава 22. Первая достоверно славянская культура Что представляют собою основные славяноморфные культуры? Все они — –…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments