Хазары наняли печенегов, и те победили кабаров, каких убили, а каких прогнали. И бежали те к уграм в Леведию – се была страна на низу Днепровском и Бугском, где печенеги орды харавои кочуют. Печнегов же наняли хазары, чтобы те бились с кабарами и уграми, и так пришли печенеги с той стороны Итиля в эти степи. И хотели печенеги в то же лето угров из Леведии изгнать, но не смогли, зане сильны были угры и воины умелые. И по сей день они бьются добро с франками и болгарами, и князь Святослав их собою на хазар брал, и жена у него угорская первая. Три бо жены имеет великий князь Святослав, зане язычник есть и не крещён.
В лето 6330 (822). Совокупились угры с кабарами и пошли на Хазарстан и сступишася с ними у Дона великого. И бились крепко, и побеждены были хазары, но не пошли угры дальше, ибо тоже сильно от битвы той ослабели. И пошла с того лета война большая по всей степи.
А печенеги первее пришли к северянам донским и мир с ними уставили, и совокупились с ними, и напали на угров позже битвы на Дону, и побили их.
А северяне те – сведомые кмети в конном деле, умеют воевать, ровно печенеги, конною лавою, добро из луков стреляют. Немало их ныне на Русь Киевскую пришло, то добро есть, ибо русь прежде хорошо на кораблях воевала и пеше хороша была вельми в битвах, но комонная справа воинская чужда была ей. Ныне же сильна конная дружина русская, и боятся её печенеги. А позвал северян донских на Русь Олег великий князь.
И ушли угры в Леведию, что на лукоморье меж Днепром и Бугом лежит и до Днестра. Но продолжалась война меж печенеги и угры, и хазары воевали.
В лето 6331 (823). А преже угры были союзниками хазар и дань для них собирали меж славян – на вятичи, на северяны, на радимичи и на поляне. И была крепость у них именем Самватас, на Горе, где ныне Ольжин двор, и стены те угорские по сей день стоят. Неправо говорят те, кто утверждает, будто стены эти князь Олег ставил, а крепость та стояла там, где ныне Угорские ворота – оттуда, дескать, и урочище Угорское. То от других событий пошло, о коих ещё скажу.
И свозили угры дань в Самватас со славян подданных, а собирали они то по воле кагана хазарского, и дань ту в Хазаран отдавали, а себе долю оговорённую оставляли. И когда поссорились угры с хазарами, поддержав кабаров, то отозвали у них хазары право на сбор дани, а сами собирать не могли из-за войны в Степи – не пускали их угры. И брали угры дань сами некоторое время, покамест не прогнали их печенеги на низ Днепра. И так не стали славяне платить дань никому, и была радость у них велика.
В Ромейской империи победил император постацев Фомы Славянина, а самого его захватили и казнили, испытав.
В лето 6332 (824). Бысть сеча велика меж угры и печенеги у брода у Белой Вежи – хотели бо угры стать на броде этом, не пуская печенегов к Леведии.
Ходил князь Дий Ладожский на Алаборг, ибо отложились от Ладоги русы те. И победил их, и мир с ними уставил, сказав: "Будет Алаборг пригород Ладоги, как и Изборск, как было то при прежних конунгах русских".
И не понравилось то руси плесковской – ведь много из русов тех с Дием на Алаборг ходили, и задумали они отложиться тако же. И послали в Полотеск к Эгилю конунгу.
В лето 6333 (825). Обещал Эгиль помощь Плесковской Руси, и отложилась она от Ладоги. Но не мог князь Дий выступить на неё, зане ушёл весною в корелу, роды карельские под руку Ладоги брать – свеи бо ходить сюда стали и сумь примучили, и крепость свою на озере Нево поставили. И побила русь свеев, и крепость ту сожгли.
А Плесковская Русь сказала, что не пригород она Ладоги, и воевода их Даг объявил себя конунгом, и прокричали его. И вышел Даг из Исуборга и сел в Плескове, ибо крепок был там город и руси много уже в Плескове прижилось.
И велел Дий собирать русь, и словен, и весь, и кривичей, чтобы идти на следующее лето на Плесков.
В лето 6334 (826). Хощдил Дий на Плесков и не стали биться. Увидела русь плесковская, что живут в Полотеске норманнским обычаем, и сказали многие, что не добро то. И утекли многие из Плескова.
А в Изборске Дия с русью его добром встретили те, кто не пошли с Дагом, и сказали: "То Плесков отлагался, а мы всегда под рукою Ладожской Руси ходили".
И подошёл Дий к Плескову, и мало кто стал на стены. Увидел Даг это и бежал в Полотеск, и следов его далее не ведаем.
Открыл Плесков ворота, и вошёл Дий, и был милостив, не пролил крови, троим лишь глаза вынул из тех, кто с Дагом стоял.
В лето 6335 (827).
В лето 6336 (828). Успе Никифор, патриарх Константинопольский. Се был муж великий, истинно святым почитаемым быть долженствующий, мощи его обретены бо были в лето 6355 нетленными. Се Христос призрел его, был бо Никифор святителем великим, ревностным защитником икон Божиих, за что сослан был безбожным императором Львом Армянином в монастырь святого Феодора, где же и успе в Бозе.
В лето 6337 (829). Стал в Константинополе император Феофил.