А вот о нападении русов на Царьград в 860 году Нестор знает не только одну устную легенду, но и документ из византийской хроники. Потому он о нападении рассказывает со слов греков, по которым -
- божественую ризу святыя Богородица с пѣсьнѣми изнесъше, в рѣку омочиша. Тишинѣ сущи и морю укротившюся, абье буря с вѣтром въста, и волнамъ великымъ въставшим засобь, и безъбожных руси корабля смяте, и къ берегу привѣрже, и изби я, яко малу ихъ от таковыя бѣды избыти и въсвояси възвратишася.-
- хотя на самом деле русы ушли сами, получив богатейший выкуп, и никаким штормом размётаны не были. Да и какой шторм в заливе Золотой Рог? ему же ширины 700 метров самое большее!
А вот источник Нестора - Краткая императорская хроника, кон. IX в.:
Михаил, сын Феофила, [правил] со своей матерью Феодорой четыре года и один – десять лет, и с Василием – один год четыре месяца. В его царствование 18 июня в 8-й индикт, в лето 6368 [860], на 5-й год его правления пришли Росы на двухстах кораблях, которые предстательством всеславнейшей Богородицы были повержены христианами, полностью побеждены и уничтожены.
Что за предстательство? а вот что - ещё один греческий источник - слово патриарха Фотия:
Истинно облачение Матери Божьей это пресвятое одеяние! Оно окружило стены — и по неизречённому слову враги показали спины; город облачился в него — и как по команде распался вражеский лагерь; обрядился им — и противники лишились тех надежд, в которых витали. Ибо как только облачение Девы обошло стены, варвары, отказавшись от осады, снялись с лагеря, и мы были искуплены от предстоящего плена и удостоились нежданного спасения.
То есть точно - не было шторма, иначе бы он не говорил так индифферентно: "Снялись с лагеря". К тому же раз был лагерь, значит, суда были причалены - и что им хоть двадцать штормов?
А что было на самом деле? А вот что:
В это время народ норманнов (Normannorum gentes) на трёхстах шестидесяти кораблях осмелился приблизиться к Константинополю. Но так как они никоим образом не могли нанести ущерб неприступному городу, они дерзко опустошили окрестности, перебив там большое множество народу, и так с триумфом возвратились восвояси.
С триумфом! Что подтверждает и независимый источник - письмо папы Николая I византийскому императору Михаилу III, где он напоминает о разграблении окрестностей Константинополя язычниками:
Умертвили множество людей, сожгли церкви святых в окрестностях Константинополя почти до самых стен его.
После чего язычники ушли, -
- избежав всякой мести (nulla fit ultio).
Но у Нестора, журналиста честного и порядочного, есть, напомню, ещё одно свидетельство - какая-то героическая песнь про то, как -
Видѣвше же грѣцѣ, убояшася, и ркоша; выславше ко Ольгови: «Не погубляй город, имемься по дань, якоже хощеши». И устави Олегъ вои, и вынесоша ему брашна и вино, и не прия его — бѣ бо устроено съ отравою. И убояшася грѣцѣ и ркоша: «Нѣсть се Олегъ, но святый Дмитрий, посланъ на ны от Бога».
После чего грозного воителя удовлетворили даром, достойным его:
И заповѣда Олегъ дань даяти на 2000 кораблий, по 12 гривнѣ на человѣка, а в корабли по 40 мужь. …
И подняла русь паруса из паволок… И вернулся Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье.
Вот он и вылез у нас, триумф!
Но теперь у Нестора текст не стыкуется! Нападение произошло в 860 году, Рюрик с русами появился лишь в 862 году, значит, напавших на Константинополь Аскольда и Дира он отпустил позже. Что делает Нестор? А он точных дат не знает, а потому попросту переносит нападение на 866 год! А что делать с устным рассказом? А ничего, засунем его в 907 год! Там вон тоже документ греческий торчит - договор с Олегом, очень выгодный, наверняка после удачной войны сделанный, - вот и совместим!
Беда лишь в том, что ни один греческий источник не сообщает о таком грандиозном успехе русов в 907 году! Нападение 860-го греки изобразили своею победою, но хоть не утаили, и про зверства подробно расписали. А тут не только они, но и Европа ничего не заметила! Это как по нашим временам мир не заметил бы нападения арабских террористов на Нью-Йорк на тех самолётах: Византия же тогда воистину была для всей варварской Европы подобием нынешнего Нью-Йорка вкупе с Вашингтоном, где сидит президент, вертящий половиной мира.
И перетаскивание корабликов по суше тоже Олегу приписали - чужую военную находку. Ведь мы уже знаем, что в Суд - т.е. в Золотой Рог вошли именно Аскольд с Диром. И скорее всего, волоком через Галату, как они ни трудно - ибо кто им цепь разомкнёт, в залив пропускаючи?
Вот вам один из примеров того, как и из какого сора лепились статьи летописи - подчеркну: при полной добросовестности автора. Одно склеено, другое подрезано, третье перенесено, четвёртое вынесено. Так что при отказе от такого источника в ранней истории Руси, как ПВЛ, мы ничего не теряем - разве что из него забавные иллюстрации брать, вроде кораблей на колёсах.