Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Category:

Повести исконных лет

В лето 6338 (830). Стоял мир меж Русьми всеми, и много норманнов пошли русить на Булгар и Хазаран, а иные в Табаристан. И везли серебра много оттуда, и торжище богатое было на Бирке, что в земле Свейской. И в Ладоге торг большой был, и даже греческих гостей, сказывают, видели там, что по пути из грек в норманны пришли.
В лето 6339 (831).
В лето 6340 (832).
В лето 6341 (833). Совокупились три орды печенежские и напали на угров. Но те отступили лживо, и близ Днепра, у острова, где поганское святилище Хорсово, обступили и иссекли многих. И бежали печенеги к Дону, и гнали их угры, и вежи их захвати. И вступили печенеги в пределы хазарские, а угры за ними шли, и много чёрных алан побили, что по Дону сидели, и сёла их пожгли. А аланы многие в северяны бежали и сели там по верховьям Дона северского и Оскола и по реке Сосне. Оттуда пошли есть северяне донские, что ныне на волоках сидят на Дон, зане смешались за век с северянами старыми. С той поры запустел Дон, и кочуют печенеги там, а прежде бо поселил хакан хазарский туда алан чёрных и болгар, и на землю их посадили.
И так перешли угры Дон через брод у Белой у Вежи и на хазар напали, полагя, что это они изнова печенегов наслали. И не успели хазары исполчиться, но остановились угры, не уйдя далеко от того места, зане вышли на них хазары киевские. Сидел бо тогда, как сказывают, в крепости хазарской в Самвате воеводы их именем Ахмад бен Киуа, и был он вазиром хазарским, и выгнал он угров отсюда, когда те с кабарами пошли. Оттого и называют, говорят, землю сию Киоавской или Киевской, как поляне сие выговаривают. А звали воеводу угорского, которого Киуа выгнал, Лыбеди, оттого, сказывают, и имя реки здешней – Лыбедь.
А иные другое рекут, говоря, что жили тут во времена древние три брата, Кий, Щек и Хорив, сестра же их Лыбедь. И правил Кий в роде своём и ходиле он к императору Ромейскому, и служил ему, и принял от императора того честь великую, а имени того мы не знаем.
Иные же сказывают, что Кий был перевозником через Днепр-реку, и держал его крепко, потому говорили люди: «На перевоз на Киев».
Не знаю, что верно из того, но по сей день в земле Греческой город сей Самватосом зовут, а землю Киаовской. И угры неспроста долго сюда ходили, покуда Орвар-князь не отогнал их отсюда, с печенегами в соузии.
Так напал на вежи угорские воевода Киуа и много людей попленил, жён и детей. И узнав о таком, повернули угры назад, на него, и была сеча страшная, и отступил Киуа. А угры оступили Самват и взяли его через три дни, и убили всех, а город сожгли. Но и сами ушли к себе, и не стало никого в крепости – ни хазар, ни угров. А славяне тогда от дани освободились, как сказано, и поляне, и радимичи, и северяне – не стало бо кому в полюдщие ходить, как раньше то угры делали до смуты кабарской.
И послали тогда каган и бек хазарские к ромеям, прося инженера у них, кто бы крепость поставил у брода у Белой вежи – не было бо там крепости с 6330 года, когда разрушили её угры же. Василевс, склоняясь к их просьбе, послал спафарокандидата Петрону по прозванию Каматира. И сей Петрона, достигнув Херсонеса, оставил там хеландии свои и с людьми своими отправился к месту, в котором должен был строить крепость. И начал ставить её на левом берегу Дона, по ту сторону от угорской земли, прежняя бо крепость на правом берегу стояла. Поскольку же на месте не было подходящих для строительства крепости камней, Петрона, соорудив печи и обжёгши в них кирпич, сделал из них здание крепости, изготовив известь из мелких речных ракушек. А для фундамента камня не было, и так стоит крепость сия без оного, на земле.
В лето 6342 (834). В се лето начал Петрона ставить крепость хазарам на Дону, и три года работал. А в степи смута была, и не ходили более хазары на сию сторону Дона, и гости не ходили же. Посему не стало в Самвате Киевском дирхемов арабских, что гости хазарские привозили, а даней славянские не было же, и нужда великая настала в Самвате.
В лето 6343 (835). Ходили хазары на северян и вятичей, и крепости начали ставить по Сосне-реке.
Tags: Повести исконных лет
Subscribe

  • Русские среди славян

    3.3. Но и их – встраивали! Уже известный нам Торольв из "Саги об Эгиле" – не совсем "транзитник". Он – сборщик дани от имени своего конунга. Но…

  • Русские среди славян

    3.2. Как налаживаются контакты… Конечно, команда среднего норманнского корабля была в состоянии захватить любую местную деревеньку, а то и городище.…

  • Русские среди славян

    А с будущей челядью как быть? Нет, безусловно, за девками с парнями, положим, поохотиться можно. И даже с успехом. Если неожиданно и изгоном.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • Русские среди славян

    3.3. Но и их – встраивали! Уже известный нам Торольв из "Саги об Эгиле" – не совсем "транзитник". Он – сборщик дани от имени своего конунга. Но…

  • Русские среди славян

    3.2. Как налаживаются контакты… Конечно, команда среднего норманнского корабля была в состоянии захватить любую местную деревеньку, а то и городище.…

  • Русские среди славян

    А с будущей челядью как быть? Нет, безусловно, за девками с парнями, положим, поохотиться можно. И даже с успехом. Если неожиданно и изгоном.…