Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Categories:

Повести исконных лет

В лето 6353 (845). Ростовская русь ходила на мурому и, обложив их данью, вернулась с честью.
Ингварь с ладожской русью ходил на корелу и воевал крепко.
Рагнар-конунг ходил на франков и город их Париж осадил и взял. И собрал добычи несметно и ушёл обратно. И были с ним иные из русов ладожских, отчего знаем мы о том. А Париж, сказывают, весь погорел.
Ород Киевский ходил на угров и, заключив с ними мир, ушёл.
В лето 6354 (846). Конунг Ингвар правил в Ладоге, был мудрым человеком и добрым правителем. У него была дочь Ингиборга. Она была красивая и умела хорошо врачевать. К ней сватались многие.
Шли через Ладогу в русь норманны свейские, и был среди них некий Франмар. И шёл на торг, и увидел там Ингиборгу и полюбил её. Но было у неё уже два жениха, из которых ни её отец, ни она не могли выбрать лучшего, - Снекол и Витсерк.
До конца лета русил Франмар со своими людьми и дошёл до Хазарана, и хорошо там продал, взяв много серебра и стеклянных глазок – любили их в Ладоге, и по сей день ходят там глазки вместе с векшами и кунами. И пришли в Ладогу, и корабль морской купили, продав две своих речных шнеки, но не смог Франмар уехать, не повидав Ингиборгу.
Но стерегли крепко её женихи, и не пустили Франмара к ней, но побили крепко, едва не до смерти. И так прогнали Франмара.
Но тот имел побратима в Уппланде, одной из стран, которыми владел свейский конунг, именем Анунд, а другие говорят – Эймунд. Того побратима звали Стурлок. Рассердился Стурлок на обиду побратима своего, а был он из ближников конунговых. И дал ему конунг людей своих и корабли, и собрал Стурлок 30 кораблей с варягами и поплыл весною на Русь, мстить за обиду побратима своего. И в лето 6355 приплыл в Ладогу и стал разорять Русь Ладожскую. Собрал тогда Ингварь русь и позвал также Снекла с Витсерком, из которых один сидел в Алаборге, а другой – в Хольмгарде. Собрали бояре сии свои силы, совокупились с Ингваром и выступили против находников, варягов тех.
И бились три дня они, и рассказывают в Ладоге о том до сего дни, и показывают место той битвы у Гостиного Поля. Вывел Ингварь всю русь свою, а А Снекол – свою, а Витсерк – свою, и ударили крепко в варягов. Многотут славных воинов пало, и пал тут Снекол к вечеру первого дня, а Ингварь пал под вечер третьего. Был ведь он стар уже, и был князем добрым, но воином уже слабым. И так подрубили варяги Стурлоковы хоругвь Ингваря, а голову его на копьё подняли. И устрашились русы Витсерковы, бо мало их осталось и поранены были почти все. И бежали русы от варягов и затворились в Хольмгарде.
В лето 6355 (847). Зашёл Стурлог в Ладогу без боя после битвы той, о коей сказано ранее. И в войске были радость и веселье. Весь город был в их власти, а так же все люди в городе.
И передал землю всю ту Франмару, а самого его назвал конунгом от имени конунга свейского вместе с титулом конунга, и отдал ему все владения погибшего Ингвара. И ушёл обратно в Свеарику.
А Франмар взял Ингиборгу и женился на ней по чести, и пошёл от них большой род и множество знатных людей. И живут в Ладоге и до сего дня, а иные в Киеве, а иные в Смоленске.
И остались многие варяги, не пошли со Стурлоком, но захотели русью стать и ходить по Восточному пути. И дал им Франмар земли по Волхову и по Ловати, и по Мсте, а иные сели по Ильменю-озеру. И служили верно Франмару-конунгу.
Обретены были мощи Никифора патриарха, и оказались они нетленными. Перенесли их из Проконниса в Константинополь и положили на один день в храме святой Софии, а затем перенесли в храм святых Апостолов. И молились все люди, и плакали от радости.
А невдолге после того успе патриарх Мефодий, коий был апокрисиарием при святейшем патриархе Никифоре, а при богопротивных иконоборцах нечестивом императоре Михаиле и лжепатриархе, имени которого не хочу называть, был испытан, подвергнут гонениям и томился муками в узилище в Акрите. И при Феофиле-императоре сослан был на остров Антигон.
А был сей Мефодий муж святой, мудрый и богобоязненный и прославлял Церковь Божию всеми силами. Написал он чинопоследование церковное, и используется оное в Православной Церкви и по сии дни. А написал ещё чины браковенчения, много сотворил пастырских поучений и песнопений церковных.
И великий подвиг взял на себя блаженный сей Мефодий, препираясь с еретиками и постыжая их. И самому царю перечил, уличая того в неверии и нечестии.
То так было. В те дни вели ромеи войну с сарацинами, и была необходимость самому царю присутствовать при войске. Отправясь к воинству, император взял с собой и святого Мефодия, частью как бы ради молитвы, частью для бесед от писания и решения недоуменных вопросов, которые, как убедился царь, святой Мефодий искусен был разъяснять. В действительности же царь взял с собой угодника Божия из боязни, как бы в столице, если в ней останется святой Мефодий, не возникло народное возмущение против иконоборцев: народ любил преподобного, как мужа святого и учительного, сведущего не только в области управления духовного, но и гражданского; поэтому-то царь и не оставил его в столице на время своего отсутствия, а взял с собой.
Но вот, по Божию попущению, измаильтяне одолели греков, уничтожив почти всё войско царя, так что последний едва спасся бегством с малыми остатками от своих полков; тогда нечестивый царь обнаружил на святого Мефодия свой гнев, который доселе таил в сердце: "Потому Бог и даровал врагам нашим победу, что среди нас находятся идолопоклонники", - сказал он. На это святой Мефодий возразил: "Господь, поругаемый христианами в Своей святой иконе, прогневался на них и попустил врагам одержать над нами победу".
После того, исполнившись ярости, сослал базилевс святого Мефодия после жестокого бичевания в заточение на остров и здесь приказал заключить его вместе с двумя разбойниками в глубокой гробной пещере, куда не проникал и солнечный свет. Так святой Мефодий явился живым мертвецом, как Иона во чреве китове, пребывая в земных недрах и благодаря Бога. Одному рыбаку поручено было доставлять ему пищу и притом столь скудную, чтобы только не умереть с голода; мучители желали продолжить жизнь угодника Божия, а с ней - и его страдания в том гробе.
В гробном своём заключении святой Мефодий пробыл до смерти царя Феофила. Когда смерть закрыла очи Феофила гробной перстью и затворила его нечестивые уста, наложив молчание на хульный язык, тогда славный исповедник увидел дневной свет и снова отверз свои уста для проповеди благочестия.
По кончине Феофила воцарился сын его, Михаил III, причем за его малолетством управляла его мать Феодора. Первой заботой правительницы была забота о мире церковном, совершенно нарушенном иконоборством: от дней первого царя иконоборца Льва Исаврянина до смерти Феофила прошло сто двадцать лет; в течение этого времени икона Христова была поругаема христианами, и разгневанный Бог воздвигал за это немалые бедствия на Христианское царство. В эти годы сарацины, овладев многими христианскими странами, многих жителей их увели, как пленников, в свою область. Тогда же Греко-римское государство разделилось на два царства: между тем ранее царь Нового Рима или греческий обладал и Ветхим Римом, так что Восток и Запад объединялись под скипетром одного царя греческого. Но из-за иконоборческой ереси, связанной с лютыми кровавыми мучениями множества исповедников благочестия, Запад отторгся из-под власти греческих царей, поставив себе своего собственного царя. Поэтому греческий царь вынужден был управлять одной только Грецией, да и то не всей, потому что Палестина со святым городом Иерусалимом, Сирия, Аравия, а также и Египет с подлежавшими ему областями, взяты были сарацинами. Все это Бог попустил за грехи христиан, отпавших от благочестия в ересь и поругавших святые иконы.
Принимая во внимание последнее обстоятельство, благочестивая и исполненная боговдохновенного разума царица Феодора приложила все старания к тому, чтобы, уничтожив в Христианском царстве проклятую иконоборческую ересь, утвердить правоверие, возвратив как драгоценное украшение невесты Христовой, святой Церкви почитание честных икон. Она повелела освободить от уз и заключения, а также возвратить из ссылки всех исповедников благочестия, чтобы они пришли на собор в Константинополь, который бы возвратил с подобающею честью храмам святые иконы.
На патриаршем же престоле, как мерзость запустения на месте святе, все еще пребывал лжепатриарх Иоанн, по прозванию Анний, - еретик и волхв, возведённый на престол царем Феофилом, и так как святые отцы не желали иметь с ним общения, то благочестивая царица Феодора помянутого лжепатриарха, лишив престола, изгнала из Церкви как дикого вепря из виноградника. И тогда ао благоволению Божию на патриарший престол к неизречённой радости всех православных был возведён святой исповедник Мефодий.
Святейший же патриарх Мефодий после всех церковных смут и после многих злоключений, перенесенных им за икону Христову, остальное время своей жизни провел у кормила церковного в мире и тишине, украшая патриарший престол в Царьграде своим ангеловидным лицом и ангелоподобным житием, стадо словесных Христовых овец руководя к истине и насыщая на пажити богодухновенных учений. Он заботился и о том, чтобы в Константинополе и честным мощам угодников Божиих снова по-прежнему воздавалась достойная их честь; во дни владычества иконоборцев честные мощи были поругаемы как и иконы, - на них плевали, их попирали ногами, влачили с поруганием по улицам, бросали в болота и навоз, иногда же уничтожали, предавая их сожжению или потоплению; только те мощи и сохранились нетронутыми, которых рука благочестивых поспешила укрыть в земле от руки нечестивых. И тогда в Царьграде исчез и самый слух о мощах святых угодников Божиих; поэтому-то святитель Христов Мефодий и приложил все старания к тому, чтобы снова обогатить столицу ромеев честными мощами и научить православных достодолжному их почитанию.
По преставлении же святейшего Мефодия поднялись великий плач и рыдание во всей Константинопольской церкви, лишившейся столь великого отца и всемирного светильника; он был погребён с честью, подобающей столь высокому по жизни и служению архиерею. Святой Мефодий пас Церковь Христову четыре года и три месяца и затем перешёл в жизнь не оскудевающую временем; он предстал Пастыреначальнику и великому Архиерею, небеса прошедшему, Господу нашему Иисусу Христу, всеми святыми славимому Богу, Ему же и от нас.
Стал в Моравии князь Ростислав. При нём крестились люди моравские, о чём скажу далее.
Tags: Повести исконных лет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments