Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Повести исконных лет

В лето 6366 (858). Погряз град великий Константинополь в грехах своих, ибо умножались они из-за ссоры двух святителей великих, Игнатия и Фотия. Оба прославлены были подвигами своими за истинную веру, образ жизни их был чистый и непорочный, сильны оба были в учении хирстианском, обличали и пап Римских, от истинной веры кафолической уклонявшихся; однако из-за интриг нечестивого Варды принуждённых бороться друг с другом.
Так бывает от наущений диавольских; и сильных в вере соблазняет нечистый, пользуясь самою ревностию их к вере: спорят богословы, как лучше служить Господу нашему, а диавол уловляет души их через грех гордыни, а для того подсылает людей нечестивых, слуг своих, дабы раздували они споры и свары. Истинно говорят иные, что не 30 сребренников, деньги малые, предал Иуда Христа нашего Господа; но из-за гордыни своей – хотел возвеличиться паки Его после смерти Его. Не верил бо, что Христос – истинный Сын Божий, и смертию Своею смерть попрал, даровав человекам, рабам своим, жизнь вечную. И пошто спорят и ругаются человеки в жизни сей скорбной своей, не думаю, что отдаляют себя тем от жизни вечной? Истинно: гордыня то и диаволово наущение.
И так не смирился и святой Игнатий с отстранением своим, и обвинение в государственной измене отвергал, а поддерживал его в том папа Римский Николай, коего позднее отлучил от Церкви Собор Константинопольский в лето 6375. И по изгнании св.Игнатия возведён был Фотий на патриарший престол в день Рождества Святого, на 25 грудня месяца.
А был тот Фотий муж учён вельми и в вере твёрд; обличал Римских пап за властолюбие, указывал на ереси их за добавление к Символу веры слов filioque, то есть: "и от Сына" – добавили бо нечестивые христиане испанские прилог сей к чистому символу веры, на великом Никейском святом соборе принятому, и на Константинопольском соборе святейшем дополненному.
То важно есть: Символ веры раскрывает учение о Святом Духе, о Церкви, о крещении, о всеобщем воскресении и о будущей жизни, посему покушение на него ересь есть, подрывающая веру истинную Апостольскую Кафолическую. И по сей день пытаются папы инако Символ веры произносить, нежели Святыми Отцы нашими заповедано было, и Церковью Святою принято как истина. И верно то; писал ещё святитель Григорий Богослов: "Мы чтим единоначалие; впрочем, не то единоначалие, которое определяется единством лица - и одно, если оно в раздор с самим собой, составит множество, - но то, которое составляет равночестность единства, единодушие воли, тождество движения и направления к единому Тех, Которые из Единого (что невозможно в естестве сотворённом), так что Они, хотя различаются по числу, но не разделяются по власти. Поэтому Единица, от начала подвигшаяся в двойственность, остановилась на троичности. И это у нас — Отец, и Сын, и Святой Дух. Отец — родитель и изводитель, рождающий и изводящий бесстрастно, вне времени и бестелесно; Сын — рождённое; Дух — изведённое".
А богословы те и епископы толедские, от коих пошла ересь сия, от неверных взяли её, кои не в Сына Божия веруют, но в пророка Его – и так содеяли нечестивые те, измыслив в чрезмерной наглости своей новшество, будто Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына, яко же и у магометан от сына не Божия, но человеческого учение их изошло.
Всё сие есть происки диавольские, подделывающиеся фальшивыми умствованиями нестойких в вере священников.
Происходил Фотий из знатной и благочестивой семьи, отец его был спафирий и приходился племянником первому восстановителю иконопочитания Патриарху Константинопольскому Тарасию, а мать приходилась сестрою нечестивому иконоборцу Патриарху Иоанну VII Грамматику; оттого называли Фотия иные лукавым, что не верно; а то верно, что серед борений всех изучал прилежно он учение Отцев Святых и первых христианских еписскопов и богословов, тщась постичь учение Христово в чистом и незамутнённом начале его. А при Михаиле кесаре стал преподавать он, и были ученики у него, и среди них – просветитель Кирилл, что сотворил азбуку славянскую, на коей и аз грешный летопись сию творю.
И был за то Фотий и с братьями его великих милостей царских удостоен, ставши протоасикритом, то есть начальником императорской канцелярии.
А говорю я так много о Фотии, ибо он первее крестил русь, и землю Русскую, и посылал епискпов своих в Тмутараканскую Русь, о чём скажу ещё.
Ходила русь ростовская на булгар итильских и многие селения их разорила. А булгары вышли против них на лодьях своих, и была сеча меж ними зело люта. Они сражались долго, и немало народу пало в этом бою. А княжил в Ростовской Руси тогда некий Сигурд по прозвищу Свиная Голова, и был он могучим воином. И в том бою огн сразил многих булгар.
И подошли они, булгар избивая, к мысу, а за ним пряталась пешая рать булгарская – к ней и заманивали русов булгары на лодьях. И был среди булгар один из князей их, вельми могучий воин и меткий стрелок. И когда бросились русы к мысу, чая, что победили уже булгар, стал он метать стрелы, и ни одна из них не падал мимо цели. А Сигурд Свиная Голова шёл впереди всех. В одной руке он держал небольшой щит, а в другой копьё. И выстрелил из лука в него князь булгарский. Сигурд тот заметил летящую стрелу; он поднял щит, но та пробила щит, вошла в глаз и вышла из затылка Сигурда – вот каким могучим лучником был тот булгарин.
И так умер вождь ростовской руси, после чего предложили русы булгарам замириться на вечные времена. И пошли на то булгары, ибо несмотное число воинов порубили у них уже русы, и боялись булгары биться с ними далее. И хотели русы похоронить здесь же Сигурда, но не дали того булгары, сказав: "Знаем, что будут русы своею считать землю, где похоронены их вожди; не хотим, чтобы ходили русы воевать нашу землю, но да приходят на торг". И русы согласились на то, зане тоже пострадали сильно в битве той. Принесли им булгары краду, полную мёда, и положили в неё Сигурда-князя, и отвезли к себе на Сару-реку, и там похоронили, как положено по обычаю русскому. И есть могила его там до сего дни; видели её русы Ольговы, когда ходили примучивать русь Ростовскую под Киевскую.
Tags: Повести исконных лет
Subscribe

  • Его Сиятельство главарь

    Атаман Войска Донского Матвей Иванович Платов остался в истории одним из главных героев Отечественной войны 1812 года, чьи казаки внесли заметный…

  • Все, в продажу пошёл "Тайный дневник фельдмаршала"

    Нравились мне "Русские...". Но там больше ум писал. Но тут... Нет, не сердце. Иногда это было перевоплощение до мистики. Каждый день делая марш,…

  • Победитель победителя

    Исполнилось 200 лет со дня смерти величайшего полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Кому-то превосходная степень покажется чересчур смелой? Но…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments