Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Повести исконных лет

В год 6370 (862). Послал каган к Аскольду в Самват, говоря: "Почто не идёшь ты к повелителю своему; хощу бо наградить тебя за поход твой удалой". Но знал Аскольд князь, что неправо обнёс его Дира перед царём, оттого царь доложил кагану, а каган впал в гнев по непокорству Аскольда. И не пошёл к кагану, но послал сказать: "Послал ведь я тебе десятину с добычи своей, а люди мои у тебя пропали. Неправо обнёс меня Дира из зависти".
Известно бо: стоят в бою русы вместе крепко, но в жизни друг друга опасаются, ибо всегда обнести стремятся, чтобы отнять один у другого; и даже в отхожее место с оружьем ходят. Мало доверяют друг другу, бо коварство между ними обыденно. Если кому из них удастся приобрести имущества, то другой тотчас начнёт ему завидовать и пытается его убить или ограбить. И поговорка такая есть меж ними: "Русы друг друга едят и тем сыты бывают". Но на поле брани стоят друг за друга крепко, и жизнь отдают по приказу князя своего или за други своя; и се постигнуть не могу я, как в них и то, и иное соседит. Но за князя стоят все крепко; в дни сии князи их монархами стали, а в те лета выкликали их на вече за силу и удач, но после стояли за них без измены, и князь волен был в жизни их.
Потому так се, что были русы поначалу торговцы, в отличие от викингов. Ходили они по рекам, обменивали у людей меха и везли их в Булгар и Хазаран. И слово такое было: "пойти в русь" – значит, поплыть по весям дальним не за данью или полюдьем, а с обменом и торговлею. Оттого и ревность между ними, русами, большая – ведь и дрались часто, если в одно селение две руси приходили.
Уже потом, когда у них, у русов, не ярлы лодейные, а большие князья появились там, где русы свои поселения ставили, тогда уже начали они воинами становиться княжескими, дружиною, способною в строю биться.
А ещё от того такие русы, что поначалу были они из норманн – а всем известно, что норманны люди свирепые и отчаянные, и правды меж них нет. Потом, когда русь на землю оседать стала, и девок местных брать, и стали к ним люди вольные приходить, выроды и изгои из славян, вести, чуди, мери и прочих, стала русь сама местною, и от норманнов постепенно отдалилась, и ныне не любят друг друга русы и норманны – считают русы эти земли своими и бьются за них против норманнов, приходящих с набегами. И так и доныне, когда ставит великая княгиня Ольга ловы и повосты там, где преже вольная русь сидела – в Плескове, и в Хольмгарде, и в Ростове, - и примучивает русь иную под Русь Киевскую. Идут русы многие в русь Киевскую, и княгине служить, а иные уходят в вольные ватажки, кульфингами прозываемые, но к норманнам на Северный путь, ни в даны, ни в свеи не возвращаются, зане чужие они и не любят друг друга.
Так и ныне видно, когда стоит нелюбие меж Святослав и Свенельд, хотя и воюют вместе греков. Святослав бо рус русский, а Свенельд к руси сперва как варяг прибился, и ухватки у него норманнские; а сам он из свеев.
Но вернусь к повести своей.
И так не пошёл Аскольд к царю, но хотел воевать. И послал за варягами и за пактиотами славянскими, а то были поляне и часть северян и дреговичей; и в Полоцк послали.
Вышло же так, что предвидел царь хазарский сие; вослед слу каганскому, иже с дружиною малою пришёл, войско хазарское следовало.
И вылез хазарин из лодьи – переправлялся ведь он перед Боричевым взвозом – и велел: да выйдет Аскольд князь к нему и выкажет уважение кагану в его лице. И не мог Аскольд отказать в том; не пришли ведь ещё пактиоты его. Вышел он к послу с хлебом-солью и поклонился низко; тут выхватил посол меч и вонзил в спину князю русскому, ркя: "Утаил если выходы хазарские от кагана, вышел из воли его, не быть тому живу, кто так ещё сделает".
И убоялись люди, видя, что войско хазарское подходит, и подняли тело князя и с плачем похоронили его. И есть могила его в Киеве и до сего дня; зовётся Аскольдовою могилою.
И многие русы изошли тогда из Киева, и пошли кто в Полоцк, кто в Плесков, кто в Ладогу, а кто, из недавних русов или из варягов, вернулись на Северный путь. И много золота и серебра принесли с собою в Бирку и на Готланд, в Висбю-городок.
А был среди них муж могучий, именем Кетиль Лосось, варягом пришед к Аскольду, а в войне с греками по правую руку от него стал. И знал он, что не простят того хазары, и бежал тайно из Самвата. И вернулся на Северный путь, и родил там сына, и пошёл от него род нынешних князей великих киевских.
И многие другие бежали из русов и варяг, как сказано, и так не стало первой Руси Киевской, но посадили хазары в Самвате своих воев хазарских – не было ведь больше угрозы от угров. А дань стали сами брать со славян – по щелягу и по беле с дыма. И возопили тогда славяне – малую бо в сравнении с тем дань брали русы, а девок уводили только по согласию.
В год 6371 (863). Сказал сын Аскольдов, что отмстит он за отца. И собрал русь, и варяг, и славян – сохранил он бо злато отеческое, хоть и бежал из Самвата. И напал на хазар. И была сеча крепка и почти победила русь. Но тут пали на плечи ей печенеги, и так порубили русь, и сын Аскольдов погиб.
А Дир в Тмутаракани служил царю и ходил в то лето за море Хвалисское в Табаристан, и много добычи взял.
Папа Римский Николай писал ко Фотию патриарху, да уступит тот Фессалоникское викариатство, иначе не признает он Фотия в сане его. Сей же отвечал, что то дело императора, а папа-де такой же патриарх Церкви Вселенской, как и он, Фотий, и не может он утверждать в сане патриарха Константинопольского. Того ради созвал папа собор в Риме, и отменил тот решения собора за два года тому, и объявил Фотия лишённым священства и отлучённым, а Игнатия – законным патриархом. И назвали то "Фотианскою схизмою", и стало в Царьграде вновь два патриарха.
Была жара знатная по всей земле, и погорели хлеба, и был голод великий в Ромейской империи, и в Болгарах, и в Моравах, и на Руси.
Tags: Повести исконных лет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments