Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Categories:

Повести исконных лет

В лето 6401 (893). Ходил Грим на уличей к городу их Пересечену и встретил тут первее печенегов; а была то орда иртим. И не могли ничего сделать друг другу – приплыли бо русы на кораблях, а печенеги были на конях; и не хотел Херрауд пеше воевать с теми, ибо не умели тогда русы на конях добро биться, а печенеги ничего не могли сделать пешему строю русов. И перестреливались лишь из луков.
И тогда показал себя Одд молодой – метко стрелял он из лука и далеко. Был ведь у него челядин один из северян, взятый в плен во время северской войны. И был он искусный лучник, зане воевал некоторое время за хазар в варягах их. Приблизил его Одд, и дал ему варяг тот северской роту на верность, и научил княжича молодого секретам точной стрельбы. За то принял Грим наперсника сего сына своего в русь и в дружину свою, и стал он у Одда ближником.
И вышла однажды из войска печенежского чародейка некая и стала творить волшбу на русов, немочь насылая на них перед сражением, размахивая своей кровавой метлою. Когда же стреляли в неё русы, то отводила она стрелы их ладонью, и ничто не причиняло ей вреда.
Сильно разгневался Одд, увидев это, и сказал отцу своему Гриму: "Позволь, отец, я убью эту ведьму". И боялся за него Херрауд, опасаясь, что заколдует его волшебница – никто ведь не знал тогда из русов, что за боги или лучше сказать бесы помогали печенежским шаманам. Печенеги ведь поганы, и шаманы у них то же, что волхвы с жрецы у других поганых, яко же у русов, и славян, и у кривичей, и у веси. Разным лишь богам поклоняются, а боги их суть идолы, человеком сотворённые и человеком же уничтожаемы; в отличие от Бога истинного, никем не сотворённого, но самого сотворившего мир сей.
Так получилось у Одда: достал он одну из стрел и послал её в шаманку, коя в дикой волшбе заходилась. И убоялись стрелы той бесы её; оставили они колдунью, и попала ей стрела в глаз, и вылетела через затылок.
Тут возопили печенеги и опустили сабли свои. И послал их вождь к Гриму просить о мире; сказал он воеводам своим: "Сильны, видно, боги русские, коли помогли им убить великую нашу шаманку".
И встретились посреди поля, и попросил хан показать ему воина, что сделал столь удачный выстрел, и удивлён был сверх меры, увидев, что отрок се сотворил – исполнилось ведь Одду только 14 лет, и едва прошёл он посвящение воинское.
И сказал тогда хан печенежский: "Да будет мир у нас с Русью". И обменялись они с Гримом дарами богатыми и договорились, что да не ходят иртим на данников русских, а русы да помогут печенегам против угров – воевали бо тогда печенеги с уграми.
И прозвали после того Одда Орваром, что по-славянски означает "Стрелы". А Одд по-русски значит "Остриё". И ставили русы прозвище впереди имени, и получалось: "Стрел Остриё". И уважали воины русские княжича.
В Болгарии царствовал Владимир царь. И стал он, как прежде сказано, распространять поганство по стране - возрождать позволил капища языческие и поощрял игрища бесовские.
Сокрушась о том, благоверный равноапостольный Борис вышел из кельи своей, вновь облачился в царские одежды и восстал на сына, вере святой изменившего. И ослепил его, а затем посадил в темницу. И вручил он правление младшему сыну Симеону.
А после созвал церковный собор и собрание народное. Собор сей утвердил Симеона на болгарском троне, исполняя волю царя Бориса, отца его, а также приговорил перевести стол царский из Плиски в Велики-Преслав и объявил болгарский язык единственным языком Церкви болгарской.
Борис же вновь удалился в монастырь и стал молиться усердно за страну свою и народ свой.
В се же время император Леон запретил болгарским гостям торговать в Константинополе. Тако же было торжище то болгарское, как ныне есть в Царьграде русское торжище в квартале св.Маманта. И велел Леон царь перенести торжище болгарское из Константинополя в Солунь, и мыто увеличил.
То содеялось из-за интриг в императорском дворце двух греческих торговцев, Ставракия и Козьмы, которые обсебили всю торговлю с Болгарией. А те нечестивые торговцы греческие покровительствуемы были василеопатром и логофетом дрома Стилианом Заутцем, всемогущим этериархом, начальником императорских телохранителей, иже стал тестем императора, женившегося на его дочери Зое после успения святой блаженной супруги своей Феофано. Говорили они, что через то больше денег получит император, а болгары то стерпят, зане во главе их стоит монах смиренный, ромеями выученный. Посему убедил Заутца базилевса не обращать внимания на послания болгарские; и не ответил Леон Симеону. Думал ведь Леон базилевс, что юн и неопытен Симеон, и в училище церковном к смирению приучен был. Забыл о том император, что смирение человеку надлежит; но смирение царей – в служении их, а должны они защищать народы свои. Так говорил Симеон боярам своим, когда ничего не ответил Леон на послания его, идеже убеждал его царь болгарский не делать утеснения болгарам и вернуть торжище на место законное.
Тогда стал Симеон собирать войско большое и предивное, хотя силою восстановить права свои попранные.
Царь же Леон не верил в силу болгарскую, а посему не стал исполчать армию большую; а главная армия ромейская воевала с агаряны в Италии и на востоке. Но послал к уграм, и с подарками большими, призвав их напасть на болгар как на врагов своих старинных. И обещали то угры, ибо много воевали они тогда с болгарами. И по сей день та вражда длится, и в дни сии пошли они с радостью с князем Святославом на болгар не потому токмо, что жена у Святослава угорка, но потому, что рады всегда угры зло сотворить болгарам.
Узнав же про то, отправил каган хазарский слов своих к Леону базилевску, предложив помощь свою против болгар, дабы после победы над оной оборотиться всем вместе и с уграми на печенегов и прогнать их из степей, кои преже делили бо хазары с уграми. И согласился на то Леон, и угров призвал, и заключили они союз.
Tags: Повести исконных лет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments