Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Повести исконных лет

В лето 6409 (901). Ходил Одд изнова к порогам, хотя наказать уличей – напали те бо из города своего Пересечена на русь, что через пороги шла и стала с гостей мыто требовать. А печать великокняжескую хулили и изломали, говоря, что повинны им мытом все, кто через пороги идёт. Впал Одд князь в гнев сильный, исполчил русь, и полян, а северяне комонные берегом шли.
И послал к печенегам иавди-иртим, сказав: "Се не на вы иду, но на уличей, что против меня стали". И к харавои послал.
И пришед к Пересечену, обложил его. А стоит тот на полуострове или лучше сказать на луке, где впадает в Днепр Самара река, перед первым порогом, который русы зовут Съуппи, а славяне – Не спи, а значит оно по-русски и по-славянски одно и то же. А печенеги зовут его Кайдак, что значит "бездомный".
И обложили русы Пересечен и по суше, и со стороны порога, и не было уличам куда выйти и откуда взять пищу. И даже за водою не пускали уличей, а в городе колодцев не хватало. Тогда пришли старейшины к Одду и спросили, какова будет воля его, если сдадутся. Сказал на Одд: "Зачинщиков и князя своего выдадите мне головою; а мыто брать будете по слову моему в казну мою; а брать вам то мыто с тех токмо, кто без печати моей идёт; и буду оставлять вам долю с мыта; а дань буду брать, как со всех – по щелягу с дыма".
И сделали так старейшины улицкие, и князя своего выдали, и казнил его Одд за обиду русскую. И дивились все мудрости князя молодого и воинской его удаче. И называли его Вещим, ибо казалось всем, будто заранее он удачу свою предсказывает. Верят язычники в чудеса разные и в то, что от волхования удача бывает, не ведая, что на всё – воля Божия. Да и тот Одд по обычаю русскому был и вождём, и жрецом. Так ведь есть у русов и до сего дни – как посвятят кого в конунги сиречь в князья, так и главные жрецы бога их Перуна, а прежде Одина посвящают; и творит он требы пред битвами и после. Так же и князь Святослав ныне делает, хоть и наставляла его Ольга княгиня, что бесовские то игрища и поруха души бессмертию. Сказал на то Святослав: "То дружина требует; как против дружины пойду?"
Стал патриархом Константинопольским святитель Николай, прозванный Мистиком, зане был он долгие годы личным писчиком Льва базилевса, коему тот всю свою тайную переписку доверял. А был он муж твёрдый в вере и племянник Фотия патриарха, и стоял за него крепко.
Ходили русы тмутараканские вместе с царём хазарским Кусою сыном Булджана на Баб-ал-Абваб, также именуемый Дербентом, и много их пало там от агарян.
Tags: Повести исконных лет
Subscribe

  • "Русские до славян" вышли в бумажном виде

    Вот же ж! Совсем забыл признаться в стыдном. Будете смеяться, но у меня опять вышла книжка. "Русские до славян". Продолжение…

  • Вышли "Русские до истории".

    Как забавно! Пока я в Луганске презентовал одни книги, вышла новая. Уже не публицистика - попытка научно-исторического расследования. Вот такую…

  • Ещё одна работа окончена

    Вчера, точнее, сегодня ночью отправил в издательство книжку "Русские до славян". Трудом далась большим, но и удовольствием немалым, с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments