Александр Пересвет (a_pereswet) wrote,
Александр Пересвет
a_pereswet

Category:

Повести исконных лет

В лето 6428 (920). Казнил Олег Лидульфа Бурого, обвинив его в убийстве отца своего Одда; и не повесили благородно в жертву Одину богу норманнскому и русскому, но вырезали орла позорно, рёбра ему со спины отворив.
Узнал ведь он точно от людей верных, как убит был отец его. Подсылал ведь Олег человека своего через русь плесковскую, когда в прежний год переговоры с нею вёл. И нашёл видоков, и челядина нашёл, известного о тайных подсылах меж Аскольдом Золотые Сапоги и Лидульфом; и другого, который деньги передавал.
Проведав про то, изверг Олег Лидульфа из совета княжеского и из бояр, и посадил его в поруб. И быв там испытан, сознался Лидульф во всём и рассказал, как помог он убить Одда князя. Взял ведь Лидульф золото от Аскольда и подвёл убийц наёмных к князю своему, и отвлёк Одда, и помогал держать его, когда яд ему в кровь влили из сосуда специального греческого с двумя зубами, будто бы змеиными. А по сказкам самого Лидульфа, кои он в порубе опросном говорил, обрёк он князя своего смерти не токмо из-за денег, но и потому, что имел тогда уже связь с великой княгинею Силькисиф и опасался, что прознает про то Одд; а буде умрёт великий князь, сможет он, Лидульф, сам во главе Руси стать, пользуясь связью с великою княгиней.
Разгневался Олег на сведения такие; подозревал он, что и мать его Силькисиф знала об умысле Лидульфовом на великого князя. И велел ей Олег отправиться жить в село Берестовое; удалил от неё всех бывших советников её. А двух воевод своих, что с Лидульфом ближниками были, Фрелава и Актеву, от себя удалил же, хотя не было вины на них.
И сказал Олег, что егда наладит Русь свою, тотчас отправится на Северный пусть и покарает там убийц отца своего, а ежели Харальд конунг за них заступится, то и с ним будет биться он, Олег.
В ту же осень скончала в Берестове дни свои Силькисиф; иные говорят, что в бане угорела, а другие – что от тоски сама уйти захотела, ибо потеряла и мужа, и сына, и любовника своего, и власть великокняжескую. А была та Силькисиф княгиня великая не по имени лишь, а по правде всей; и власть любила, и величалася ею; и ходила гордо, и шею никогда не склоняла, а если что на земле смотрела, то всем туловищем наклонялась, а шею всё же не сгибала.
В то же лето исполнил великий князь Олег слово иное и пошёл на древлян искоростеньских. Но по пути зашёл в Овруч и взял там замуж дочь князя древлян овручских Путяты; а звали её Забавою. Так ведь хотел Олег разрушить соузие меж племенами древлянскими; есть ведь среди древлян три племени, кои, как говорят, к трём родам древним восходят. Се бо теи три рода отделились в древности от других славян, с коими вместе в леса эти пришли. А звались те славяне дулебами, как иные сербами, а иные хорватами, а иные морвами; и то были могучие племена славянские, сидели же по Дунаю, где ныне угры кочуют, и воевали землю греческую и ромейскую, и с немцами длиннобородыми воевали, и с антами, кои после все изгибли от обров.
Те же обры прошли степями до гор тех, и перевалили их; и поселились в Паннонии, где теперь угры. И делали большие насилия славянам дунайским и жёнам их и детям. А были те обры велики телом, а разумом горды, и величались всяко. А бились с длиннобородыми и с франками, и на Царьград ходили, а в бою выставляли славян впереди себя и так заставляли их в сечу идти; и если побеждали славяне врага, то забирали обры себе добычу, а ежели побивали славян, то обры всех отступивших из них убивали. И было так, аще надо было куда обрину ехать, не велел он впрячь в повозку ни коня, ни вола, но велел впрягать жён славянских и так ехал. Так гордились обры, а славяне разошлись, не желая под обрами мучения терпеть. И так, что самые племена их на части распались. И есть белые хорваты в горах карпатских, и дань Руси давали; а иные хорваты в Иллирике живут, и с сербами то ж – одни в Иллирике же, а другие вдоль Одры сидят и с поодричами соседят, и с лютичами. То ж и с лендзянами, коих на Киеве зовут полянами, – одни роды их отбежали за Сан на Вислу и там сидят ныне, а иные сюда пришли, с дулебами вместе.
А дулебы сюда пошли, говоря, что на землю предков сядут; была ведь здесь при готах страна, людьми славянского языка населяема; как звались те люди, нам неведомо, а готы те звали их спалами, и много бились те с готами, покуда не оттеснили их и не сели на земли, где ныне волыняне с древлянами сидят; а город Искоростень, сказывают, имя своё от готов и держит. Как то вышло, что нет там более готов, а город их остался, не ведаю; но спрашивал я русов нескольких, узнают ли, что значит Искоростень по-русски – известно ведь, что русский и готский един язык почти: понимают друг друга русы с готами. И сказали мне, что значит это: "каменный утёс"; и в самом деле стоит город сей на скалах гранитных.
И так шли дулебы и иные славяне, имён которых не ведаю, вдоль Припяти от обров, и отделялись друг от друга по дороге, садясь по рекам. И сели одни по Сану, и назвались присане, а другие по Висле, и стали вислянами, а лендзяне далее прошли и сели, и по-старому звались; только ныне их чаще просто лендзи зовут или лехи; а и полянами их тоже зовут, ибо значит лендзь по-славянски поле или пустошь. А другие сели по Бугу и стали бужанами, а кои дальше шли, те сели по Бугу, Луге и Стыри и назвались волынянами, а дреговичи из тех же, а сели по Случи и по другим слева от Припяти. Так и древляны шли, а сели вдоль Ужа и Тетерева, и Уборти, а лензяне до гор сих дошли Киевских и сели тут и там, где Припять в Днепр впадает.
А когда древляны пришли и сели туда, где ныне живут, обрели тут, как говорят, некие роды древние и ослабевшие; и город их был Искоростень. А вели те роды свои от готов, от рода Амалов; а то род был конунгов готских. И сели с ними рядом, породнились, и величаются теперь роды искоростеньские древностию своею, переняв у готов. А сами славянского языка, и всё то же делают, что другие славяне, и обычаи у них те же, что у волынян, или дреговичей, или полян.
Знал про то Олег князь вещий, и решил он так сделать, чтобы разделить древлян и не дать им едино против руси стать. И зимою посылал он к старостам древлян вреческих в Овруч, говоря: "Возьму за себя дочь князя вашего, а роды ваши к себе приближу, а князей и старейшин в русь возьму, и у сердца держать буду. И когда вода спала, поехал Олег к древлянам тем, и привели ему Забаву, и взял он её. А древлянам вруческим добычу на готских древлянах посулил, сиречь на искоростеньских.
И взял тогда Олег русь, и варягов, и полян, и древлян и пошёл на Искоростень. А затворились древляне.
Тогда сказал им Олег: "Выходите, не убью никого. Возьму лишь дань, как обещал, ибо слово моё, князя великого русского, твёрдо. Не покоритесь же, то город ваш сожгу, а вас всех кого похолоплю, а кого челядью ромеям продам, и в том тоже слово даю".
И видели старейшины искоростеньские и волхвы, и бояре силу великую, что против них стояла, и отдались на волю Олегу и руси.
Так усмирил Олег древлян. А на следующее лето хотел на уличей идти, ибо насилие творили уличи проходящим через пороги русингам и иным, мыто беря не по праву и не по мере.
В Царьграде Роман стал императором при живом Константине.
А происхождения муж сей был самого низкого – из армянских смердов, но бодр был, боек и зол с детства, по образу отца своего, прозвище которому было Авастакт, сиречь "Невыносимый".
Был Роман храбр и быстро продвигался по военной службе, и затем вознесён был при прежних царях и при Зое. И так стал он друнгарием флота, и хитростью и насилием поял под себя почти всю власть. И стал он великим гетериархом, взяв под себя варягов норманнских и русов, что во дворцовой гвардии состояли. А дочь свою Елену выдал за императора и стал так базилеопатором.
И тогда сказал он базилевсу, что не нужна более Зоя правительницей, но сам он будет править от имени императора; и сослал Зою в монастырь. Декабря в 17 день был он возведён в сан кесаря и коронован был патриархом Николаем святителем.
Tags: Повести исконных лет
Subscribe

  • Вот и "Славяне до русских" вышли

    "Славяне до русских" в продаже! С каким удовольствием над ней работал! Много нового удалось открыть, сформулировать, передать…

  • Славяне до русских

    В дальнейшем, однако, — в VI — VII веках — по непонятной причине в пражско-корчакской культуре распространяется курганный обряд…

  • Славяне до русских

    Глава 22. Первая достоверно славянская культура Что представляют собою основные славяноморфные культуры? Все они — –…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments